Stellaris

Космос покоряют эгоисты

Wanderbraun

Если посмотреть невооруженным взглядом, то космические 4х стратегии вселяют шок и трепет своей бездонной ямой возможностей. Но опытные геймеры знают, что не так уж и много меда в бочке дегтя. Игры этого жанра можно пересчитать по пальцам и, к превеликому сожалению, они все похожи друг на друга как две капли воды. Жанр долгое время пребывал в стагнации, разработчики не могли придумать что-то действительно новое, интересное и, самое главное, увлекательное.

И вот приходит Paradox Interactive. Они, мастодонты и почетные короли глобальных стратегий, уже на протяжении многих лет оттачивают свое умение на поприще history-based игр. Абсолютно неожиданно для всех, они заявили, что в их внутренней студии идет разработка первой космической стратегии — Stellaris. Ажиотаж в сообществе был немаленький, так как, все таки, это первый блин в жанре от любимой студии.

Жанр нуждался в свежей крови, в какой-то новой идее, переосмыслении основ. Последний Master of Orion показал, что если сделать хорошую, но не оригинальную игру, то она не будет пользоваться особой популярностью. Paradox, к счастью, осознали эту необходимость. Их головы посетила муза, безумная искра, они подумали: “А что, если сделать Europa Universalis, но в космосе?”.

На первый взгляд, Stellaris подобен какой-то классической космической стратегии: все фракции начинают с одной неразвитой планеты, но затем, постепенно, империи разрастаются во все стороны. Вот только процесс исследования космоса здесь занимает куда больше времени и сам по себе значительно важнее, чем во всех остальных 4х стратегиях. Разведчики бороздят космос в поисках ресурсов и пригодных для жизни мест, как в старой-доброй Civilization, и при этом все происходит в фирменном для Paradox real-time режиме.

Колонизация здесь— занятие ответственное и достаточно затратное, к тому же она полна нюансов и особенностей. Например, если ваши подчиненные живут на засушливой планете, они будут чувствовать себя дискомфортно в условиях обилия H2O, из-за этого уровень счастья будет невысоким, а вместе с ним и уровень производства. К тому же новые территории не будут приносить мгновенную выгоду – их содержание и застройка будет стоить приличное количество ресурсов.

Со временем , с увеличением количества колоний, центральный аппарат империи достигнет своего потолка в эффективном управлении всеми территориями. И тут игра начинает напоминать Crusaders Kings. Игрок вынужден отдавать некоторые планеты под контроль ИИ, из-за чего эти области получают широкие права и автономию. И в случае, если жители этого сектора достаточно развиты и храбры, в нем могут начаться тенденции к сепаратизму и потенциальной войне за независимость. Держать империю в целостности – та еще задачка, особенно во времена какого-то кризиса или после проигранной войны.

Stellaris позаимствовал огромное количество идей у Galactic Civilization. Оттуда пришла система развития планет. И оттуда же перекочевала широкая кастомизация своей фракции с возможностью выбрать не только внешний вид, дизайн кораблей, стартовые технологии, но и характер нации. Так, например, раса разумных грибов могут быть фанатическими пацифистами, а человечество тянется к ксенофилии и индивидуализму. Ну или наоборот.

Эти черты характера довольны важны для геймплея, так как в случае встречи с каким-то неопознанным космическим объектом милитаристы и ученые-материалисты будут поступать абсолютно по разному. Ну и еще добавьте к этому самые разнообразные формы правления, список которых для каждой конкретной фракции формируется в зависимости от менталитета его народа. Тут вам и монархии-деспотии с августейшими владыками, и республики с всеобщим избирательным правом, и ноократии с мудрыми учеными в правительстве.

События, с которыми игрок все время сталкивается в процессе развития своей империи, занимают чуть ли не ключевое место в пантеоне развлечений. Они непредсказуемы, разнообразны и их не так уж и мало. Представьте: готовите вы, значит, разведывательную экспедицию в неизвестный космос, и тут вам сообщают, что в сторону одной из ваших колоний летит метеорит, который, в случае, если его не остановить, уничтожит всех жителей планеты. Да, классическая шутка Paradox про астероид есть и здесь.

