Пустите детей
Интервью с режиссером
Трейлер российской короткометражки “Пустите детей” неожиданно оказался интригующим и напряженным. Под впечатлением от просмотра мы решили связаться с режиссером картины Александром Домогаровым-младшим и взять у него небольшое интервью.
Оно посвящено его будущему фильму, кино и ему самому.
Давай сразу о важном. Расскажи немного о том, почему пошел в режиссеры.
Я всегда мечтал заниматься режиссурой! Многие скажут, ну а куда еще. У нас все дети режиссеров, актеров, идут потом по стопам родителей. Не знаю, но могу сказать точно, что мои родители пичкали меня кино с детства. Первый фильм, что я посмотрел был «Чужой» Ридли Скотта! Ну с тех пор и понеслась.
Еще в школе, я пытался снимать. Пробовал. Искал, но все это было несерьезно. Также меня всегда звали в школьные постановки, Новогодняя сказка, спектакли и т.д. Было здорово! Так можно было прогуливать уроки, а учителя смягчались, если им нравилось наше баловство на сцене.
Но в актеры я идти не хотел.
Так случилось, что после школы, меня не взяли на режиссуру во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова - прим.). Я даже пробовал и на операторский факультет, но тоже мимо. Педагоги ВГИКА сказали, что может мне повременить с кино и пойти в театральный. А потом поступить на второе высшее. Я так и сделал! Поступил в Высшее театральное училище им. Щепкина. И я этому безумно рад. Я четыре года посвятил актерскому мастерству, а это в режиссуре очень важно.
Мне кажется, что актер из меня, мягко скажем, не очень. Но в режиссуре знания очень помогают. ПРОСТО ОЧЕНЬ!
После Щепки мы с подругой (Кристина, продюсер «Пустите Детей», дружим еще со школы) начали снимать ролики, чтобы набить руку. Ну и затянуло. После я поступил на ВКСР (Высшие курсы сценаристов и режиссеров - прим.) к Хотиненко Финну Фенченко. И начал готовить свой дипломный фильм “Пустите Детей”!
Почему не выбрал другую сферу?
Мне всегда нравилось сочинять и рассказывать истории. Лучшее, что было в детстве, это когда можно было сочинить космическую вселенную, с пришельцами, заговорами и т.д. Соорудить с друзьями реквизит из палок, досок, песка и жить в этом мире. Веря, что все это правда. Актерам говорят, чтобы они смотрели на детей, потому что у детей нет условностей. Для них все реально. Они верят в свои выдуманные миры. Я хотел оставаться в детстве, всю жизнь! И лучшее место для этого это кино!
Что ты думаешь о современном российском кино?
Мне сложно судить и тем более осуждать. Но из-за перемен в стране, развале Советского союза мы многое потеряли в нашем кино. Это все понимают. Столько всего было создано и придумано, изобретено. Была целая индустрия, которая могла конкурировать с кем угодно. И была самобытность. Кино было НАШЕ. Взять, например, Павла Клушанцева. Сколько всего он создал в научной фантастике, еще до Голливуда.
Потом это все пропало, испарилось. Российскому кинематографу очень досталось. Его пришлось собирать из пепла. Строить заново. И уже многое, чего получилось достичь. Но не вернуть. Был выбран другой путь, «делать как там» и это понятно почему. Появились «схемы», учебники. Мечтатели как я, которые выросли на фильмах 90-х. Все грезили Голливудом. Мне кажется, это сбило нас с курса и направило в другую сторону. В сторону конвейера! Но как запустить конвейер, если сбывать «товар» некуда. Кинотеатров-то не хватает. Приходится искать способы, делать кино недорого, но быстро, используя медийных артистов и не только, чтобы хоть как-то создать индустрию. Из-за этого действительно стоящих фильмов выходит мало. А зрители перестают доверять отечественным фильмам.
Но вроде сейчас наше кино начинает набирать обороты. Сборы повысились, затраты тоже. Сейчас фильм за десять миллионов долларов в России уже почти стал нормой. Хоть это и блокбастер, но все равно. Наша операторская школа все еще в чести. Есть много хороших актеров. Я надеюсь, что кино в России будет только расти в качестве. Сейчас главное, чтобы начали появляться кадры, специалисты. От сценаристов до звукорежиссеров. Чтобы началась здоровая конкуренция. Тогда это выбранное еще с 90-ых направление сможет выдержать мировую конкуренцию.
Судя по активности министерства культуры, деньги на кинематограф у нас есть. Может не так много, но они есть. Как можно укрепить и ускорить нашу индустрию?
Да, конечно, деньги есть. Но главное, чтобы деньги уходили на производство. Чтобы наконец-то все поняли и увидели, что можно зарабатывать на готовом фильме. На сборах. Это подтолкнет остальных к качеству, я думаю. Государство пытается запустить этот механизм, вливая деньги в большие проекты. И нужно больше независимых режиссеров, которые смогут добиться уважения у зрителей и доказать, что они могут делать кино. Может тогда Фонд Кино будет давать возможность молодым, начинающим режиссерам. Пока мало кто занимается дебютами. Видно, что Сельянов (Сергей Сельянов, продюсер - прим.) это делает. И это Круто.
А вообще, я верю в интернет. Думаю, он способен перевернуть индустрию с ног на голову. Выйти за рамки нашей страны. Это ж самый БОЛЬШОЙ кинотеатр в мире. Я очень хочу делать кино, веб-сериалы для ютюба. Это дорого и придется голодать, но осталось совсем чуть-чуть и зрители сами уйдут от телека. К сожалению, боюсь, что и из кино тоже. Надеюсь, этого не случится или случится нескоро.
“Пустите детей” с первого трейлера задает отличный тон классического хоррора, при этом ты не пытаешься американизировать ужастик, а используешь нашу реальность. Как ты этого добился, открыл такой позитивный подход? Это была нужда или намеренный шаг?
Мы с самого начала, с 2013 года, когда только мечтали с Кристиной , как будет выглядеть наш фильм, уже боялись за визуальную часть и быт. Кинг очень американский, очень точный по атмосфере и персонажам. Они все живые и органичные. Мы искали, как это можно сделать у нас. Чтобы и Кинга оставить и органично вписать его в нашу действительность. Мы не хотели, чтобы все было наше, чтобы быт полез с экранов и вызвал отторжение. Поэтому мы с оператором Алексеем Стреловым и художницей Анной Стрельниковой рисовали все эскизы и несколько раз перерисовывали раскадровки к фильму, чтобы увидеть и найти решения. Надеюсь, в самом фильме зрители не будут отвлекаться на “наше” и “не наше”. А будут следить за историей и атмосферой.
Как шел процесс работы над фильмом?
Сначала у нас все шло очень хорошо! Я написал сценарий, мы начали мечтать, как будет выглядеть наш фильм. Но потом нас кто-то из знакомых с Мосфильма напугал, что мы не можем снимать. Надо покупать права и т.д. Даже на короткий метр. А это дорого. Но Кристина прогуглила тему с правами на рассказы Кинга! И нашла такую крутую вещь, как Dollar Babies – несколько рассказов Короля ужасов можно снять молодым, начинающим режиссерам всего за доллар за права. Самое главное в списке из 30 рассказов, был «Suffer the little children».
Ну все, это был знак! Мы написали запрос в офис Кинга, начали собирать документы и готовить ровно один доллар для отправки в Америку с подписью контракта! Тут начались первые проблемы на нашем пути! Из России невозможно отправить банкноту почтой. Никаким образом. А лететь в штаты для нас было очень дорого. Пришлось отправлять через знакомых, которые летели в Европу, и потом уже из отеля отправлять почтой. Хотели даже в фольгу завернуть, в шоколадке, чтобы на отправке не заметили! Так мы получили официальное разрешение на съемку “Пустите детей” от Стивена Кинга!
Мы очень долго не могли начать, все время что-то отвлекало. То появилась работа, которой до этого не было, то другие идеи отвлекали. Ну и так мы дотянули до 2016 года. Когда мы уже прошли месяц подготовки и даже начали снимать, хотели поделиться успехами с представителями Кинга. Отправили им пару кадров и написали, что вовсю, наконец, работаем. Но ответ пришел, как будто на нас рояль упал. Оказалось, что наш рассказ (точнее Рассказ Кинга) приобрела большая голливудская студия, и его сняли из Dollar Babies. И мы не можем продлить права на него. То есть он с конца 70 года был в списке, а в 2016-ом зимой исчез. И мы больше не можем делать фильм официально! Это было ударом! Я ненавидел себя, просто хотелось врезать себе же. Ну как можно было это проворонить. Не проверить. Позор. Я подумал, что я просто неудачник, и мне не нужно заниматься кино. А мы уже снимаем!!! Было отснято уже четыре смены, все очень сложные. Слава Богу, Кристина сильный человек и как продюсер. Она мне сказала: “Плевать, будем делать фан-фильм”. Ну и пусть. Пусть будет не официальная работа по Кингу. И в тот же день мы узнали, что, оказывается, по нашему договору с Кингом мы не имели бы права показывать наш фильм в нете. Он вообще был бы закрыт, только трейлер. А неофициальные фильмы спокойно висят в ютубе. Но другая сторона медали это сложности с фестивалями. Пока ищем пути и решения, куда можно будет отправить наш фильм.
Что скажет Кинг, когда увидит проект?
Надеюсь, ему понравится. Ну или “Какого Хрена?! Что эти Русские себе позволяют?!”. Вообще, мы боимся и даже не хотим, чтобы он узнал, а то и правда может обидеться.
Как он будет распространяться и когда мы его увидим?
