KONY 2012 – промывка подростковых мозгов

Если вы не живете в пещере под камнем, то вероятно уже слышали и видели на просторах сети движение KONY 2012.
Джозеф Кони – повстанец из Уганды, который за двадцать лет своей "военной" карьеры убил десятки тысяч мирных жителей и насильно "призвал" в свою армию более 30 тысяч детей. В связи с этим, группа Невидимые Дети (Invisible Children) несколько дней назад начала активную пропаганду или как они называют это "Сделай Кони Знаменитостью". Таким образом они хотят привлечь внимание западных правительств, и в частности Американского, к преступлениям Джозефа Кони. Для этого люди могут жертвовать деньги, отправлять сообщения знаменитым деятелям шоу-бизнеса и политикам, чтобы те узнали о проблеме и помогли своим голосом.
И что самое великолепное, они ставят перед собой задачу сделать это до конца этого года.

Вот вам ролик, полчаса на английском, однако в целом резюме выше. Но я настоятельно рекомендую посмотреть видео, чтобы ощутить то, что почувствовал я.

А почувствовал я гордость за людей – оказывается на свете много людей готовых делать что-то безвозмездно. Помочь схватить этого Злодея Номер Один. К сожалению... или счастью, чувство это не продлилось долго. Когда я начал интересоваться Угандой и в частности проблемой Джозефа Кони, у меня резко пропало желание жертвовать деньги и весенней ночью заклеивать стены домов плакатами KONY 2012.

И причин тому много. Очень много. Они гораздо более серьезны, циничны, объективны и рациональны чем этот bullshit завернутый в симпатичную упаковку борьбы с Кони. Не поймите меня неправильно, я абсолютно за то, чтобы схватить повстанца и призвать его к закону... или хотя бы повесить на дереве в джунглях, суть не в этом.

Люди, что стоят за фондом Невидимые Дети показали в этом ролике то, как хорошо отредактированное, эмоциональное видео способно повлиять на сознание и отношение человека. То, насколько легко несколькими слезными кадрами и мало чего понимающим ребенком поднять гигантскую волну хайпа. Большинство абсолютно без вопросов принимает кадры показанные в получасовом фильме за реальность, ни на секунду не задумываясь о том чтобы узнать о проблеме чуть больше чем это им приподносят. Никаких точек зрения, никакой объективной реальности – только кадры шестилетней давности.

Да-да, вы не ослышались. Основная масса кадров Уганды показанная в вирусном видео KONY 2012 – это ролики, снятые в период с 2000 по 2006-й годы. В фильме кратко упоминается, что Кони покинул территорию Уганды и не представляет особой опасности – это действительно так. Повстанец со своей армией детей уже несколько лет скрывается в джунглях региона, куда входит сразу несколько стран.

Фактическая ситуация в Уганде уже давно не такая. Это не значит, что Кони не нужно ловить – конечно нужно. И это подводит нас к другой проблеме движения KONY 2012. Их программа просто чудовищно упрощает действительность. Все сводится к трем пунктам:

  1. Накидайте нам кучу денег
  2. Мы пошлем войска поймать Кони
  3. Кони пойман – все проблемы решены

Американцы приедут в центр Африки и будут охотится за преступником на территории суверенных государств. Или хоть тренировать местные армии.

Ни одна национальная/международная проблема не решается такими элементарными способами. Приятно иметь общую цель, однако если рассматривать ситуацию с такой точки зрения, это не просто преступно упрощает реальность, но и создает неправильное впечатление о стране, Уганде.

Кони не ведет активные действия уже несколько лет, поэтому вместо того, чтобы выбрасывать миллионы долларов на его поимку, не было бы эффективней начать решать нынешние проблемы страны? Образование, медицина, инфраструктура, безопасность. На мой взгляд, эти проблемы являются куда более серьезными и важными для жителей страны, чем старик Кони скрывающийся в лесах.

Вместо того, чтобы в очередной раз создавать Америке внешний вид спасительницы при помощи оружия, стоило бы задуматься о настоящей помощи современным людям, а не тем, которые живут в фильмах шестилетней давности.

Ни одна из этих проблем не обсуждается в программе Kony 2012. Мы видим только испуганные лица детей, разрушенный войной ландшафт Уганды, рекламный хлам который можно купить на сайте и милого белого мальчишку – упаковано и доставлено. Кушайте.

Вся эта продажа, брэндинг, популяризация и централизация на известных личностях – теперь вызывает лишь раздражение и цинизм в ответ на цинизм. Да, это способно дать людям цель, познакомить их с проблемой и продержать на острие какое-то время. Однако интересный факт... лишь 37% от всех собранных денег реально идет на помощь Африке. Все остальное – траты на программу информатизации и прочие расходы. Сотни тысяч долларов тратится на то, чтобы промыть подросткам мозги и заставить их пожертвовать несколько родительских долларов в помощь... собственно, а в помощь чему? Чтобы еще сильнее возвысить пирамиду популярности Кони?

Подобные общественные организации часто публикуют финансовые отчеты о том, куда уходят пожертвования. Но в случае в Невидимыми Детьми – это не так. Они предоставляют лишь расплывчатые данные о расходе средств. Выяснилось, что лишь 30 процентов всех денег уходит на помощь детям Африки и в частности на образование... что странно, они помогают лишь нескольким сотням детей. Организация которая получает миллионы долларов пожертвований помогает лишь нескольким сотням школьников. Вам не кажется, что столь крупные ресурсы было бы рационально распределить по как можно большему населению, ведь иначе увеличивается социальная граница между тем кто получает помощь, и теми, кто остался за бортом.

Остальные средства, как уже описано выше, уходят на различные программы "рекламы" фонда и того же движения Kony 2012. Сюда входят сайты, хлам в посылках, фильмы, плакаты, поездки в далекие страны... кто-то должно быть очень аккуратно пользуется средствами...

Но и это не конец. Посмотрев это видео, сложилось четкое ощущение, что Африке надо помогать. То есть, автоматически возникает стереотип, что страны этого региона населены дикарями, о которых нужно заботится и править ими. Уганда вполне способна позаботится сама о себе. Да, им нужна финансовая помощь, но это не значит, что все нужно делать за них, и уж тем более, последнее что они хотели бы видеть – это отряды американских вояк в своих городах...

Проблема – это не одностороннее явление, о котором можно узнать с плаката или из ролика с мальчишкой, от которого умиляются девушки. Проблему нельзя решить промывкой мозгов десятков тысяч подростков на которых и рассчитана программа.

Преступников ловить нужно, но не надо выкидывать миллионы долларов, чтобы сделать их знаменитостями. Не надо призывать государство послать отряды вояк на чужую территорию.

Если вы хотите оказать помощь, то размышляйте рационально и изучайте вопрос. Как лучше всего можно потратить деньги и в чем заложена истинная проблема. И это не Джозеф Кони, а беднота в Африке. Нехватка ресурсов и капиталовложений. Сотрудничества. Не надо на себе нести груз стран, с ними нужно работать вместе, для общего будущего, а не для того, чтобы исполнить просьбу, данную африканскому подростку.

P. S. Все это не имеет отношения к играм, так что если кому-то не понравилось уж не обессудьте, что воспользовался положением.

P. P. S. Я не призываю вас забрасывать камнями организаторов программы, а лишь предлагаю критически взглянуть на событие. Возможно скорая поимка Джозефа Кони действительно необходима, но веских причин выбрасывать на это миллионы долларов – не вижу. По крайне мере сейчас.

Больше статей на Shazoo
Тэги: