Пресс-конференция фильма "Нелюбовь"

Пресс-конференция фильма "Нелюбовь"

В московском отеле Four Season прошла пресс-конференция, посвященная фильму Андрея Звягинцева “Нелюбовь”. Новую картину представил сам режиссер, продюсеры Александр Роднянский, Глеб Фетисов, оператор Михаил Кричман, а также исполнители главных ролей Алексей Розин и Марьяна Спивак.

В этом материале мы собрали самые интересные моменты из общения команды фильма с журналистами. В тексте присутствуют спойлеры.

На начальном этапе Андрей Звягинцев представил продюсерам синопсис на трех страницах. Представитель одной из московских газет поинтересовалась, настолько ли велик кредит доверия к режиссеру, что он может предлагать ленту инвесторам, имея на руках практически только идею.

Александр Роднянский: Мы с Андреем много времени проводили вместе за обсуждением. Я очень хорошо читаю то, что приносит Андрей. Двухчасовая лента по законам формата обычно пишется на 120 страницах. “Елена” была написана в 40 страницах, “Левиафан” — в 70. Точно также неформатна была “Нелюбовь”. Секрет прост: он проводит чрезвычайно тщательный подготовительный период. Я часто прошу молодых режиссеров не экспандировать опыт Андрея. То, что можно сделать со Звягинцевым, не означает, что можно сделать с кем-то еще. Так в его отношении можно сказать банальную, но подходящую фразу Рене Клера: “Мой фильм уже готов, осталось его только снять”.

Мужчина в зале попросил микрофон и спросил Роднянского о его решении обойтись без поддержки МинКульта: "Это ваше принципиальное решение"?

Александр Роднянский: Мы не обращались в Минкульт по понятной причине. Министр часто вспоминает “Левиафан” и так тепло, что мне не хотелось доставлять ему так много неприятностей снова. Партнерство с Глебом Фетисовым позволило нам структурировать расходы и позволить Андрею делать тот фильм, который он хочет. Это принципиально. Зачем? Если это каждый раз через силу, идет такое неприятие и мы чувствуем себя нашкодившими школьниками. Зачем? Ну, справились бы.

Мужчина в дальнем конце зала осторожно поинтересовался, почему по мнению авторов “Нелюбовь” осталась без главной награды Каннского фестиваля — золотой пальмовой ветви, и так ли хорош тот голландский фильм, который его опередил?

Под легкий смешок аудитории Александр Роднянский поправил автора вопроса указав, что тот фильм “шведский”. (Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля получила картина Рубена Эстлунда “Квадрат” — прим Shazoo).

Александр Роднянский: Вы знаете, самое нелепое дело — это комментировать решение жюри. Я сам бывал много раз в жюри и знаю, что это обязательно солидарное решение членов жюри. В данном случае девяти выдающихся кинематографистов. Давайте исходить из простого: из двух тысяч фильмов отобрали 19 в конкурс. Семь наградили. Мне кажется, мы неплохо выступили.

Роднянский также отметил, что “Нелюбовь” воспринимается как универсальная картина.

Мы часто сталкиваемся с проблемой для русских фильмов. Наши фильмы надо переводить, интерпретировать, сказать что “вот это происходит потому и потому". В “Левиафане” были проблемы, например. Почему он не может пойти в суд? Как объяснить почему он не может пойти? Или почему суд принимает вот такого рода решение? В “Елене” было непонятно, почему герой боится призыва в армию. В фильме “Нелюбовь” ничего переводить не надо, это касается любой семьи в мире: в Америке, в Германии, во Франции. Они плачут и переживают, точно также как мы.

Вопрос из зала: повлиял ли информационный шум вокруг “Левиафана” на сценарий и монтаж картины “Нелюбовь”, и ожидается ли сейчас что-то подобное?

