Review: Rise of the Tomb Raider
Физическая копия Rise of the Tomb Raider от издательства "Бука" попала ко мне в руки в день релиза. Новое приключение Лары должно было скрасить промозглые зимние вечера, поэтому начало путешествия не заставило себя долго ждать. И оно оправдало все ожидания.
Давайте начнем с самого главного: Rise of the Tomb Raider — действительно хорошая игра. Она способна удержать вас у экрана на протяжении 15-20 часов. Этого времени вам определенно хватит на прохождение основного сюжета, а также решение побочных дополнительных головоломок, поиска скрытых гробниц и прочих не самых обязательных мелочей. При этом одного голого сюжета вам определенно будет мало. Как это так, Лара Крофт пройдет мимо всевозможных скрытых гробниц и спрятанных реликвий.
Продолжение серии про Лару Крофт ждали. Tomb Raider 2013 года, перезапуск франшизы, оказался крайне успешным и показал, как сильно PC-геймеры соскучились по приключенческим играм и по Ларе Крофт в частности. Конечно, обновленный Tomb Raider был далеко не идеальным, но Crystal Dynamics, судя по всему, учли ошибки и мнение пользователей и спустя два года представили публике Rise of the Tomb Raider — результат кропотливой и усердной работы. И игра должна оправдать все ожидания геймеров. По крайней мере, большинство из них.
Rise of the Tomb Raider — тот случай, когда игра портирована с консоли чуть ли не идеально. Графическая составляющая PC-версии не только не уступает версии на Xbox One, но и местами выглядит намного глубже, детализированнее и четче. При этом она позволяет геймерам подобрать идеальные настройки графики при имеющихся ресурсах без значительных потерь в красоте игры. Игра без проблем пошла на игровом ноутбуке 2012 года с видеокартой Radeon со средними настройками, а на топовом железе летает и выдает просто великолепную картинку на стабильных 60 fps.
Живописные локации (особенно это касается гробниц) и детально проработанные интерьеры помещений вызывают восхищение с самых первых кадров игры. Снежный перевал, византийский корабль, зимний лес — нас переносят в потрясающей красоты мир, который хочется изучать, рассматривать со всех сторон и делать бесконечные скриншоты для своей личной коллекции. Сразу понятен масштаб локаций, от которых, в большинстве случаев, захватывает дух: многоуровневые конструкции природного масштаба просто манят тебя залезть как можно выше и осмотреть окрестности с максимально возможной высоты.
При этом Crystal Dynamics отлично поработали и над помещениями, в которых волею сюжета или действий игрока оказывается Лара. Пыль, какие-то обломки, разбросанные вещи в заброшенных складах, лампочки в нужных местах — внутреннее убранство не только детализировано, но и продуманно. Мы нигде не встретим фонарь, висящий только для того, чтобы можно было легче убить врагов: если он где-то висит, то для того, чтобы освещать помещение. Лужи бензина вокруг генераторов, ноутбуки с проводами на ящиках с оборудованием, трупы в естественных позах, масленки, банки, камни — складывается ощущение, что ты попал в реальный мир.
Но не все так идеально: к сожалению, мы постоянно видим одни и те же предметы в разных местах. Простой пример — масленка. Она может находиться около большого экскаватора (где ей самое место), на складе среди всякого хлама или случайно встретиться на небольшом выступе в лесу среди деревьев и какой-то тряпки, намотанной на куст. В игре такое случается довольно часто, хотя в реальной жизни едва ли столкнешься с подобным. И таких моментов в игре достаточное количество. Конечно, на такие мелочи можно спокойно не обращать внимания. Уровни в игре большие и открыты для свободного исследования. Если вы любите ачивки (достижения) и обшаривать каждый уголок в поисках чего-то интересного, игра даёт вам возможность вдоволь насладиться этим процессом, позволяя вернуться на уже пройденные локации.
