Mafia III
Месть изматывает
На дворе шестидесятые. Из радиоприемника льется голос Элвиса Пресли. Молодые ребята с зачесанными назад волосами мчатся на мощных автомобилях по залитым солнцем улицам. Ведь были времена! Каждый боролся за что-то свое: женщины — за свои права, молодежь — за сексуальную революцию, рабочие — за профсоюзы и прибавку к жалованью. Мартин Лютер Кинг произнес свою знаменитую речь. Случилась война во Вьетнаме. Это было лучшее из времен, это было худшее из времен. Это — Mafia III.
Город Нью-Бордо. Темнокожий и статный молодой человек по имени Линкольн Клей вернулся из Вьетнама и первым делом поехал повидать семью. Оказалось, дома дела идут не очень хорошо. Приемный отец Линкольна, Сэмми, задолжал крупную сумму денег Крестному отцу городской мафии, Сэлу Маркано. Линкольн берется разрешить ситуацию и вместе с людьми из семьи Маркано совершает крупное ограбление. Казалось бы, долг должен быть прощен, но ведомый жадностью и амбициями Маркано с приспешниками убивают всю семью Линкольна, сжигают бар, а сам Линкольн чудом остается в живых. Клея спас и выходил священник, который знал его с детства, и обозленный на всю городскую мафию солдат решает во что бы то ни стало отомстить.
В первые несколько часов Mafia III очень дружелюбна и показывает себя с лучшей стороны. В прологе есть всё, что так полюбилось игрокам в первых двух играх серии: атмосфера, интригующий сюжет, хорошо написанные диалоги.
История подается в виде криминальной хроники, записей из зала суда и рассказов очевидцев событий тех дней. Всего три рассказчика. Первый — священник Джеймс, вырастивший Линкольна, второй — агент ЦРУ Джон Донован, который сливал герою всю информацию об устройстве городской мафии и ее ключевых фигурах. Третьим выступает детектив Магуайр: он занимался расследованием дела Клея и его вендетты. Такой подход к сюжету выглядит интересным, поскольку отражает отношение к главному герою и произошедшим событиям с нескольких точек зрения.
Увы, но со смертью семьи главного героя погибают не только несколько ключевых персонажей, но и критически важная для любой игры вещь — целостность сюжета. По окончании пролога нас выпускают в открытый мир, где карта города тут же покрывается десятками побочных заданий. Проблема в том, что все побочные задания сводятся к однотипному отстрелу важных шишек локального масштаба. Один заправляет местным складом, где хранит кокаин, другой держит бар на соседней улице. Чтобы продвинуться по сюжету, обоих капо надо устранить и нанести финансовый урон местному боссу, который руководит деятельностью мафии в районе. Смерть босса приведет Линкольна в соседний район и, как будто бы, на шаг ближе к мести семье Маркано. По прибытии в каждый новый район выясняется, что количество соучастников, солдат и капитанов возрастает почти в геометрической прогрессии. Процедура отстрела, отлова и убийства повторяется снова и снова, увеличивая время между сюжетными миссиями и видеовставками. В какой-то момент я поймал себя на том, что мне наплевать, кого и зачем я поеду сейчас линчевать. Главный герой спустя n-ое количество повторений однотипных заданий перестает напоминать персонажа с характером в принципе, а его история из разряда “месть — это блюдо, которое подается холодным” переходит в раздел “психопат с оружием устраивает в городе массовые убийства”. Mafia всегда была игрой о других вещах.
Разработчики из Hangar 13 добавили в Mafia III захват районов и распределение влияние между подельниками, которых у Линкольна трое — Томас Бёрк, Кассандра и наш старый знакомый Вито Скалетта. Отдавая район во владение одному из них, можно получать различные бонусы вроде увеличенной шкалы здоровья, вызова подкрепления, автоматического сбора откатов и прочих приятных, но почти бесполезных вещей. По сути их расположение просто экономит игроку время, убирая часть рутины, которой вообще могло бы не быть. К тому же получается, что игрок тратит в четыре раза больше времени на получение этого апгрейда, чем если бы он делал все вручную.
Уравнять чашу весов мог бы интересный и насыщенный мир, но его здесь тоже нет. По улицам Нью-Бордо гуляют картонные болванчики, основная цель которых, похоже, мешать Линкольну. Когда он начинает угонять автомобиль, ближайших прохожий со всех ног бежит к телефону-автомату и вызывает полицию. В городе не генерируются какие-то интересные ситуации с участием NPC, отсутствуют случайные события, как в GTA V. Есть только огромная карта, усеянная значками для сбора коллекционных предметов. Да и те скрыты из видения героя. К примеру, чтобы найти разбросанные по темным углам журналы Playboy придется либо подойти почти вплотную, либо собрать определенное количество электросхем и установить их в нескольких точках района (или воспользоваться нашим гайдом). Якобы, они помогают вести прослушку разговоров и открывают точки интереса на карте для Линкольна. Это все искусственное затягивание игрового времени. Благо, найденные журналы можно полистать, они соответствуют своим реальным выпускам за те годы. В остальном город Mafia III практически мертвый, хотя ночная его версия с неоновыми вывесками довольно красива.
Технически Mafia III противоречива. С одной стороны у нее хорошее управление автомобилями. На них наконец-то стало удобно разъезжать по городу. В дополнение к этому, механика стрельбы вполне достойная, стрелять здесь приятно из всех видов оружия. С другой стороны, визуальная часть игры морально устарела на несколько лет и не дотягивает до современного уровня. То есть в мире, где есть GTA V, так пренебрежительно относиться к графике просто странно, особенно учитывая тот факт, что 2K Games входит в Take-Two, владеющую Rockstar Games. При этом Mafia III умело маскируется: в помещениях и катсценах она выглядит восхитительно, но стоит выйти на улицу, сразу в глаза бросается низкая детализация, посредственные текстуры и однообразные шаблоны.
В качестве отягчающих обстоятельств добавляются откровенно слабый искусственный интеллект противников и многочисленные баги. Враги обычно просто идут напролом либо отсиживаются в укрытии. При этом у них нет никакой слаженности в действиях, а время от времени они еще и в упор не видят Линкольна. Стелс похож на методичное вырезание недругов. Прикладывать какие-то усилия тут почти не нужно, противники не видят дальше собственного носа. Еще и анимация добивания ножом, кажется, всего одна.
Мне постоянно попадались баги с освещением и подгрузкой окружения. Добавьте к этому падения частоты кадров, несколько вылетов, мелкие огрехи и знаменитый на весь интернет баг с отражениями в зеркалах.
Итог неутешителен. Игра собрала в себе худшие элементы и механики. Рваный нарратив, множество однотипных побочных заданий в пустом и некрасивом городе, технические огрехи — у меня возникает ощущение, будто речь идет не о Mafia III, а о второсортном безыдейном боевике, собранном на коленке за смешные деньги. К финалу истории Линкольна Клея после 20 часов отстрела однотипных врагов уже попросту устаешь и теряешь интерес к происходящему на экране. И стоит ли вообще заводить речь о сопереживании главному герою. Mafia III оказалась лишена духа времени и того очарования, которым привлекали ее предшественницы. Простите нас, Дон Корлеоне.
- Утечка трейлера и даты выхода Mafia: The Old Country
- Подробности новой системы развивающегося повествования в Civilization VII
- Разбор системы улучшения клеток в Civilization 7