Pathfinder: Kingmaker

Великолепно и отвратительно одновременно

Начнем с самого интересного — Pathfinder: Kingmaker сделала российская студия Owlcat. Как-то так получается, что наши разработчики любят уходить в крайности и обычно делают или очень плохие, или очень хорошие игры. Pathfinder: Kingmaker подходит одновременно под обе эти категории. Что ещё важнее — разработчики вложили в Pathfinder: Kingmaker свою душу, они старались сделать что-то новое. Что-то, чем они сами бы гордились. По крайне мере я это чувствую.

Студия начала с мажорной ноты — взяла за основу всемирно известный среди хардкорных фанатов настольных ролевых игр сеттинг Pathfinder, договорилась с Крисом Авеллоном (есть хоть одна RPG без него?), собрала внушительную сумму на Kickstarter. С опытом у разработчиков тоже все в порядке — в прошлом они работали над Heroes of Might & Magic 5 и Allods Online.

Pathfinder: Kingmaker может похвастаться великолепной и многогранной историей. Наш герой — приключенец, который волею судьбы получил возможность стать бароном молодого государства. Первый акт посвящен завоеванию баронства, дальнейшие события — его строительству и развитию. У игры очень много веток, из-за чего ее можно пройти несколько раз и получить совсем разные результаты и уникальные ситуации. А ещё я ни в одной RPG не видел такой интересной системы управления крепостью. До этого апогеем гениальности в этом плане для меня была Крепость-на-Перекрёстке из Neverwinter Nights 2. Студия Owlcat взяла за основу эту систему и развила её.

Государство в Pathfinder: Kingmaker — значительная часть контента, система управления утирает нос всем мастодонтами жанра. Забудьте про мертвые и скучные Шпили из Tyranny — здесь игрок постоянно принимает важные решения и чувствует их результат на себе. Какими должны быть налоги? Какая должна быть армия: профессиональная или массовая? Как поступить с хамоватым дипломатом из другой страны: повесить его, публично высмеять, или спокойно выслушать его претензии?

Последствия принятых решений — важнейшая часть атмосферы Pathfinder: Kingmaker. Игра не идеальна в этом плане, но как минимум старается доказать, что мир игры — живой. Это проявляется в мелочах, о которых обычно разработчики не задумываются. Например, меня удивил случай после местной войны с троллями. После победы над ними в ходе путешествия по глобальной карте они могут иногда попадаться на пути в формате случайной встречи. Вместо того, чтобы воевать с вами, тролли начинают в панике убегать, ведь барон на этой земле теперь известен как убийца троллей. В этот момент я ощутил невероятный эффект погружения — очень сильное геймдизайнерское решение.

Мне очень нравится, как разработчики поступили с компаньонами. Само направление очень правильное — товарищи по оружию в игре не какие-то куклы, а личности со своими желаниями и стремлениями. Они постоянно напоминают про свое существование: приверженец закона всякий раз выскажет своё “фи”, когда барон его нарушит, бывшие рабы не одобряют ограничение свободы, а злая эльфийка-зомби не видит ничего плохого в убийстве ради забавы. У каждого компаньона есть свой квест, который раскрывает персонажа с новой стороны, развивает его как личность. Но, к сожалению, не дотянули. Не довели до идеала. Развитие компаньонов получилось очень ломаным и не систематическим.

Сюжет происходит в отлично детализированном мире Pathfinder с продуманным лором, тут есть что почитать. С другой стороны, игра уважает играющего — она не закидывает ненужной информацией, как это делает, например, Pillars of Eternity 2. Окружающий мир предельно прост и понятен, от Pathfinder: Kingmaker не болит голова. Нет ощущения того, будто ты пишешь докторскую по культурологии и лингвистике.

Мир наполнен историями и событиями. В Pathfinder: Kingmaker работает своеобразный открытый мир — между локациями можно путешествовать и лишь малая их часть касается основного сюжета. В них находится львиная доля контента, включая любопытные второстепенные квесты и убийства крупных монстров, из-за чего игра иногда напоминает Dungeon Crawler. Если говорить объективно, то эта часть игры тоже не доделана до конца — очень много локаций без историй, где нужно просто убить монстров и собрать лут. В RPG такого калибра подобного быть не должно, бессмысленных бои не красят игру. К счастью, “мертвые” локации можно просто избегать.