Мир Rise of The Tomb Raider хочется изучать. Он большой, насыщенный и живой. Дикие звери и птицы в локациях начинают поспешно удирать, учуяв присутствие Лары. Ветер играет в кронах деревьев и свистит в скалах, а вода монотонно куда-то утекает. И самое важное, что на этих локациях действительно есть, где разгуляться. Изучить обледеневшее русло реки, забраться на площадку на деревьях или выступ скалы. Впрочем, можно двигаться строго по сюжетной линии без подробного изучения окрестностей: без тайников, карт, кладов и гробниц. В этом случае мы получим экшн-адвенчуру, к которой можно придраться разве что за ее не очень длинный (особенно на фоне последних ААА-релизов) сюжет. И тут каждый из нас вправе сам решать, что ему интереснее и нужнее. Но будьте готовы к тому, что каждый раз вам придется самого себя ограничивать и заставлять идти прямо, а не свернуть вон в ту пещеру или посмотреть, что же за тем поворотом. Пусть не вычищать каждый сантиметр карты и заглядывать в каждый закуток, но поворачивать несколько раз не туда, куда зовет маркер направления.
Сюжет игры продолжает начатое в 2013 году и строится вокруг поиска Источника жизни, которое Пророк вывез из Византии в Сибирь. В поисках этого самого источника Лара столкнется с загадочной организацией “Троица”, которая все время оказывается на полшага впереди. На своем пути Лара Крофт столкнется не только с вооруженными до зубов боевиками этой организации, но и дикими животными, обитающими в местах, куда занесла Лару судьба. Естественно, героиня подвергнется еще и самым суровыми испытаниями на своем пути к Источнику. При этом сам сюжет никак нельзя назвать длинным и впечатляющим, однако он достаточно динамичный для того, чтобы не потерять интерес к игре. И вот тут, как уже написано выше, на помощь сценаристам приходит прекрасный мир игры.
Можно случайно наткнуться на снежного барса, который ведет себя как самая настоящая кошка: он грациозен, гибок и неуловим. Можно найти скрытый тайник с каким-то дополнением на ваше оружие. Или гробницу, которая заставит вас не просто попотеть, добираясь до ее конечного пункта, но и подключить голову, потому что одни прыжки, выстрелы из лука и карабканье тут не помогут. Например, поймать нужный порыв ветра, который направит предмет в нужную сторону. Сразу этого не поймешь, но тут поможет Лара, которая сама себя спросит о чем-то, дав тем самым совет игроку. “Что это за шум”, “Как бы мне попасть туда” - эти фразы вроде бы не являются такой уж сильной подсказкой, но они помогают начать думать в нужном направлении и находить решение.
И в этом ключе у Rise of The Tomb Raider все хорошо: грибы растут на земле, а не где попало, для стрел нужна древесина, а для лечения ягоды. Все это нам очень здорово помогает при прохождении, но есть одно но: мы это узнаем с помощью подсказки, а не сами. Игра в прямом смысле заставляет нас копать руду для бомбы, собирать ветки для стрел и искать конкретный гриб в конкретном месте для изготовления яда. Складывается ощущение, что тебя ведут за ручку там, где можно было бы заставить подумать и поискать варианты. Никакого исследования здесь и в помине нет, а оно бы точно не помешало. Только представьте: вы оказываетесь в лесу и начинаете изучать ближайшую округу с целью найти хоть что-нибудь полезное, а не идти на конкретную поляну за конкретным предметом. Слишком просто.
Включение режима выживания вообще значительно упрощает задачу: 10 секунд - и ты знаешь все, что тебе надо знать о местности в радиусе 25-30 метров вокруг тебя. Где тайники, где ресурсы, где стены, по которым можно карабкаться, и даже животные с врагами. Никакой загадки, никаких случайных находок. И вот тут задаешься вопросом, то ли геймдизайнеры серьезно себя ограничивали при создании игры, то ли просто схалтурили. Потому что через 10 минут игры ты уже точно знаешь, что для чего тебе нужно, где что искать и какие вещи можно смело игнорировать. Естественно, только для тех, кто по каким-то причинам пропустил Tomb Raider. Для остальных все будет знакомо с самых первых минут.