Мы очень надеемся на фестивальную историю. Ну а после он бесплатно будет выложен в ютубе. Для всех желающих посмотреть. Надеюсь, что к лету мы сможем его опубликовать.
Часто ли смотришь хорроры? Какие самые любимые?
Я смотрю все кино. Всех жанров. Иногда тяжко дается тяжелый артхаус.
Хорроры сами по себе не очень люблю. Конечно, я не говорю про хорроры моего детства, типа “Кошмара на улице вязов”, “Пятницы 13” и т.д. Это ностальгия. Но я всегда тяготел к сложным, психологическим триллерам с элементами хоррора. Таким, как “Сияние” Кубрика, “Ребенок Розмари”. Тот же “Чужой”, хоть это больше фантастический хоррор, но он шикарен. Именно как фантастический фильм. “Лестница Иакова”, “Дракула” Копполы. Их много. Мне всегда нравилась атмосфера и история, которая обязательно сочетается с превосходными и многогранными героями. Сейчас хорроры скатились до шаблонных персонажей, которые делают одно и то же из фильма в фильм.
Есть ли уже планы на следующую картину? Если да, то можно намек — что это будет?
Есть несколько идей. Очень хочется разработать научную фантастику. Я давно боюсь молний. Наверно, уже начинает появляться фобия, но я не могу оторвать от них глаз. Мне кажется, что мы многое не знаем о молниях. Их же больше 10 видов. Ну и естественно, шаровая молния. Есть миф, что она не просто сгусток энергии, а живой организм.
Также я буквально на днях наткнулся на потрясающую историю, советскую. Про собаку по кличке Пальма, которая 4 года ждала хозяина в аэропорту. Да-да, все скажут “Хатико”, но тут другая история! Хозяин предал ее и улетел. Собака видела, как он сел в Ил-18. После этого она четыре года прибегала к каждому трапу “Илюшина” и ждала, когда он выйдет из самолета. Он так и не прилетел. Не потому что умер, а потому что отказался от нее, как уже стало потом известно из письма.
Я очень проникся этой историей! Даже начал набрасывать сценарий уже. Главное, тут есть, что сказать в фильме, что донести. Это очень важно.
Ты смотрел сериал Stranger Things? Как он тебе?
Я просто в восторге от Stranger Things. Я все время думал, ну почему не я, ну почему не я написал такой сценарий и не решил снимать такой сериал, я тоже фанат Спилберга и фанат Кинга. Я тоже знаю, как это должно выглядеть. Но шоу просто прекрасно!
Ждем второй сезон.
Кого из современных писателей фантастов, кроме Стивена Кинга, считаешь наиболее актуальным?
Мне очень нравится Лавкрафт (если можно считать его современным). Также нравится Ричард Мэтисон. Мне правда нравится наш соотечественник Дмитрий Глуховский, который сумел создать новую вселенную! Ни на что не похожую, как мне кажется. Хотя есть вселенная Сталкера, но они не совсем схожи.
А так я поклонник Звездных Войн. Стараюсь читать расширенную вселенную, когда есть возможность отключиться от всего, даже от нормальной литературы.
Фильмов какого жанра не хватает современному кино?
Я не могу выявить какой-то определенный жанр! Все жанры хороши. К сожалению, комедий стало в избытке и очень мало достойных. Зрителям надоело, мне кажется. Но такое может получится с любым жанром. Мы как начнем долбить жанр хорроров, например, так к нему и угаснет интерес! Поэтому нужно балансировать, и делать разное!
Что служит вдохновением? Откуда берутся силы и эмоции?
Да отовсюду. Из книг, игр, заметок в фейсбуке, документалок. Иногда просто едешь в тачке, вдруг “бах” и мысль пришла. А бывает темнота и пустота, и ничего. Из-за этого депрессия начинается, чувствуешь себя никчемным.
Хочется все время гореть, работать, варится в процессе! Хочется снимать КИНО.
Как проводишь свободное от работы время?
Ходим в кино с друзьями, потом обсуждаем фильм в кафе. Играю в видеоигры. Вот Сонька 4 появилась наконец. Можно было бы попутешествовать, но денег нет. Не хватает даже на фильм и приходится выплывать как-то. Мама помогает!
Какой последний фильм смотрел?
“Джон Уик 2”! Это просто БОМБА! Это прекрасно! Это кино с "яйцами".
Какой совет дашь читателям Shazoo?
Могу только попросить дать шанс нашему кино. Постараться больше анализировать, чем ставить крест. Многим молодым да и не только создателям это надо. Должна быть обратная связь со зрителем, а не война.
Спасибо, и удачи с фильмом. Ждем его с нетерпением.
Спасибо. Удачи и вам.
- В 2025 году выйдет экранизация хоррора "Обезьяна" Стивена Кинга
- Билл Скарсгард вернется к роли Пеннивайза в сериальном приквеле "Оно"
- Инди-хит Dredge получит экранизацию с живыми актерами