Blade Runner 2049

Blade Runner 2049

Больше люди чем люди

Илья

Рассказать чужую красивую историю всегда сложно. Еще сложнее интерпретировать ее, сменить акценты и визуализировать. Ридли Скотт с этой задачей справился. Со скрипом, но сейчас "Бегущий по лезвию" 1982 года выпуска признан и критиками и зрителями классикой научной фантастики. Перед Дени Вильневым стояла еще более сложная задача: показать продолжение, выдержать заданный уровень и придать старой истории свежести. При этом быть близким к оригиналу и одновременно самостоятельным.

Эти слова можно сказать про "Бегущий по лезвию 2049". В нем достаточно отсылок к оригиналу, поднятых Ридли Скоттом вопросов и по-прежнему никаких ответов. Зритель сам должен найти их в себе. История сиквела выглядит связанной с оригиналом и независимой одновременно, а открытая концовка дает возможность по-своему интерпретировать увиденное и понять, что будет дальше.

Агент Кей — бегущий по лезвию, охотник на репликантов. Он продолжает отправлять в отставку оставшиеся "в живых" модели Нексус-8. Во время одного из заданий он узнает важную информацию, которая грозит опасностью и ему, и другим. Один из ключей к решению — Рик Декард, местонахождение которого никому не известно.

Первые секунды "Бегущего по лезвию 2049" буквально воспроизводят оригинал. Земля будущего, огромные технологические локации, маленькая полицейская машина и водитель-протагонист. Такое бережное отношение к классике проявится в картине еще не раз, но у Вильнева нет цели подражать Скотту. Он верен себе и снимает свое кино, в котором есть элементы предыдущих картин режиссера, но с уже большим бюджетом и размахом.

В свойственной себе манере Вильнев смакует каждый кадр, делает многозначительные паузы и только когда зритель зафиксировал у себя все детали, переходит дальше. Кадр здесь, кадр там, пауза тут — и вот перед нами полотно мастера, которое начинает играть всеми возможными красками, несет в себе поток идей, предлагая на рассмотрение сотни вопросов, едва ли отвечая на некоторые из них. Даже реклама Joi в финальной трети фильма, которая сначала кажется просто красивой зарисовкой, несет в себе мощнейший смысл и, по сути, дает персонажу Гослинга импульс. В этом весь "Бегущий по лезвию 2049".

Тут нет случайных сцен, нет кадров ради кадров. В каждой сцене есть посыл для зрителя, усиленный эффектом самого изображения. Оторваться от экрана просто невозможно. Вильнев и оператор Роджер Дикинс рисуют потрясающие, насыщенные цветом футуристические сцены. От них захватывает дух, они передают масштаб происходящего и рассказывают истории. Это касается всего: и огромной стены, отделяющей город от океана, и оторванной от статуи головы, и даже скромной квартиры Кея. Пустая трата времени? Ни секунды. Все это элементы мозаики, которая представляет нам вариацию мира, придуманного Ф. К. Диком. Сошедший с книжных страниц, он превратился в красочный живой город будущего.

Все эти пейзажи и интерьеры впечатляют сами по себе, но пробирающий до костей саундтрек многократно усиливает ощущения. Конечно, это не Вангелис и его прорывное звучание в оригинале, но Циммер, Йохханссон и Уоллфиш смогли сохранить стиль великого грека. Их мелодии не дают отвлечься от происходящего на экране, прогоняя прочь все лишние мысли. Они работаю как усилитель эффекта в наиболее ярких и запоминающихся сценах, помогая режиссеру вовремя акцентировать внимание зрителя на своем посыле.

Дени Вильнев не испугался задать важные вопросы. В свое время Скотт не стал утомлять загадками, однако все поднятые темы были актуальными для своего времени. Вильнев двинулся в том же направлении, продолжив дело мастера. Остросоциальные проблемы соседствуют с политикой, революцией, а также важными для дилогии мотивами поисков себя и своего места в этом мире. В какой-то момент их становится так много, что некоторые из них просто теряются на фоне более важных. Режиссер легко переключает внимание с темы на тему, комбинирует их и дает пищу для обсуждения на протяжении всей картины. Вот тут кроется важная черта фильма — Вильнев не дает ответов. Вообще. Режиссер обрывает самого себя на середине фразы, останавливается на полуслове и оставляет зрителя наедине с собой.

Истории хватает и эмоций. Во всей масштабности происходящего Вильнев нашел место простым человеческим чувствам и ценностями. Они умело вплетены в общую канву, перехватывая внимание зрителя и уводя более глобальные вещи на второй план. Нашлось место даже для трогательных моментов, но они поданы в соответствии с общим стилем фильма и без вреда для основной сюжетной линии. В результате “Бегущий по лезвию 2049” умело балансирует между историей одного человека и глобальной историей, начатой еще в 1982 году. Возможно, финальная точка еще не поставлена.

"Бегущий по лезвию 2049" — редкое явление в кинематографе. Его легко можно было бы сделать научно-фантастическим экшеном, соответствующим современным тенденциям, но Вильнев пошел по пути оригинала. Режиссёр представил отличное самостоятельное кино и качественный сиквел. Это почти трехчасовая умная фантастика, удовлетворяющая не только аудио-визуальной составляющей, но и работающая на сознание зрителя.

Некоторые вопросы, которые задавали друг другу зрители после просмотра "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта, даже после сиквела Дени Вильнева остаются без очевидного ответа.