Философия гейминга – почему мы играем в игры

Если вы читаете этот пост, тогда с вероятностью в 99,99% вы играете в игры. Но вы когда-нибудь задавались вопросом о том, почему нам нравятся игры?

Для начала стоит учесть тот факт, что люди играют в игры по фундаментально разным причинам, которые зависят от их личности, мотиваций и настроения. 
Преподаватель гейм-дизайна – Марк ЛеБланк писали и читал лекции о философии гейми дизайна, и он же ввел категоризацию игр и способности получать от них удовольствие под названием "8 Типов Удовольствия":

  • Чувство – Игра как чувственное удовольствие
  • Фантазия – Игра как ожившая выдумка
  • Сюжет – Игра как разворачивающаяся история
  • Вызов – Игра как преодоление препятствий
  • Содружество - Игра как социальная система
  • Открытие – Игра как неизведанная территория
  • Экспрессия – Игра как средство выражения
  • Принятие – Игра как времяпрепровождение 

Любая игра может предоставлять игру сразу несколько типов удовольствия, как одновременно, так и по порядку в зависимости от развития геймплея, однако чаще всего разработчики стараются фокусировать внимание на 2 или 3 типах.

Для меня, так же как и для многих других геймеров, которые считают себя более "серьезными" игроками, чем типичный казуал и бездумная безостановочная стрельба, возможность расширить наше сознание, поставить перед собой цели и достичь их является одной из главных наград игры, заставляя чувствовать себя умней, хитрей и банально вызывая чувство удовлетворения от отлично проделанной работы.

Игры которые ставят пред игроком вызов, являются своего рода площадкой для тестирования мыслительных способностей. В реальности, если вы делаете попытку, но проваливаетесь в битве против других, существуют реальные последствия. Мы имеем врожденные механизмы, которые заставляют нас избегать негативных последствий. Это может привести либо к сильной мотивации добиться успеха, либо к парализующему страху последствий, что приводит к бездействию.

Однако в гейминге не существует реальных, сохраняющихся навсегда последствий своего провала, если конечно вы не про-геймер. Таким образом мы чувствуем свободу полностью активировать наше активное ментальное состояние, зная то, что мы способны делать все что угодно, и даже если мы не слишком хороши в чем-то, это не приведет к плохому результату. Это как испытание на силу и выносливость сознания, которое способно вылиться в реальные позитивные способности. Это позволяет нам лучше понимать собственное сознание, что толкает нас к успеху, что останавливает. Если вы проведете вечер субботы за практикой в StarCraft, то на следующей неделе вы будете чувствовать себя более мотивированными, способными думать сразу над рядом проблем, оставаясь хладнокровным в стрессовой ситуации.

Не все понимают это... или играют в игры с подобными ментальными установками и требованиями. Однако даже самые про-геймеры в StarCraft или мега-мозги за продолжительными партиями в Civilization 5 иногда хотят провести время за чем-то простым, что позволяет расслабить мозг и погрузиться в сюжет и мир, вроде Фэнтези или Чувства.

Так что если вы столкнулись с тем, кто совершенно не понимает, что интересного в играх, задайтесь вопросом – какой тип удовольствия они могут оценить, и посмотрите какие игры соответствуют типу-типам. Возможно это поможет найти общий язык.

А если вас в очередной раз спросят о том, почему вам нравится Minecraft, то теперь вы знаете, что ответить.

Видео от Shazoo

Подписаться

16 Комментариев

  • Slaverok
    Комментарий скрыт. Показать

    Сюжет – Игра как разворачивающаяся история - это моё )

    0
  • ZloyDblX
    Комментарий скрыт. Показать

    Я бы предложил всего три категории:

    1)Игра как средство забыться (затуманить мысли) - самая массовая категория.

    2) Игра, позволяющая реализовать творческий потенциал - достаточно редкий зверь.

    3) Игра, несущая духовный опыт - большая редкость.

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @ZloyDblX, а как же стратегические, тактические игры? паззлы, совместные игры?

    Данные три категории не совсем полно описывают разнообразие.

    При этом, то что в посте указано – это разделение на основе типа удовольствия получаемого игроком, а не классификация игр как таковых

    0
  • Kajdash
    Комментарий скрыт. Показать

    "Чувство – Игра как чувственное удовольствие" - это моё. Всё таки хочется прочувствовать то, что никогда не почувствуешь)

    0
  • Hitma
    Комментарий скрыт. Показать

    @Slaverok, И это The Walking Dead )

    0
  • Hitma
    Комментарий скрыт. Показать

    Для меня игра прежде всего это впечатления. Многие впечатления игр, вообще невозможны в реальном мире. Впечатляющие игры могут расширить наше сознание, мировоззрение, при правильной их интерпретации. Игры есть кормом для мозга, они дополняют наши интеллектуальные накопления, увеличивая опыт и следственно материал для воображения и решения проблем. Игра - вызов, очень редко, т.к. имхо - это чушь какаято, какая мне практическая польза от того что прошел КоД на максимальном уровне, где с одного знании сколько противников, сколько чисто физически не влезло бы в него :D

    0
  • ZloyDblX
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen, не надо кидать в меня названиями жанров, приведите конкретные примеры игр.

