Настоящий детектив: "Приключения Гаррета"
Темное фэнтези. Благодаря мрачной атмосфере и реалистичности, этот жанр стал культовым среди гиков и вознес «Песнь льда и пламени», «Ведьмака», «Первый закон» в топы мировых продаж. Но популярность сыграла с ним злую шутку: стараясь превзойти друг друга, ведущие авторы изощряются в массовых убийствах главных героев и описаниях насилия и за мелочами забыли об истоках успеха темного фэнтези — реализме. Абсолютизация безнадежности превратилась в фарс, что открыло простор для иронии и сатиры. Этим и воспользовался Глен Кук, написавший одновременно главную гордость жанра и сатиру на него — «Приключения Гаррета».
Кстати, познакомьтесь – Гаррет – шесть футов и два дюйма остроумия, обаяния и харизмы. Служба в рядах разведки королевской морской пехоты лишила его семьи и молодости, взамен наградив смекалкой, интуицией и саркастическим взглядом на мир. Однако боевая закалка не привила Гаррету любовь к работе частного детектива: делом он занимается только если понадобятся деньги, либо по просьбе соблазнительных обладательниц рыжих, темных или светлых волос. Детектив не верит, что с улиц можно искоренить зло, а вместо работы любит поспать или выпить кружку темного пива – тем не менее, он часто попадает в неприятности, которые неустанно преподносит его родной город Танфер.
«Вообще-то, по правде говоря, я усердно бегу от работы. Считаю, что никому не следует трудиться больше, чем ему того хочется. Поймите меня правильно, я, естественно, не против иметь гарем и замок о пятидесяти комнатах. Но заработай на это один раз – и дальше придется вкалывать на их содержание. А я знаю, что ни замок, ни гарем не принесут мне в этом случае никакого удовольствия».
Танфер – не только причудливый фэнтезийный мегаполис, но и полноправный главный герой наряду с Гарретом. Обиталище, кажется, всего бестиария Борхеса, в котором вы можете встретить не только банальных эльфов, людей или гномов, но и великанов, гоблинов, орков, пикси, оборотней и гибридов всех мастей – от огромных гроллей до мерзких крысюков – этот город постоянно порождает диковинные ситуации, заложником которых становится наш знакомый детектив. Кровавый оккультизм, интриги бандитов-транссексуалов и войны богов – повседневность для Танфера, от которой любимый сын мамочки Гаррет лихо отбивается с помощью верной железной дубинки, логического мышления и немногих друзей. Соратники детектива интересны не меньше его самого, ведь среди них физически мертвый, но сохранивший сознание напарник с говорящим именем Покойник; ресторатор, плейбой, вегетарианец и профессиональный наемный убийца Морли Дотс; огромный головорез Плоскомордый Тарп, а также девушки всех сортов — от властительниц бурь до королев преступного мира, — которые, зачастую, и выступают причиной всех его бедствий.
Однако яркий протагонист и самобытные персонажи — норма для жанра. Эксклюзивность и особый шарм «Приключениям Гаррета» придают сатиричность и множество аллюзий как на реальный мир, так и на темное фэнтези. Глен Кук иронизирует над межконфессиональной борьбой, расовой политикой, коррупцией, милитаризмом и даже над феминизмом, который в мире Гаррета представлен в виде воинствующих богинь-революционерок. При этом Кук умело избежал ловушек постмодернизма и не сделал иронию самоцелью, а украсил ей самостоятельные произведения.
Оригинальности «Приключениям Гаррета» придает и жанровое разнообразие: в приступе эклектики Кук объединил героическое фэнтези с темным, добавил сатиру и приправил все это нуаром. В образах Гаррета и Покойника явно просматриваются Арчи Гудвин и Ниро Вульф из классического детективного цикла Рекса Стаута, а «металлический» стиль заголовков (вы только вслушайтесь – «Сладкозвучный серебряный блюз», «Смертельная ртутная ложь» – музыка, а не названия!) — отсылка к «цветному» сборнику детективов о Тревисе МакГи. При этом «Приключения Гаррета» нельзя назвать жанровым Франкенштейном — Глен Кук, словно искусный кузнец, из творческого наследия предшественников сковал уникальный литературный сплав с живыми персонажами, отличным юмором, неплохими сюжетами, детективной интригой и легким стилем бульварного чтива.
И эта смесь сработала — книги столь увлекательны, что заставляют, не останавливаясь, переходить от одного металлического заголовка к другому (чего, впрочем, делать не стоит – двух романов о Гаррете в месяц хватит, чтобы насладиться его приключениями и не получить передозировку Танфером). Так произошло со мной – однажды открыв книгу о приключениях смекалистого сыщика, я с головой погрузился в его мир и очнулся только после прочтения всего цикла. Эти книги, возможно, и не станут для вас любимыми, но откройте их в темный час, и до последней страницы вы будете смеяться надо всем миром вместе с Гарретом, частным детективом.