Вместе с механикой игры перекочевали и некоторые проблемы первой части. Причем проблемы, которые в 2016 году удивляют своим присутствием. Например, при ходьбе Лара держится за плечо и хромает, потому что только что попала под обстрел, но после первого же прыжка к ней возвращается знакомая нам грация, а все проблемы исчезли. Или стрельба по врагам, когда они укрылись за деревянными досками. Автомат не может прострелить их, поэтому убивать врагов за укрытиями надо только в те моменты, когда они высовываются. И таких проблем достаточно много, что печалит, если честно.
Диалоги тоже не дотягивают до общей планки качества. Они скучные, неэмоциональные и абсолютно не завлекающие. Разговор Лары с боевиками Троицы выглядят нелепо: мы словно попали в плохое кино, где вокруг красивые спецэффекты, но главные герои играют хуже декораций, а текст им писали студенты-первокурсники факультета химии. К сожалению, эта проблема перекочевала в Rise of the Tomb Raider из первой части.
Впрочем, все это происходит в весьма небольших кат-сценах, после которых мы вновь получаем контроль над мисс Крофт и можем забыть о скучных диалогах. Как и о прочих минусах, потому что атмосфера игры выполнена на отличном уровне. Rise of the Tomb Raider захватывает игрока с самых первых кадров и ведет его до самого финала. Вместе с Ларой мы бросаем вызов не только загадочной организации, но и самому себе. Сюжет захватывает и тянет вперед, постоянно увлекая нас все глубже в тайны “Троицы”, Святого источника и жизни Лары. И погрузившись в мир игры, ты уже не можешь остановиться, не взирая на все недочеты, которые на общем фоне кажутся совсем незначительными.
О “клюкве” я не стал писать принципиально. Это не та вещь, которая может испортить вам прохождение и как-то повлиять на впечатления от игры.
И еще одно важное замечание. Tomb Raider 2013 года очень часто сравнивали с серией Uncharted, причем сравнение было явно не в пользу Лары Крофт. Rise of the Tomb Raider должен был показать, насколько Crystal Dynamics пошли своим путем, без оглядки на Naughty Dog и Дрейка. К сожалению, далеко уйти не получилось, а местами так вообще складывается ощущение, что Натана Дрейка просто перенесли в другие локации и поменяли мужскую модель на женскую. Сказать, что разработчики переняли абсолютно все, нельзя, но уж слишком много похожих на Uncharted моментов можно встретить при прохождении. Местами даже чересчур много. И это, как и два года назад, никак не красит игру и разработчиков.
Подводя итог, хочется еще раз сказать, что Rise of the Tomb Raider — хорошая интересная экшн-адвенчура, в которую хочется возвращаться. Совсем не идеальная, но заметно похорошевшая с 2013 года и сделавшая серьезный шаг вперед от своей предшественницы. Игра, где приключения отлично совмещены с элементами шутера и стелса, не очень легкими головоломками и необходимостью быстро думать и не менее быстро действовать. С захватывающими видами, злыми русскими и очаровательной Ларой Крофт, которая одной своей пятой точкой в обтягивающих штанах способна завоевать ваше расположение.
И короткая версия ревью для самых занятых и ленивых.
Rise of the Tomb Raider — тот самый пример, когда консольный порт на PC выглядит лучше, чем оригинал, а сама игра не только доставляет игроку удовольствие от прохождения, но и заставляет его погружаться в ее мир и самому определять, чего он хочет больше. Да, она не идеальна, а некоторые ее проблемы знакомы еще с 2013 года, но Crystal Dynamics приложили огромные усилия к тому, чтобы новая Лара была лучше своей предшественницы. Стоит погрузиться в мир игры, и все недостатки тут же уходят на второй план, а на первом плане — сильная стойка Лара Крофт и безумно красивый, интересный и наполненный мир, который хочется изучать и исследовать вдоль и поперек.
Расхищение гробниц однозначно рекомендовано.
- Расширение Dawntrail для Final Fantasy 14 выходит в июле
- Final Fantasy 14 на Xbox обзаведется специальной премиум-валютой для микроплатежей и подписок
- PC-версия Final Fantasy 16 на финальных этапах оптимизации