Андрей Звягинцев: Нет, никак не повлияли. Только скажу про закон “О ненормативной лексике”. Посмотрите картину без цензуры, вообще другое ощущение, значительно сильнее. Но это не самоцель, никогда не ставил перед собой задачу сделать фильм, который бы пестрил подобной лексикой. Сюжет появился и стало понятно, что закон нас никак не касается. Законы временны. Министры уходят, приходят новые. Что-то меняется, а та вещь, с которой “на ты”, с ней ты хочешь достучаться до сердец, до человека, который знает все эти обороты...хочется как-то работать “вдлинную” что ли. На перспективу. Я надеюсь, закон будет пересмотрен. Была же волна какая-то, хотели пересмотреть. Вот говорили же про “Левиафан” — русофобский фильм. Тут я не вижу почву для этого.

Мы снимали фильм для того, чтобы зритель пришел домой и крепко обнял своих близких.

Q: Ваши фильмы это не только диагноз, но и горькая пилюля. Последний вообще можно отнести к жесткому рентгеновскому излучению. Как вы считаете, есть ли признаки выздоровления? Спасательный отряд, который представлен в фильме — это свет в конце тоннеля?

Андрей Звягинцев: Спасибо за вопрос. Без сомнения это пробуждение гражданского сознания. Люди понимают, что помочь могут только сами себе. Сами могут помочь себе. Эти люди пришли к этим идеям ровно тогда, когда родилось движение “Лиза Алерт”. Это Гриша Сергеев, который был участником стихийных, спонтанных поисков девочки Лизы с ее тетей, которые потерялись в лесу. В общем, они очень поздно включились в эти поиски и поскольку не знали об этом, занималась полиция, но из-за дня города все были на усилении, помочь было некому. На шестой или седьмой день они нашли тела. Судмедэксперт сказал, что ровно дня не хватило, чтобы найти их живыми. Этот парень, Гриша, который спонтанно включился в эти поиски, настолько был потрясен, что он просто немного не успел — создал это движение. Уже сейчас в Москве оно насчитывает более тысячи сторонников, волонтеров. По всей стране есть филиалы этого движения, они никак не связаны с государством. Они не получают денег, это их принципиальная позиция, чтобы не превратиться в коммерческое предприятие. Они настоящие герои наших дней. Когда государство в апатии и не знает, нужно ли помогать своим гражданам в каких-то вопросах, люди сами помогают себе.

Александр Роднянский: Позвольте добавить. Эти разговоры преследуют нас очень давно, как минимум на протяжении трех картин: “диагноз”, “пессимистический взгляд на мир”. Мы верим в то, что у кинематографа есть магическая функция. Он дает возможность людям, пришедшим в кинозал, прожить жизнь других в течение двух часов, обрести совершенно иной опыт и обретя этот опыт изменить собственную жизнь. Мы верим в то, что хэппи энд не обязательно должен быть на экране. Он может быть вынесен в жизнь. Если человек задумался об отношениях с близкими, пришел домой и обнял их — это хэппи энд. Так мы к этому относимся.

Q: Женя (героиня Марьяны Спивак — прим Shazoo) в фильме произносит фразу “Я не испытывала любовь до встречи с тобой”. Ну вот и закралась мысль, что наверное барышня эволюционирует, раз доросла до такого взрослого чувства. Но в финале ничего не меняется. Как ваша героиня понимает любовь?

Марьяна Спивак: А вообще можно понять любовь? Она была недолюблена в детстве, ей хотелось этого, она ищет этого. Я бы не сказала, что барышня не эволюционировала в конце, у барышни явно что-то произошло за фильм и я не знаю, что с ней будет дальше. Мы можем только предполагать, но то что любовь невозможно назвать или объяснить.

Название фильма “Нелюбовь” означает только то, что любовь есть. Это как атеисты, которые отрицают Бога и своим отрицанием только подтверждают его наличие. Точно также это означает, что любовь есть.

Микрофон взяла женщина в другом конце зала и поинтересовалась, был ли другой вариант финала.

Андрей Звягинцев: Нет, других вариантов финала не было. Давайте представим себе, что могло бы быть. Первое, что напрашивается — сложные отношения между людьми. Все вокруг клокочет и вот они потеряли ребенка, начинают его искать и мало-помалу обретают друг друга. Ну что может быть банальнее? Что еще? Найти ребенка? Вчера еще в зале спрашивали: “Вы бы показали ребенка хоть где-то, рассказали бы, что он пристроился где-то там”. Нет, любой из вариантов финала кроме этого не будет работать.