Pathfinder: Kingmaker заставит плакать от ностальгии любого игрока старой школы. Все просто — КОСТИ! Старая-добрая система боя со спасбросками, инициативой, модификаторами и злым рандомом. Например, урон от Ледяной Косы Морозной Смерти +2 записан как 2d8+2. Это значит, что система бросит два восьмигранных кубика и прибавляет к значению 2. То есть урон варьируется от ничтожных 4 до солидных 18. Я прямо в детство упал, когда играл, вспомнил сотни исписанных квент и в очередной раз дал себе обещание когда-то сыграть в D&D вновь. Однако абсолютный рандом не все оценили — в обзорах в Steam на него часто жалуются. Сразу видно ньюфагов.

Подсказка — если не можете справиться с боссом, то просто уйдите в другие локации и прокачайтесь там. Даже сама игра в подсказках во время загрузки об этом говорит.

К сожалению, обилие бесподобных и креативных геймдизайнерских решений, чарующая атмосфера приключения ломаются об отвратительную техническую реализацию. Это первая игра студии, им многое можно простить, на многое можно закрыть глаза. Но не в этот раз. Разработчики оказались совершенно не готовы к реализации всего задуманного. Движок Unity хоть и выглядит красиво, однако постоянные загрузки просто бесят, особенно когда управляешь государством. Ну и, конечно же, баги. Сходу и не вспомнить более проблематичную в этом плане игру за последние пару лет. Профессионализм раздела QA у Owlcat вызывает очень много вопросов.

Лично я не сталкивался с критическими багами, тем не менее мелких, из-за которых мне нужно было перезапускать игру, было уйма. То не работает какая-то кнопка, то выделение предметов перестало адекватно функционировать, то ещё что-то. Некоторые зрители на моих стримах рассказывали, что они сталкивались с ужасными ошибками, из-за которых им нужно было начинать прохождение игры заново. Например, случайное разрушение государство, какой-то сюжетно важные персонаж не принимает задание, или наоборот его не даёт. Вы можете посмотреть любой обзор — все вам будут говорить о багах.

Но давайте будем откровенными. Баги можно исправить, плохой сюжет, повествование, геймдизайн — нет. Вспомните Kingdom Come: Deliverance — на релизе все также жаловались на проблемы технического характера, что не помешало игре собрать отличные оценки от прессы и пользователей.

Когда-то в комментариях под своими обзорами я отстаивал необходимость стремиться к объективности для автора — простите, не в этот раз. Впервые в своей "карьере" я не хочу быть объективным. Мы воспринимаем все окружающее сквозь призму собственных эмоций и чувств. Игры — это искусство, особенно когда разработчики вкладывают душу в свой проект. Я вижу эту душу в Pathfinder: Kingmaker, я чувствую желание студии Owlcat сделать что-то действительно крутое. Именно поэтому я готов простить все технические проблемы и искренне пожелать российской студии удачи. Как минимум, одного преданного фаната они уже получили.

А всем остальным я советую подождать несколько месяцев и потом попробовать эту игру. Поверьте бывалому ролевику — оно того стоит.

Последние статьи

30 Комментариев

  • А всем остальным я советую подождать несколько месяцев и потом попробовать эту игру

    Сейчас практически всю изометрию, для хорошего впечатления, конечно же, надо подождать не то что "несколько" месяцев, а полгода, а то и более.

    она не закидывает ненужной информацией, как это делает, например, Pillars of Eternity 2

    может, с первой частью перепутал? Во второй не заметил, чтобы что-то было ненужное.

    7
  • @Funnybone, в плане обьема информации обе части ПоЕ ломают мозги. Однако во второй части они ещё и местный диалект вписали. Постоянно местные словечки используют (вроде привет на свой лад и прочего), выражения непонятные, куча терминов. От второй части у меня голова больше болела )

    3
  • В любом случае, игра получилась занятной и очень привлекательной. Компаньоны, кстати, могут тоже забагаться ;)

    1
  • @Wanderbraun, вот с этим совершенно не согласен. Во второй части Обсидианы избавились от ненужных простынь текста, да и с непонятными выражениями вроде все понятно, вернее, их тоже минимум.

    4
  • @Funnybone, ну не знаю. Мне эти "привет" и прочее на языке аборигенов в кошмарах снились )

    1
  • -> Студия Owlcat взяла за основу эту систему и развила её. - не согласен. За основу был взят модуль Kingmaker, поэтому неожиданно и игра так называется.
    Разрабы откусили слишком большой кусок. Надо было брать более простой модуль, но более геймлейный, приключенческий какой-нибудь, типа Rise of the Runelords. А потом уже делать dlc или выпускать вторую часть с королевством. И с прогрузками не согласен. Точнее после Battletech не согласен.

