Mission: Impossible 8

Миссия невыполнима 8: Финальная расплата

За все хорошее против всего плохого

kartosh

Фильм “Миссия невыполнима 8: Финальная расплата” уже здесь. Неутомимый Том Круз вновь бросает вызов гравитации, здравому смыслу и самому себе — на земле, под водой и в воздухе. В последний раз, с самыми высокими ставками за всю историю франшизы. На кону — не просто судьба мира, но и образ героя, каким мы его знали почти тридцать лет. Смог ли Итан Хант вновь совершить невозможное, исполнить невыполнимое?

“Миссия невыполнима 8: Финальная расплата” – кульминация почти тридцатилетнего пути Итана Ханта, и фильм ощущается как прощание — с героем, с эпохой практических трюков, и, возможно, с самим образом киногероя, каким мы его знали. 

Все ли сказано? Все ли получилось достаточно хорошо? Ответ на первый вопрос – “Да”. Ответ на второй вопрос – “Нет”. 

Задача и на первый-то взгляд кажется почти невыполнимой (какой-то оксюморон получается) – подвести итог трех десятков лет в трехчасовом фильме так, чтобы всем понравилось, соблюсти баланс. У каждой части серии были свои пробелы, огрехи и слабые места, это нормально. Восьмую “Миссию” подвел слабый сценарий, в котором первые 40 минут занимает какая-то нестройная нарезка из предыдущих частей. 

Цель понятна – вызвать у зрителя чувство ностальгии и заодно пробежаться по событиям прошлых частей. Первое (поностальгировать) прекрасным образом получится чуть позже, ближе к середине фильма, когда на прежние заслуги Итана Ханта будут оценивающе смотреть в штабе. А второе…напомнить о прошлом, его в общем тоже припомнят герою в тот же момент в той же комнате. И это прекрасно бы заменило первые 40 минут.

На фоне той единственной сцены первая четверть фильма выглядит так, будто фильм пытается объяснить зрителю сам себя и заодно поднять градус собственной важности до предела, хотя все ставки перед большим финалом криво-косо, но расставил предыдущий, седьмой фильм. Все это сопровождается обилием странных и претенциозных диалогов про долг, честь, веру, любовь, товарищество и бог его знает что еще. В итоге – перегруженность деталями и слишком много “смысла”. Вместо эмоционального завершения или хотя бы подготовки к нему – набор примитивных клише в попытке придать дополнительную ценность очевидным вещам.

Да, первые 40 минут “Миссия невыполнима 8: Финальная расплата”  именно такие.  А потом все (почти все) меняется.

Последний враг он трудный самый. В финале Итану Ханту и его команде противостоит искусственный интеллект, который через трое суток захватит ракетные арсеналы ядерных держав и устроит массовый запуск, стерев с лица земли всех и все. Фирменная черта серии – ограниченное, словно утекающее сквозь пальцы время, снова в деле. Сюжет все также строится вокруг макгаффина (предмет, который хотят заполучить все). На месте также и фирменные пробежки Тома Круза. Все как мы любим.

Но главное, что мы любим в “Миссии невыполнима” кроме вышеперечисленных фирменных черт – трюки Тома Круза. Еще со времен пятой части (с приходом в режиссерское кресло Кристофера Маккуорри) “Миссия невыполнима” превратилась в персоналистскую франшизу имени Тома Круза, где с каждой новой лентой актер делает невероятные вещи и рискует жизнью все сильнее. Осмелюсь предположить, что творческий дуэт Круза с Маккуорри сыграл в этом первоочередную роль. Встретились два творца, голодные до безумных вещей на грани человеческих возможностей. “Миссия невыполнима 8: Финальная расплата” в этом смысле апогей и венец творения. 

В фильме есть две продолжительные сцены примерно по 20 минут и каждый потраченный доллар из 400 миллионов долларов бюджета (и это без маркетинга!) стоил того. 

