Смерть Киберпанка в литературе
Киберпанк как жанр в литературе — креативно мертв.
Когда-то он был потрясающим, но эти времена кончились. Смелость киберпанка закончилась тогда, когда реальность превратилась в Blade Runner. По крайней мере так считает DrinkingAtQuarks, который привел краткое заключение относительно того, что стало с киберпанком.
Проблема ослабления киберпанка имеет три основных причин, избежать которых было просто невозможно. Тут можно провести аналогию: когда-то лошади были основным средством передвижения, но когда автомобилестроение вышло на индустриальный уровень, смысл в лошадях пропал. Сами они не исчезли, но как транспорт потеряли свое место в жизни людей.
Но давайте взглянем на ключевые причины, почему литературный киберпанк как креавтивный жанр более не существует.
Социо-Технологические Аспекты
Некогда дикие и удивительные социально-технологические аспекты жанра стали обыденной реальностью для миллионов людей. У нас есть интернет, ИИ, хакеры, разделение власти и богатства, дизайнерские наркотики, аугментации людей, постиндустриальные пустоши набитые бедняками со смартфонами, выступающими в роли папарацци. У нас есть печать оружия на трехмерных принтерах, у нас есть электрокары и умные автомобили. Не многие романы посвященные киберпанку или научной фантастике лишены подобных вещей. Проще говоря — мы уже перешли границу киберпанка. Мы живем во времена пост-киберпанка, и те проблемы, которые представлял киберпанк, уже не выглядят страшно, потому что они стали необходимостью для полноценного функционирования в современном обществе.
Банальность
Слияние жанров киберпанка и SF с криминальной драмой и нуаром затерли до дыр. Грубые, мрачные персонажи, сражающиеся с внутренними демонами — это просто скучно. То же касается нелинейных сюжетов, глубокого цинизма по отношению к миру и в целом ощущения беспокойства. Те особенности, подходы и тропы, которые были свежими на рассвете Киберпанка, теперь превратились в оковы для писателей, представляющих брутальных космических детективов и использующие устаревшие стереотипы хакеров.
Потеря хватки
Возможно, самая важная причина ослабления киберпанка заключается в ослаблении хватки социального видения. Вы ненавидите мега-корпорации? О, какая жалость, потому что у вас телефон от Apple, коллекционные фигурки от Amazon, игры от Steam, почта от Google. Более того, классические компьютерные ковбои, облаченные в темное, ощущающие себя отвергнутыми обществом, и, одновременно, выше его, до боли узнаваемы в современном мире, однако это упрощенное и наивное представление реальных людей.
Более того, бренд контркультуры, который вдохновлял и отличал жанр уже устарел. Все, от хиппи до панков уже превратилось в корпоративные торговые марки и франчайзы, начав служить маркетинговым целям.
Безусловно, в 2016-м году существуют свои контркультуры, но это уже не киберпанк, который потерял пульс социальной революции, превратившей ранние работы в классику литературы.
Что вы думаете о современном киберпанке в литературе?
- Трейлер к выходу киберпанк-детектива Nobody Wants to Die
- Опубликованы системные требования Nobody Wants to Die
- 10 минут геймплея Nobody Wants to Die — нуарного детектива в Нью-Йорке 24 века