The Death of Stalin

Смерть Сталина

Фильм, которого не было

kartosh

Картина Армандо Ианнуччи “Смерть Сталина” должна была выйти в российский прокат 25 января, но этого не случилось. Фильм, которого не было. Была непродолжительная, но громкая история, которая закончилась отменой проката. Кинотеатр “Пионер” показал несколько сеансов вопреки указаниям Минкульта, а после лента ушла в небытие на территории России. О “Смерти Сталина” стоит поговорить и разобраться, что же случилось? Много ли потерял наш зритель?

История не терпит сослагательного наклонения. Смерть лидера Советского государства Иосифа Сталина была и остается одной из темных страниц в летописи СССР. Мы с вами уже никогда не узнаем истинных причин, можем только придерживаться одной из множества существующих теорий, о которых говорят историки, учебники и даже страница на “Википедии”. Верить или нет — дело каждого.

Режиссер Армандо Ианнуччи взял на себя смелость изложить в сатирическом ключе все произошедшее за стенами Кремля после неожиданной кончины бессменного лидера. Люди из ближайшего окружения Сталина охвачены паникой — удар сразил главу государства. Пролежавший на полу своего кабинета Сталин умирает, а в обезглавленной стране начинается борьба за власть.

Сценарий не избегает манипуляций историческими фактами, выстраивая повествование вокруг персонажей. Никита Хрущев (Стив Бушеми) представлен нервным придворным, которому все же удается манипулировать оппонентами, хотя истинные мотивы его поступков не очевидны. Тоже самое можно сказать и о других. Ни прижатый системой к стенке Вячеслав Молотов (Майкл Пэйлин), чья жена находится в заключении, ни тот же Маленков не будут искренними друг с другом и перед зрителем. Это прекрасно, именно в таком ключе политические интриги и грязная игра фигур у власти вызывает неподдельный интерес. Кто из них лукавит? Как было на самом деле? В фильме “Смерть Сталина” есть простор для размышлений и на многие вопросы режиссер предоставляет зрителю право искать ответ самому.

За этой, отчасти мнимой свободой не растворяется голос самого Ианнуччи — тонкий, ироничный и осторожный. Режиссёр сталкивает лбами участников борьбы за власть, позволяя им раскрыть худшие черты характера и лицемерить, глядя друг другу в глаза. Хрущев в полумраке советской уборной опасаясь прослушки сообщает Молотову, что тот попал в “расстрельный список” Сталина и Берии, убеждает его, что пора действовать, что его жена уже мертва. Мгновение спустя в квартиру входит Берия и Молотов выслуживается перед ним, превознося партию и называю супругу предательницей. Та, между делом, стоит за дверью, привезенная Лаврентием ради улучшения отношений с ее мужем. Берия представлен в фильме как настоящий злодей, плетущий интриги и неизменно попадающий в прицел своих “коллег”, как самая страшная из угроз. Катализатором сюжетных линий для всех персонажей становится маршал Жуков в исполнении Джейсона Айзекса.Георгий единственный, кого злобная сатира обошла стороной и на фоне других персонажей наделён сильным характером, без условностей и ремарок. Бравый вояка, бесстрашный и приземленный человек, именно он приводит в движение своеобразный каток, сминающий подковерные интриги.

Борьба за власть разворачивается на фоне глобальных перемен в жизни простого народа. Задержанные накануне по надуманным и не тяжким статьям избегут казни. Политические арестанты и просто неугодные власти люди из “того самого списка” обретут свободу и, как говорилось в песне Scorpions, задует ветер перемен. Жизнь обычных людей показана мельком и как бы невзначай, но Ианнуччи правильно выбирает детали, оттого краткость только на пользу.

Сценарий выворачивает наизнанку все возможные пути для развития событий и ставит неудобные вопросы. Был Сталин жестоким или нет? Его смерть это горе нации или повод вздохнуть облегченно? Фильм не претендует на историческую достоверность, хотя постоянно обращается к фактам, прописанным в учебниках истории. Держась на ярких образах и актерской игре, “Смерть Сталина” превращает трагедию в фарс. Недобросовестность, зависть, жадность, страх — главные герои варятся в этом безумном бульоне из правды и вымысла.

У британского прозаика Джулиана Барнса есть роман “Шум времени”, где главным героем стал композитор Дмитрий Шостакович. Он в отчаянии прислушивается к шагам на лестнице и ждет, когда за ним приедет черный воронок. В попытке сохранить свободу и жизнь, мужчина клевещет на своего кумира, а в конце обнаруживает себя в одиночестве — все, кого он любил умерли или сгинули в лагерях. А сам Шостакович, он победил, потому что выжил, или проиграл? “Смерть Сталина” отдаленно напоминает о вопросах трусости, мужества и лицемерия, поднятых в романе, добавляя к ним толику абсурда и ядовитой сатиры, которая не всем придется по душе. К счастью Армандо Ианнуччи не навязывает точек зрения, но позволяет себе вольность при работе с историческим материалом, а вместе этим и сослагательное наклонение. К фильму “Смерть Сталина” можно относиться по-разному. Как именно — личное дело каждого.