    3
  • @Wanderbraun, эмм, в Одиссее, не знаю, играешь или нет, есть тоже употребления слов того времени, как слова проклятия, названия разных строений и прочего. Это же больше в атмосферу погружает.

    0
  • Я бы еще отнес к минусам некорректно проработанные уровни сложности. Разработчики не стали заморачиваться и с повышением уровня сложности - противники просто имеют запредельные АС и модификаторы. Из за чего бои на высоких сложностях выглядят так - вы с противником раз 10-50 мажете друг по другу, а потом кто-то выкидывает 20 на кубике и ваншотит другого критом.

    4
  • А всем остальным я советую подождать несколько месяцев и потом попробовать эту игру. Поверьте бывалому ролевику — оно того стоит.

    Отлично. Я её на новый год и планировал. Главное что бы уложились в два месяца.

    1
  • Мне очень нравится, как разработчики поступили с компаньонами. Само направление очень правильное — товарищи по оружию в игре не какие-то куклы, а личности со своими желаниями и стремлениями.

    Все компаньёны сделаны по одному шаблону. Персонаж откуда-то сбежал.

    Варварша сбежала из плмени, потому что женщинам быть бойцами нельзя.
    Эльфийка-нежить сбежала из родных земель, потому что убила брата.
    Дварф сбежал из родных земель, потому что верит в другого бога.
    Эльфийка и орк сбежали из Технолиги, потому что рабство.
    Полурослик сбежала из универа, потому что она такая какая есть. (на самом деле я просто забыл, но она точно сбежала).

    Всё откуда-то свалили по какой-то причине.

    Однако абсолютный рандом не все оценили — в обзорах в Steam на него часто жалуются. Сразу видно ньюфагов.

    Потому что если ставить сложность, выше начальной, то вся игра превращается в сохранения/загрузки по причине того, что тебе выпал плохой рандом, а у противника лучше статы. В итоге механика, которая работает в настолках, довольно хреново работает в компьютерной игре.

    Вообщем игру так и не смог пройти, в ней прекрасная атмосфера, интересные перснонажи (как личности, ибо прокачены криво) и приятная ностальгия. Но всё упирается в кривой геймдизайн, не всегда работающие механики и очень слабую техническую составляющую. Может через год другой и 100500 патчей игра станет играбельной, а пока я пас.

    3
  • Игра сильно забагована, но очень интересна. Разработчики постоянно ее чинят, и возможно через месяц другой ее можно будет спокойно пройти.

    1
  • Мне тоже игра понравилась, хотя тоже жду всех исправлений. Но немного поиграв уже увидел, что случилось главное - игра получилась. В смысле, "та самая РПГ". А я лично сомневался.
    Но баги, да...

    1
  • @Funnybone, малака! я прям полюбил это слово))

    1
  • @Wanderbraun, пока не заметил где это мешает. Так как очень мало играю, то вчитываюсь во все, и это очень круто, своеобразная смесь комикса, книги и игры, пока ничего лишнего во второй части не встретил. В первой конечно книги и истории левых людей напрягали.
    Но в целом очень многое влияло на какие то решения.

    0
  • @Kolya12382, ругаюсь так на кошку

    0
  • Отложил до патчей, на месяца два -три. Игра в целом понравилась, но уровень сложности выше среднего, с такой механикой, превращается в постоянный сейв\лоад, а это на корню убивает тактику. Да и в целом механика кубиков для меня (я не играл в ДнД в реале) это темный лес и совершенно не прозрачная составляющая.

    1
  • За кривой геймдизайн и отсутствие баланса скорее всего нужно сказать спасибо вот этому товарищу:
    mishulin
    Это гейм-дизайнер Аллодов онлайн, игры в которой баланса нет и небыло, а если ты про это писал на форуме, то получал бан.
    Обещания все исправить (лично от него) в течение нескольких лет прилагаются.