На самом деле не имеет никакого значения эволюционировала героиня или нет. Вообще не имеет значения, что с ними дальше будет. Пошло черное поле и титры. Дальше происходит со зрителем. Это и есть цель, чтобы фильм попал в сердце, сознание, во все фибры души, чтобы подумать о себе. На экране просто тени.

Тени за стеклом: рецензия на фильм "Нелюбовь"
Пасмурное небо, сильный ветер, опавшая листва. В новом фильм... Далее

Фильм Андрея Звягинцева “Нелюбовь” идет в российском прокате прямо сейчас.

Видео от Shazoo

Подписаться

31 Комментарий

  • aliusego
    Комментарий скрыт. Показать

    а если бы его не отметили западные критики вы б о нём тут не писали? ваапче пофиг на росийское кино, даже если оно будет хорошее захорошее, не смотрю принципиально года 3 уже как. в какмто смысле может потому не смотрю, что все эти фильмы пытаюстся показать росийскую действительность. а зачем она мне, я её и так вижу каждый день. в общем хорошее кино росийское смотреть, это как в отражение своё. а остальное ещё бесполезней. но в общем если фильм пытается учить конкретного человека, как изменить свою жизнь самому, то я за чтоб такое люди смотрели, даже если росийское.

    1
  • Комментарий скрыт. Показать

    @aliusego, А советские фильмы смотрите?

    2
  • Комментарий скрыт. Показать

    @aliusego, смотреть фильм не буду, но не поленился и прочёл сюжет, в кратком изложении. Действительно, ну такая российская действительность, местами утрированная, чтобы было больше эффекта на зрителя. Хотя у нас сериалы эти российские, просто запичканы такими сюжетами.
    Это немного печалит, потому что людям промывают мозг. Развод - это нормально. Измены - это нормально. А что ещё они умеют снимать?
    Так что для меня "Нелюбовь", кажется каким то раздутым фильмом, построенном на банальщине. Я не хочу это смотреть даже, после прочитанного сюжета.
    @Abby, я смотрю. Советские фильмы, большинство, были патриотичные, добрые, наивные, но в то же время, их приятно смотреть.

    2
  • archtone
    Комментарий скрыт. Показать

    Второй фильм Звягинцева вокруг которого, фактически на пустом месте, раздумают неизмеримый ажиотаж. Как новость о пресс-конференции этой картины попала на Шазу, что она здесь забыла? Фильм посмотрел, режиссёр в своём репертуаре, всё та-же безнадёга помноженная на три, всё та-же опостылевшая обыденность и норма.
    Я понимаю, почем его ценят на западе и премируют в Каннах, его творчество - форточка, через которую европейской публике открывается российская реальность, та самая загадочная русская душа, в реальном образе которой многим стыдно сознаваться, отчего на родине очень многие считают его фильмы антироссийскими.

    "Это как атеисты, которые отрицают Бога и своим отрицанием только подтверждают его наличие." - хотелось бы отдельно подискутировать с автором этих слов.

    3
  • kartosh
    Комментарий скрыт. Показать

    @archtone, Автор этих слов — Марьяна Спивак, сыгравшая главную женскую роль.

    Хотелось бы подробнее услышать вашу позицию, почему вы настолько негативно относитесь к творчеству Звягинцева.
    @Edvard, И вашу позицию тоже.

    0
  • aliusego
    Комментарий скрыт. Показать

    @Abby, НЕТ, НО т.к. детство было моё за этими фильмами. могу сказать, что советские актёры играли на уровне американских, тоесть хорошо, им верил. нынешние актёры фуфло как и их фильмы, а самые таланты в ютубе поднимают себя сами. и ещё про советские фильмы, если я говорю, что актёры хорошо играли, это не значит что фильмы хорошие. есть конечно и хорошие, но пропаганда бреда всякого(комунистического) их портит. для отдыха лучше всё таки смотрите зарубежные фильмы.

