I Kill Giants

Я сражаюсь с великанами

Ком в горле и камень на душе

kartosh

В кинематографе есть категория фильмов, о которых тяжело рассказать после просмотра. Ряд сюжетных деталей — крупный спойлер, другие подробности просто не имеют смысла вне контекста событий, а их зритель должен увидеть сам. Когда по экрану начинают бежать финальные титры, в горле стоит ком, и его невозможно выразить словами, остаётся просто унести эту тяжесть с собой. Картина Андерса Вальтера Хансена «Я убиваю великанов» (I Kill Giants) как раз из таких.

Школьницу Барбару Торсон (Мэдисон Вульф) одноклассники считают странной. Каждый день эта девочка мастерит магические руны, обходит окрестности и расставляет ловушки. Все, чтобы помешать великанам, которые угрожают нашему миру. Труд нелёгкий, и она в нем одинока — брат считает ее занудой, старшая сестра занята другими делами, подруга всего одна, да и та не сказать, что надежная. Надеяться ей не на кого, кроме как на легендарного бейсболиста Ковелески.

Регулярный диалог с необычным ребёнком ведёт школьный психолог миссис Молли (Зои Салдана). Тактичная и рассудительная женщина пытается разобраться в тревогах и проблемах Барбары, наладить ее взаимоотношения со сверстниками и уберечь от беды. Получается с переменным успехом — то главная задира класса провоцирует драку, то подруга София (Сидни Вэйд) подведёт и ненароком обидит.

Большая часть фильма — экспозиция. Неторопливая, вдумчивая и тягучая расстановка фигур в современной жизни непонятого окружающими ребенка. У Барбары богатое воображение и живой ум, но угроза, о которой говорит девочка, реальней чем кажется. Она идёт к своей цели упорно, искренне верит в исключительную опасность. До самого конца великаны остаются загадкой, лишний раз подчеркивая, насколько непонятна Барбара даже для зрителя. Здесь кроется очевидная проблема — сценарию будто бы не хватает содержания и создатели фильма оттягивают кульминацию.

Это можно было бы считать попыткой накалить атмосферу, но все уже сказано в деталях: разбросанные фотографии в подвале, нежелание Барбары возвращаться домой, отчаянная попытка встретиться с монстрами лицом к лицу. На постере отважная девочка смотрит вдаль, за горизонт, где сквозь туман и облака навстречу ей движется гигантское чудище. При сравнительно небольшом бюджете в 35 миллионов долларов они нарисованы отменно. Великаны — метафора, о значении которой расскажет эмоциональный финал.

Современный кинематограф все чаще говорит о сложных вещах. В данном случае речь идет о детях, которым нужно внимание. Фильмы говорят нам о том, как сложно найти в себе смелость признать проблему, найти силы предложить помощь или попросить о ней. Импульсивная девочка с заячьими ушками на голове — проводник в реальный и жестокий мир, скрытый за бурной фантазией. «Я сражаюсь с великанами» снят по мотивам знаменитого графического романа и в качестве продюсера работал над фильмом не кто-нибудь, а сам Крис Коламбус. Этот человек подарил нам «Один дома» и экранизировал «Гарри Поттера», но в конечном итоге важно другое.

В зале плакали мужчины и женщины, и даже сейчас, вспоминая финал, к горлу подкатывает ком. Каждый из нас сражался с великаном в детстве или чуть позже, кому-то битва ещё предстоит. За этой метафорической сущностью датский режиссёр-дебютант Андерс Хансен спрятал то, с чем никто из нас не хотел бы столкнуться.