    Для тех кто не знает что это такое: представьте себе у большинства классов в игре не работает часть перков, потому что их не смогли сбалансировать и тупо отключили, при этом оставив их в дереве развития.
    Была конечно попытка все починить, но закончилась она очередным отключением всего и вся, потому что кое-кто не умеет считать шансы и криты.
    Ну и в добавок офигенная отмазка, что мол у нас "групповой баланс", хотя какой нахер "групповой баланс" в игре где ты контролируешь одного персонажа.
    К тому же это не оправдание классу мага, который хоть и имел интересную механику, но был абсолютно бесполезен, не имея ни нормальной защиты, ни нормального урона, ни какого-бы то ни было контроля.

    Боюсь ждать вам придется ой как долго.

    2
  • В игре все нравится, кроме довольно длинных загрузок (привет PoE) и бросков кубика. Почти Во всех битвах с боссами пришлось перезагружаться из-за неудачного броска контроля, дебаффа и т.д. Спутники, как обычно, с не очень продуманными статами. Ах да, управление королевством та еще заноза в заднице (опять же долгие загрузки и беготня туда-сюда в тронный зал)

    Еще одним минусом можно назвать практически полную копирку интерфейса из PoE 2.

    p.s. прошел половину игры классическим паладином. Жду патчей, для комфортной игры другой ролью, паладин не очень понравился.

    0
  • Согласен с каждым словом! Игра великолепна! Я просто оторваться не могу, как в своё время от БГ или НвН! И видно, что ребята стараются, правят всё ударными темпами! А первое прохождение уже рассматриваю для себя как тестовое, определить что качать, какие пушки, секреты в игре, чтоб потом оттянутся по полной!(хотя и сейчас оттягиваюсь только впуть)
    Прохожу на усложнённой сложности танкопаладином и нахожу её наиболее оптимальной. для себя. есть и хардкор и не нужно особо париться с обычными мобами.

    1
  • Да, баги (стабильные хотфиксы разрабов вселяют надежду).
    Да, движок не тот, бесят постоянные загрузки.
    Но - если вы, как и я,не по наслышке знакомы с играми Baldur's Gate, Neverwinter nights и прочие d&d рпгшки старых времен (да хоть Котор) - настоятельно рекомендую! Игру прошел на одном дыхании с огромным удовольствием (правда пока только на тяжелой сложности). Подожду месяц-другой фиксов и попробую анфейр сложность).

    П.С. если вы новичок в днд - сначала советую ознакомится с механикой игры, дайсами и прочим

    1
  • Слушайте, разрабы раз в два дня выпускают патчи и фиксят его, не согласен с комментаторами выше, что ничего править не будут.

    1
  • @brayden, будут конечно, это все таки не mail.ru, но не факт что что-то координально изменится.

    -1
  • @Aventar, спойлерить не буду, но половина написанного - не правда. плюс еще есть 5 компаньонов, не указанных тобой

    2
  • Смотрел стримы регулярно по игре, ибо с возрастом такие игры стали уже не торт. Но смотреть нравится и история крутая. Правда парень играет так, как будто состариться хочет в этой игре.

    0
  • @Aventar, неожиданно, но чтобы оказаться в одном месте нужно уйти из другого

    1
  • Либо автору везло, либо он начал играть недавно. Критических багов была тьма, и это не считая багов с переками/скилами/оружием и квестами. Наиграл 86 часов, проходить приходилось по 1 главе в 2 недели, и то если повезёт. 3 главу починили в 4 баги. Починили 4 (и то не у всех все работает) теперь в 5 косяки. Игра хорошая, но разрабам ее ещё чинить и чинить.

    2
  • Я в этой игрушке дошел до дерева большого, где крысы и клопы, и там в пещерах Харриму уровень поднял и сделал жрецом, и дал смилодона ему. Потом в разговоре случайно нажал на функцию убить королеву Бтал (или как там?), хотя мне нужно было остаться нейтральным. И вот теперь только патчи накатываю, чет не хочется пока играть, жду развития событий. Игра мне показалась вообще интересной и насыщенной, есть много приколов, забавных диалогов.

    0
  • «Наши» разработчики, не соизволили сделать озвучку для нас, очень печалит сей нюанс.

    1
  • @Hao, играл с релиза )
    @Alenka161rus, нельзя упрекать людей в желании заработать
    @Gungrave, Я буквально орал в голос со всего этого квеста. Самый душевная история, человек, который писал диалоги — гений
    https://www.twitch.tv/wanderbraun/clip/SassyOptimisticWitchYouWHY

    -1
  • Полностью согласен, но я бы за баги снял гораздо больше, их здесь овер много, даже после стольких патчей, хотя это релиз, а не какой-то ранний доступ.

    -1
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.