    0
  • archtone
    Комментарий скрыт. Показать

    @kartosh, не негативно, скорее критически. я не вижу в его фильмах морали, она есть, но какая-то плоская. Если коротко, я не вижу в его фильмах необходимости. Опять же, может быть нет необходимости для российского зрителя, об этом я уже написал.

    2
  • MrMirror
    Комментарий скрыт. Показать

    @aliusego, ты какими-то стереотипами живешь о Русском кино.

    1
  • aliusego
    Комментарий скрыт. Показать

    @MrMirror, ага наверно после того, как я его отсмотрел десятки лет. трудно рассуждать стереотипа с таким опытом просмотров. может просто кино фуфло стереотипное.

    1
  • MrMirror
    Комментарий скрыт. Показать

    @aliusego,

    не смотрю принципиально года 3 уже как. в какмто смысле может потому не смотрю, что все эти фильмы пытаюстся показать росийскую действительность

    А ничего, что в других странах тоже показывают жизнь так, как там происходит. Наверно людям надоело смотреть такие фильмы, будто в зеркало смотрятся.

    0
  • aliusego
    Комментарий скрыт. Показать

    @MrMirror, ну и пусть смотрят на себя. я предпочитаю смотреть на другие менталитеты. и понимаю что руский менталитет по большей части убогий, по большей части благодаря 3ср. и я понимаю, что нужно становится лучше. если вам даёт это понимание руское кино, то пожалуйста смотрите.

    0
  • SamFirst
    Комментарий скрыт. Показать

    Спасибо за статью. Фильм посмотрел, очень тяжёлое кино. Глубоко личное для меня, в том числе. За тех, кто живет за розовыми стёклами могу только порадоваться. А сам, считаю, что фильм нужно посмотреть всем людям после 20 лет и чем старше будет человек, тем больше он сможет для себя вынести морали.

    2
  • MrMirror
    Комментарий скрыт. Показать

    @aliusego, убогий ? Громко сказано.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    @kartosh, я описал в целом, почему уже плохо отношусь к фильму. Кто такой Звягинцев, не особо хорошо представляю вообще.
    Вот заговорили о тяжёлых фильмах и я сразу вспомнил фильм "Малышка на миллион". Вот то да, шикарный, очень тяжёлый, сложный фильм.

    2
  • Комментарий скрыт. Показать

    @aliusego, за отечественное кино ничего тебе не скажу, но вот отечественные книги ты явно бросил читать зря. Говорят, помогает от элементарных ошибок в тексте.

    1
  • Egrassa
    Комментарий скрыт. Показать

    Уже надоел шум вокруг этого кино. Авторы сайта перегибают с количеством новостей о спорном творчестве.

    5
  • liecen
    Комментарий скрыт. Показать

    @archtone, "европейской публике открывается российская реальность, та самая загадочная русская душа, в реальном образе которой многим стыдно сознаваться."
    Его фильмы отличает крайняя отстранённость, то есть бездушность. Он рассматривает героев, как подопытных мышек. Душу можно искать, например, в фильмах Тарковского, Шепитько. Это как в скандинавском кино, была такая глыба, как Бергман, а сейчас всего лишь талантливый мизантроп Фон Триер. Красивости Звягинцева, к сожалению, не подкреплены глубиной, совсем. Он владеет киноязыком, но ему практически нечего сказать.

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @Egrassa, мы бы не писали если бы было просто так, но раз позвали на пресс-конференцию, то почему бы и нет.

    0
  • MrMirror
    Комментарий скрыт. Показать

    @Egrassa, дайка я угадаю, оно спорное, потому что Русское ?

    0
  • aliusego
    Комментарий скрыт. Показать

    @caravanacid, рад за вас пишите без ошибок. а ещё говорят человек пишущий с ошибками, сохранил не только свободу письма, но и свободу мышления.