Ну или вам сообщают, что на одной из ваших планет местные жители начали заигрывать с аугментацией, из-за чего в этой системе начался местный филиал Deus Ex: Mankind Divided – любители железа объявляют себя сверхлюдьми и начинают бороться за свои права как отдельная, совершенно новая раса. А как вишенка на торте – полномасштабное восстание машин во всей вселенной на финальном этапе игры.

Да, подобные события вовсе не новинка в жанре. Но Paradox смогли перенести их на новый уровень качества и интерактива. Вот только если играть вторую-третью партию подряд, то уже начинаешь замечать повторения. Хотя, уверен, аддоны это исправят.

Реиграбельности игре добавляют не только события, но и поголовная рандомизация во всем, где только можно. Вселенная хаотична, и вашими соседями могут быть как миролюбивые птицеголовые, так и милитаристы-сурки с манией генетической чистоты. Кроме всего прочего здесь нет технологического древа, как и в Civilization: технологии для развития здесь даются в случайном порядке, как магия в Warlock — Master of the Arcane.

Но все же стоит признать, что Stellaris пока не хватает глубины. Инструментария внешней политики здесь кот наплакал, и чаще всего все сводится к тому, что если у двух империй схожие формы правления и характера, то они будут лучшими друзьями. Хотя без интересного не обошлось – союзы выполнены довольно интересно. Войны объявляются коллективно, и для принятия решения о начале конфликта необходимо, чтобы все участники союза были согласны.

А в дальнейшем союз можно переквалифицировать к федерацию, создать что-то вроде Австро-Венгерской империи – все участники имеют карт бланш во внутренней политике, но при этом всей внешней политикой занимается избираемый президент. Еще у федерации появляются отдельные виды войск, которые подчиняются конкретно президенту.

Вот только этого мало. Нет какой-то интересной системы торговли, вроде той, что есть в Europa Universalis IV. Нет возможности как-то эффективно культурно влиять на соседей. Даже для объявления войны не нужен Casus Belli (причина для войны). В конце игры, когда вся галактика уже поделена, все сводится к одному – к нескончаемой межгалактической бойне.

И именно война здесь самая скучная и самая слабая в плане разнообразия. Здесь нет никакой тактики – надо просто собрать как можно большую армию и напасть. Игрок ни на что не влияет конкретно в бою, и такое я вижу впервые в геймдевелоперской истории Paradox. Выходит какая-то куча мала, где побеждает тот, у кого больше кораблей и у кого лучше технологии. Более того, нет какого-либо ограничения на количество кораблей в объединенном флоте. Странное, даже непривычное решение со стороны Paradox.

Но стратегически на войну можно влиять: в игре присутствует интуитивно понятный конструктор кораблей, благодаря чему войско можно подготовить к войне с конкретным противником. Допустим, у врага хорошо развитые лазерные вооружения – значит корабли надо оснастить силовыми щитами. К тому же врага можно брать на износ – путешествуя от одной его системы до другой и уничтожая инфраструктуру и сырьевые базы. Но все же, этого, мягко говоря, недостаточно. Механика войны выглядит не просто недоделанной — её стоит чуть ли не полностью переделывать, чтобы она выглядела привлекательно. Вспоминая аддон Art of War в Europa Universalis IV, я не сомневаюсь, что Paradox пойдут на подобный шаг.


Paradox с громким криком ворвались в обветшалый особняк под названием “4х космические стратегии” с намерением поднять на ноги умирающего старичка. Stellaris, безусловно, на данный момент далеко не идеальная игра — в ней полно недочетов, проблем, не до конца сделанных моментов. Да и в целом количество контента пока не радует. Но даже сейчас в неё интересно играть, она увлекает с головой. На сей чудный момент Stellaris — это каркас будущего шедевра, который будут дополнять аддонами. А вспоминая историю развития Europa Universalis IV, я не сомневаюсь в таланте парадоксальной студии делать лучшие глобальные стратегии.