Притяжение
Мы не враги и враги — не мы
Давайте говорить начистоту. В России к отечественному кино сложилось особенное отношение. В большинстве случаев большое российское кино вызывает у зрителя долю недоверия еще на стадии рекламной кампании, а в зал он приходит с толикой скепсиса. Поймите меня правильно, в наших фильмах можно встретить немало хороших элементов, но это по отдельности, а в сумме они редко срабатывают так, как задумано. Но бывают исключения, иногда они падают словно огромный космический корабль на столичный район Чертаново. "Притяжение" Федора Бондарчука это как раз пример такого исключения, и я постараюсь объяснить почему.
Старшеклассница Юля живет обычной жизнью: ходит в школу, бунтует против родительской опеки отца-полковника, встречается с первым хулиганом на районе по имени Артем. В один обычный октябрьский день простая жизнь обыкновенной девушки меняется. Военные сбивают космический корабль и он падает прямо на московский район Чертаново.
Вокруг сбитого летательного аппарата очень быстро возводят зону отчуждения, дальше все как по накатанной: то, что нам показали в трейлерах — первый контакт, межпланетная ксенофобия, нарастающая социальная напряженность. Будь “Притяжение” именно таким, каким его показали в рекламных роликах, он бы точно не стоил внимания, времени и потраченных денег. К счастью, авторы намеренно умолчали о нескольких сюжетных поворотах, благодаря которым зарисовка о хулиганах из Чертаново превращается в историю любви, жизни, смерти и признании собственной глупости, которая причиняет лишь боль и страдание.
“Притяжение” часто сравнивают с фильмами “Район №9” и “Прибытие”. Это не совсем так, научной фантастики как таковой здесь почти нет. Бондарчук не вдается в технические детали — корабль нужен лишь для создания декораций основного действия. В итоге фильм оказывается ближе по духу к фильмам жанра young adult — нынче очень модного, но среди отечественного кинематографа таких можно сосчитать по пальцам одной руки. Режиссер фильма Федор Бондарчук набрал в команду актеров молодых исполнителей, избегая громких имен. Здесь нет вездесущих Данилы Козловского и Светланы Ходченковой, зато есть очаровательная Ирина Старшенбаум (Юля), фактурный Александр Петров (Артем) и прекрасно вписавшийся в роль городского хулигана с окраин Никита Кукушкин. В компании молодых и талантливых есть еще Риналь Мухаметов, о нем очень много говорили, но почти не показывали в трейлерах, и если вы посмотрите фильм, то поймете почему. Сценаристы создали для них правдоподобных героев, у каждого здесь внятная мотивация, понятный вектор развития и логичный финал. Если хотите, называйте это не иначе как “химия”, но глядя на их самоотдачу, талант и неугасающий огонек в глазах, начинаешь искренне верить в эту историю. Завтра эти ребята проснутся знаменитыми.
В техническом плане “Притяжение”, конечно, не сможет тягаться с голливудскими гигантами, но оно, кажется, и не пытается. С учетом относительно небольшого бюджета в пять миллионов долларов создатели распределили ресурсы по необходимости. Отдельно хотелось бы отметить работу оператора, которая проделана на славу. Камера почти всегда выбирает удачный ракурс, не обошлось и без пары интересных задумок.
Кое-где выскакивают огрехи компьютерной графики вроде бюджетного фона, но две основные сцены — крушение в начале и экшен в конце сделаны с душой, знанием дела и заслуживают похвалы.
Впрочем, “Притяжение” это в первую очередь даже не демонстрация технических возможностей, но хорошая попытка говорить со зрителем на понятном ему языке, с помощью социальных метафор. Большое достижение для этой драматургии в том, что здесь никто и никогда не говорит прямо, что вот это хорошо, а вот это плохо. Вместо этого авторы показывают на конкретных примерах своих героев и задают правильные вопросы, актуальные в современном обществе. Кто мы такие и почему не желаем слушать друг друга? Фильм говорит со зрителем о любви вопреки различиям, о ненависти и неприятии другого, об уличных беспорядках с отсылкой к реальным событиям некогда произошедшим. Иногда ловишь себя на мысли, что “Притяжение”, в некотором смысле, оппозиционное кино, которое даже не к политике относится, но к нашей нравственной и моральной конституции. Проблема, пожалуй, в том, что авторы взяли большое количество тем, перемешали их, но почти ни одной не раскрыли до конца. Тут их хочется похвалить за смелость, но в послевкусии остается чувство, что немного не дожали. Местами немного гиперболизировано и резковато, с моментальной эскалацией конфликта, но история подводит зрителя к хорошей метафоре о том, что зачастую в силу своего невежества главный враг для нас это мы сами.
“Притяжение” это история, которую стоило рассказать и фильм, который не стыдно показать на международном рынке.
- "Падение империи" Алекса Гарленда показал лучший старт в российском прокате среди всех фильмов A24
- Трейлер вестерна "Мертвые не причиняют боли" от Вигго Мортенсена
- Dusk Golem: В Resident Evil 9 будет открытый мир