    Эти три категории соответствуют трем гунам матереальной природы - философской системы, рассказанной в ведических трактатах.

    Именно это философское учение предпочитаю я (помогает отсеивать мусор). А что касается не совсем "полного отображения", то именно это отображение, по моему мнению, как раз таки полно отражает существующую ситуацию на рынки.

    А приведенные автором примеры строго говоря даже не категории. а качества. Причем тут приведена солянка из качеств неотъемлемых и необязательных. Так например все игры являются чувственным удовольствиям, убийцами времени и источником азарта. Поэтому приведенная концепция автора показалась мне аляповатой.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    @ZloyDblX, посмотрите на свои категории и категории предложенные Бланком. Что-нибудь заметили? У Бланка они более конкретизированные, разбитые на меньшие фракции. Приведенные вами категории - не столько категории, сколько классы, которые могут включать категории.

    Так например все игры являются чувственным удовольствиям, убийцами времени и источником азарта

    Не согласен. Что есть убийство времени для вас? Для меня - это казуальные игрушки на телефоне или просто от скуки. Например, я ну никак не могу отнести к убийству времени Batman: Arkham City. То же самое и касательно азарта. Какой азарт в градостроительном симуляторе? Он есть в том же Battlefield 3 в матче против других игроков, но уж точно нет в SimCity 4 или The Sims.

    Так например все игры являются чувственным удовольствиям

    Это уже семантика. Чувственные, полагаю, имеются ввиду отрешения с персонажами. Впрочем, я не читал как в оригинале звучит название этой категории и могу ошибаться по этому поводу. Возможно, это игры, для созерцания: Journey, Flower, Noby Noby Boy.

    P.S.: Еще и Веды. Dude, really? Думаете, авторы что-нибудь понимали в гейм-дизайне? Может быть не стоит так категорично прикладывать идеи записанные тысячи лет назад к вещам созданным за последние 30 лет.

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @ZloyDblX, так и не написано же, что это неотъемлемые качества – типы возможного удовольствия получаемого от игр.

    чаще всего разработчики стараются фокусировать внимание на 2 или 3 типах.

    Достаточно этого:

    Чувство – Journey
    Фантазия – Lord of the Rings
    Сюжет – The Walking Dead
    Вызов – Portal 2
    Содружество - EVE Online
    Отркытие – Skyrim
    Экспрессия – Minecraft
    Принятие – Diablo 3

    То что вы верите в ведические трактаты, не отрицает данной системы приведеленной профессиональным гейм-дизайнером. Думаю когда эти трактаты писались, еще небыло игр )

    0
  • Egrassa
    Комментарий скрыт. Показать

    Интересно было бы найти лекции, а еще лучше их переводы

    0
  • mic
    Комментарий скрыт. Показать

    Я играю потому что хочу стать хорошим хирургом. )

    0
  • AUM
    Комментарий скрыт. Показать

    Игры - тестовая площадка жизни, по-этому графика/физика и идет в направлении реальности.

    0
  • Soulstorm
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen, К вызову я лучше бы приписал Dark Souls =) Там при достижении определенной цели ты действительно доволен собой.

    0
  • celeir
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen,

    То что вы верите в ведические трактаты, не отрицает данной системы приведеленной профессиональным гейм-дизайнером

    То, что систему разработал профессиональный гейм-дизайнер, не делает её единственно правильной. Например,

    Чувство – Journey

    Фантазия – Lord of the Rings

    Сюжет – The Walking Dead

    Вызов – Portal 2

    Содружество - EVE Online

    Отркытие – Skyrim

    Экспрессия – Minecraft

    Принятие – Diablo 3

    ...я был бы разочарован в каждой из этих игр, если бы они давали только указанные впечатления. Да даже очередная вариация тетриса покрывает половину из этих категорий.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    @celeir,

    То, что систему разработал профессиональный гейм-дизайнер, не делает её единственно правильной.

    Не делает, однако такое мнение заслуживает большего доверия нежели чем те же Веды. Вероятно, увлекательное чтиво, однако к играм никак не относящееся.

    ...я был бы разочарован в каждой из этих игр, если бы они давали только указанные впечатления. Да даже очередная вариация тетриса покрывает половину из этих категорий.

    В связи с чем в материале есть следующая строка:

    чаще всего разработчики стараются фокусировать внимание на 2 или 3 типах.

    Приведенные Cohen'ом игры являются примером основных качеств/категорий к которым они относятся.

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @Soulstorm, кстати да, Dark Souls даже лучше отражает суть Вызова

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.