    -2
  • archtone
    Комментарий скрыт. Показать

    @liecen, про Тарковского, моё личное мнение, но смешно искать там глубокий смысл, он как Поллок или Кандинский от кинематографа, можно искать бесконечное количество смысла и находить его, было бы желание, даже если смысла там никогда небыло. Достаточно посмотреть его небезызвестного "глубокомысленного" "Сталкера", а потом прочитать новеллизацию этого фильма от самих Стругацких и понять, что смысл заложенный авторами, режиссёром был потерян.

    0
  • kartosh
    Комментарий скрыт. Показать

    @Edvard, Вы не смотрели, не знаете о чем идет речь, но осуждаете. Вам не кажется, что это неправильная позиция — говорить о том, что не знаете?
    @SamFirst, Спасибо.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    @kartosh, я прочитал детальный сюжет, а не описание к фильму. Поэтому знаю, о чём идёт речь. Тем более в общем обосновал свою позицию, по отношению к фильму. Так чего же я не знаю такого? Там осталось оценить только актёрскую игру и работу оператора).

    0
  • kartosh
    Комментарий скрыт. Показать

    @Edvard, как говорила Фаина Раневская: "Секс это скучно, я читала".

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    @kartosh, т.е. можно не верить всему тому, что пишут в обзорах на игры например?) Не превращайте разговор в демагогию. Я чётко расписал свою позицию.

    0
  • Egrassa
    Комментарий скрыт. Показать

    @MrMirror, мимо. Как раз о стране производителе речь не идет. Только о сомнительной ценности чернухи, которую пытаются выставить якобы нашей действительностью.

    0
  • Sanius_Dartius
    Комментарий скрыт. Показать

    @aliusego, В данном конкретном случае фильм именно это и должен был вызвать, и вызвал.

    0
  • jedparry
    Комментарий скрыт. Показать

    Фильм перестает будоражить как только включаешь мозг и понимаешь, что это кино - это всего лишь антиутопия. Все сходят по детям с ума, даже пьянь какая-то вон как у Малахова отстаивает своих кровинушек, хотя, если так подумать, что уж там. Ситуация в фильме страшная, но это чистой воды выдумка, все бабу души не чают в своих детях, так или иначе они им нужны, если они не овуляшки, то просто тупо набивать себе социальный статус и кичиться перед подругами. Не бывает вот такого, как в фильме и поэтому он перестает впечатлять, как только понимаешь, что в реальности такого не может быть в принципе. Да, бывают всякие шизофренички, которые детей выбрасывают в окна, но в фильме герои не больные психически, а просто незрелые, обозленные ленивые эгоисты.
    ну муж да, бесхребетный, это бывает, но основная трагедь - это фэнтези чистой воды. да, все эти трактовки про общество, полное мразей и волонтеров. Да, иносказательный финал. да, личный мезантропизм режиссера. Но основная драма Алеши - увы, это сказка, как бы не хотелось биться в катарсистическом экстазе и глотать слезы.
    Гляньте вокруг, гляньте на фильмы, игры, на косплей, на фоточки - ВЕЗДЕ дети, все ими восхищаются, дети, дети, дети.
    Но я, с моей нелюбовью к детям, все же сочувствую мальчику. Именно потому, что режиссер зрителя не заставляет его любить, не ставить перед зрителем любовь к нему обязательным условием, как сейчас в играх, к примеру, делается, или в сми ведется пропаганда.

    0
  • aliusego
    Комментарий скрыт. Показать

    @Sanius_Dartius, ну и хорошо смотрите. рад искренне, что росийское кино может дать понять своим гражданам, что изменения должны случится в них самих и никак иначе. как орёт например вечно таже политическая оппозиция. вечно снимая ответственность с граждан, лиш бы попасть во власть, а как только опозиция попала во власть и гражданин понимает что он привёл туда новую власть, но в его жизни ни чего не изменилось, здоровее он не становится от того что курит, спокойней от того что ругается с семьё и колегами тоже и чище на улицах не становится от того что он бросает бычки, упаковки и испражнения своих питомцев на тратуаре. я вот и говорю, хочеш лучшей жэизни, улучши её сам.

    1
  • Sanius_Dartius
    Комментарий скрыт. Показать

    @aliusego, ни добавить ни убавить.

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.