В первой сцене Итан Хант ныряет на экстремальную глубину, чтобы добраться до затонувшей атомной подлодки “Севастополь” (ее мы видели в седьмом фильме). Эта часть в какой-то степени напоминает хоррор – темно, страшно и тесно. Том Круз проносится по борту в опасной близости от винтов, а через пару минут рискует жизнью пробираясь по затопленным коридорам и палубам к заветной цели. Я сидел вжавшись в кресло – снято настолько выверено и мастерски, что впору словить приступ клаустрофобии. 

Вторая – битва в воздухе на двух аэропланах. Предлог “на” использован не случайно – Том Круз 90% времени находится за пределами кокпита пилота, держась за обшивку, крылья и любые выступающие элементы конструкции самолета. То есть он буквально держится за крыло старого аэроплана, балансируя между жизнью и смертью. Простите меня за эту пошлость, но эти 20 минут –  высшая точка экшена “Миссии невыполнима”. 

Том Круз выполнил эти трюки сам и он или безумный, или бессмертный. Или все вместе. Так и представляю как они сидели с Маккуорри где-нибудь и придумывали абсолютно отбитый способ убить шестидесятилетнего актера. Это просто страшно, особенно когда знаешь, что это не компьютерная графика, не какой-то изощренный обман с монтажом и даже не работа каскадера. На месте каскадера я бы отказался. Я не уверен, что мы когда-нибудь в своей жизни еще раз увидим что-то подобное.

Другая важная черта “Миссии” – командный дух. Несмотря на титанических размеров персоналию Тома Круза – Итан Хант никогда не был один. Героя всегда окружали надежные товарищи и каждое приключение становилось не просто работой, а чем-то личным – для Итана и для нас с вами. 

Команда – не просто фон для главного героя, а живой организм, где каждый — часть целого: Лютер со своей хакерской невозмутимостью, Бенджи — сердце и юмор, Ильза — сила и боль, Ребекка Фергюсон — многослойная героиня, сравнимая по харизме с Итаном. Именно благодаря этому ансамблю франшиза обрела глубину — за трюками и погонями проглядывала человеческая связность, дружба, жертва, чувство плеча.

В “Финальной расплате” это равновесие нарушается. По мере нарастания драмы второстепенные герои всё чаще отступают на задний план, превращаясь из участников в функции — “хакнуть”, “предупредить”, “спасти”. Решения, кульминации, эмоциональные удары концентрируются на Итане, и это работает как пафосный катарсис его пути, но одновременно лишает фильм ансамблевости, той самой “командной души”, благодаря которой многие и влюбились в эту серию.

В конце мне не хватило эмоций именно в отношении команды Итана. Химия с товарищами всегда была важной частью образа: последний киногерой Том Круз всегда умел найти нужные слова и поддержать своих близких. Такая "семейственность" семейственность -- один из столпов успешных франшиз (привет Вин Дизель, привет!), способных многократно добиваться околомиллиардных кассовых сборов. "Финальная расплата" пытается отдать дань уважения каждому напарнику и напарнице Тома Круза, но по итоговым впечатлениям мне показалось этого недостаточно. Не хватило эмоций и какого-то надрыва, хотя попытка была.

Прощание с героями оставило какую-то светлую грусть, но как будто хочется большего.

“Миссия невыполнима 8: Финальная расплата” выкручивает ручки громкости на полную. Ставки максимальные, терять нечего. При всей своей несуразности и нелепости, финал мне скорее понравился. Это вопрос отношения – то, как ты смотришь на вещи, меняет то, что ты видишь. 

Глядя на то, как Том Круз совершает несовместимые с жизнью и здравым смыслом трюки, я вспоминаю себя в детстве. Как я, много лет назад, 10-летний мальчишка с замиранием сердца вслушивался в каждый бит той самой мелодии. Это было волшебство – Итан Хант супергерой, он за все хорошее против всего плохого – он всегда на правильной стороне и он сейчас сделает невозможное, спасет своих друзей, спасет мир.

Много лет прошло, теперь я вижу огрехи и слабые места “невыполнимой миссии”, а чувства все те же – сердце замирает. Такие моменты бесценны. 

Больше статей на Shazoo
Тэги: