8 историй затонувших кораблей
От торговых судов до арктической миссии
Под беспокойными волнами наших океанов скрывается мир нерассказанных историй, незаявленных сокровищ и нераскрытых тайн. Даже несмотря на все современные эхолокаторы и спутники, более 80% подводного царства еще предстоит исследовать, и эта необъятная ширь хранит секреты, которые веками завораживали человеческое воображение. Затонувшие корабли дают уникальную возможность заглянуть в наше прошлое, лучше понять повседневный быт моряков, раскрыть личные истории и контекст тех времен.
Среди реликвий глубин мы находим не только остатки кораблей, но и отголоски культур, древних торговых путей и человеческих свершений, которые сформировали наш мир. От Антикитерского механизма — древнегреческого аналогового компьютера, обнаруженного на затонувшем корабле у побережья Греции, до богатств на борту испанских галеонов, каждое кораблекрушение рассказывает уникальную историю. Согласно прогнозам ученых, всего океаны и моря скрывают около трех миллионов судов, при этом исследовано всего около 1%, так что хватит еще на века вперед.
Достижения подводной археологии совершили революцию в нашем стремлении найти эти капсулы времени. Дистанционно управляемые аппараты, автономные подводные лодки и сложное сонарное картографирование, открыли новые горизонты, позволяя собирать воедино головоломки прошлого. И в сегодняшнем материале мы вспомним лишь малую крупицу — одни из наиболее интригующих и загадочных кораблекрушений.
В этой статье, подготовленной совместно с разработчиками World of Sea Battle мы изучим несколько судеб кораблей разных эпох. Если же вы хотите лично попробовать себя в качестве капитана корабля, то клиент игры доступен по ссылке выше.
Как и в реальности, в игре тоже происходят кораблекрушения — по разным причинам, так что будьте на чеку и постарайтесь сохранить свое судно в целости. А подробнее о механике крушений в World of Sea Battle расскажем ниже.
Кораблекрушение у Антикитеры (около I века до н.э.)
В 1900 году под спокойными лазурными водами, окружающими греческий остров Антикитера, группа ныряльщиков за губками наткнулась на подводное чудо — затонувший корабль I века до н.э., скрытый на протяжении тысячелетий. Они не подозревали, что это случайное открытие не только представит затонувшее судно, но и откроет капсулу времени, наполненную артефактами древнего мира, расширяя наше понимание технологического мастерства античных цивилизаций.
На борту корабля были найдены самые разные предметы прошлого, однако странный комок проржавевшей бронзы оказался неожиданностью для исследователей.
Под слоями времени и коррозии этот неприметный предмет скрывал комплексный девайс — Антикитерский механизм. Когда археологи и ученые тщательно изучили это устройство, они выяснили, что это сложный набор шестеренок и циферблатов, тщательно сконструированный для предсказания астрономических положений и небесных явлений, включая затмения и пути солнца, луны и планет по небу. Точность и сложность механизма напоминали устройства, которых появились спустя много веков, вызывая сомнения в нашем представлении о древнегреческой науке и технике.
Само существование Антикитерского механизма, опережающего другие известные устройства сопоставимой сложности на тысячелетия, служит свидетельством выдающегося мастерства его создателей. Его открытие вызвало вопрос: если такое устройство было в пределах возможностей древней инженерии, какие еще чудеса могли существовать?
Помимо Антикитерского механизма, кораблекрушение дало богатый улов других артефактов:
Бронзовая статуя юноши в натуральную величину, предположительно греческого происхождения
Набор богато украшенных стеклянных чаш, вероятно, из Восточного Средиземноморья — признак богатства и изысканных вкусов пассажиров корабля или предполагаемых получателей
Амфоры, происходящие из разных частей Средиземноморья, свидетельствующие об участии корабля в сложной сети торговли
Замысловатые ювелирные украшения, в том числе золотые кольца и серьги
Бронзовая лира, музыкальный инструмент, связанный с Аполлоном, греческим богом музыки и поэзии
Историки считают, что эти артефакты, наряду с Антикитерским механизмом, указывают на роль корабля как ценного грузового судна, возможно, перевозившего предметы роскоши, произведения искусства и передовые научные инструменты между основными центрами эллинистического мира.
Кораблекрушение у Белитунга (IX век н.э.)
В 1998 году индонезийские рыбаки, ныряющие за морскими огурцами у побережья острова Белитунг в Яванском море, наткнулись на уникальный “клад”. Они обнаружили останки древнего затонувшего корабля, который был идентифицирован как старейшее известное кораблекрушение из арабского мира, датируемое IX веком нашей эры. Кораблекрушение у Белитунга, как его стали называть, содержало груз керамики династии Тан, золота и серебра, предоставляя взгляд на оживленную морскую торговлю между Ближним Востоком и Китаем в ранний исламский период.
Корабль был нагружен более чем 60 000 предметов китайской керамики, став крупнейшей единой коллекцией, когда-либо найденной в кораблекрушении. Эта керамика, включающая чаши, кубки и тарелки, была изготовлена в печах Чанша, провинция Хунань, во время правления династии Тан (618-907 гг. н.э.). Высокое качество и большое количество указывают на важность китайского экспорта в мировых торговых сетях того времени.
Помимо керамики, в кораблекрушении у Белитунга также были обнаружены золотые и серебряные артефакты, в том числе слитки, сосуды и украшения. Эти драгоценные предметы, наряду с наличием ближневосточных монет и других артефактов, указывают, что корабль, вероятно, был арабским или персидским судном, ходившим между Ближним Востоком и Китаем.
Среди груза были найдены личные вещи экипажа и пассажиров корабля — взгляд на жизнь тех, кто пересекал коварные воды морского Шелкового пути. Дайверы обнаружили множество артефактов — от простой кухонной утвари и заканчивая предметами личного украшения.
После подъема большая часть груза была приобретена правительством Сингапура за 32 миллиона долларов. И в 2005 году он был впервые представлен на выставке Совета по туризму Сингапура под названием "Сокровища династии Тан: керамика, потерпевшая кораблекрушение в Яванском море". С тех пор эти артефакты хранятся в Музее азиатских цивилизаций города-государства.
Приобретение и демонстрация груза кораблекрушения у Белитунга не обошлись без споров, особенно в отношении коммерческой операции по спасению и этических соображений таких действий. Однако демонстрация этих артефактов в музее позволила широкой публике оценить находки и провести научные исследования, предлагая глубокое понимание исторических торговых путей, культурного обмена и древнего мастерства.
Испанский сокровищный флот: "Nuestra Señora de Atocha" (1622)
В 1622 году испанский галеон "Nuestra Señora de Atocha", нагруженный огромными сокровищами из серебра, золота и изумрудов Нового Света, отплыл из Гаваны, Куба, в составе испанского флота. Группа, включающая 28 кораблей, направлялся в Испанию, но при входе во Флоридский пролив обрушился сильный ураган, потопивший "Atocha" и несколько других судов. Последние мгновения "Atocha" были катастрофическими — ветры и волны урагана разорвали корабль на части, разбросав его сокровища по морскому дну.
Более трех столетий обломки "Atocha" лежали нетронутыми, местонахождение было загадкой, а богатства — предметом легенд. Однако в 1970-х годах группа охотников за сокровищами во главе с Мелом Фишером начала поиски потерянного галеона. После многих лет Фишер и его команда наконец обнаружили обломки "Atocha" в 1985 году, написав новую главу в истории корабля и положив начало серии судебных баталий за права на поднятые сокровища.
Судебные споры вращались вокруг законов о морских трофеях. На одной стороне была команда Фишера, которая утверждала, что их усилия и инвестиции в подъем сокровищ "Atocha" дают им право на полное владение находкой. На противоположной стороне стояли правительство США и штат Флорида, которые заявили свои права на обломки и их содержимое, ссылаясь на юрисдикцию и исторические прецеденты.
В конечном итоге дело дошло до Верховного суда Соединенных Штатов. После продолжительного разбирательства было вынесено решение в пользу Фишера и его команды, признающее их права на сокровища. Этот вердикт стал не только личной победой Фишера, но и поворотным моментом в области закона о трофеях, задавая современный прецедент для будущих экспедиций по поиску сокровищ.
Груз "Atocha" свидетельствовал об огромном богатстве и могуществе Испанской империи на пике ее мирового господства. Корабль перевозил:
180 000 песо серебра
24 тонны серебряных слитков
125 золотых брусков и дисков
1200 фунтов столового серебра
Набор изумрудов, жемчуга и других драгоценных камней.
Потеря "Atocha" и ее сокровищ стала серьезным ударом для испанской короны, которая полагалась на регулярный приток богатств из своих американских колоний для финансирования европейских войн и поддержания своего роскошного двора.
Кроме того, артефакты, извлеченные со дна, включая навигационные инструменты, оружие и личные вещи экипажа и пассажиров, проливая свет на повседневную жизнь тех, кто плавал в составе испанского сокровищного флота, и на трудности, с которыми они сталкивались во время своих долгих путешествий через Атлантику.
Сокровища, извлеченные из "Nuestra Señora de Atocha", оцениваются примерно в 450 миллионов долларов, что делает их одной из самых ценных находок среди кораблекрушений. Неплохая награда, учитывая, сколько времени Фишер и его команда потратили на поиски.
Кораблекрушения в World of Sea Battle
В World of Sea Battle независимо от причин, по которым утонул корабль на месте крушения появляются обломки, в которых находится 40% от всего, что было в трюме на момент ухода под воду. Так что вы можете подобрать их, если жертвой стал не ваш корабль, а вражеский.
Правда, придется поторопиться — обломки находятся на месте крушения где-то минуту или полторы, после чего часть лута тонет и обломков на месте крушения становится на 50% меньше. Оставшиеся обломки находятся в море еще около 10 минут, после чего также тонут.
Таким образом, часть обломков, которые вы увидите в игре, появляются естественным образом, в результате потоплений игроков и NPC. Также NPC корабли атакуют и топят друг друга, оставляя после себя ценный лут.
Экспедиция Франклина: корабли "Эребус" и "Террор" (1845)
В 1845 году Британский королевский флот отправил экспедицию на поиски неуловимого Северо-Западного прохода — морского пути, соединяющего Атлантический и Тихий океаны через Арктику. Экспедиция, возглавляемая опытным исследователем сэром Джоном Франклином, состояла из двух кораблей, "Эребус" и "Террор", и экипажа из 129 человек. Корабли отплыли из Англии с большими надеждами, но экипаж и не подозревал, что отправляется в путешествие, которое станет одной из самых трагических и загадочных глав в истории исследования Арктики.
Когда "Эребус" и "Террор" пробирались через воды Канадской Арктики, они оказались в ловушке пакового льда у острова Кинг-Уильям. Экипаж, плохо подготовленный к выживанию в суровых полярных условиях, попытался добраться по суше до ближайшего форпоста западной цивилизации, но все погибли из-за сочетания сильного холода, голода и болезней. Исчезновение экспедиции Франклина стало шоком для британской общественности того времени и привело к поискам, которые продлились более десяти лет.
Обломки "Эребуса" и "Террора" были обнаружены лишь в 2014 и 2016 годах. Корабли оказались в удивительно хорошем состоянии, сохранившись в ледяных арктических водах, а изучение обломков предоставило исследователям информацию о последних днях экспедиции и проблемах, с которыми столкнулся экипаж, пытаясь выжить в суровых условиях.
Одной из особенно жутких находок стала записка, оставленная экипажем на острове Кинг-Уильям, в которой описывалось их тяжелое положение и отчаянная попытка добраться до безопасного места. Этот документ, написанный на полях бланка Адмиралтейства, был найден в каменной пирамиде и подробно описывал мрачные обстоятельства, постигшие экипаж кораблей. Записка начиналась в оптимистичном тоне, описывая первоначальные успехи экспедиции. Однако последующее сообщение, добавленное значительно позже, раскрыло судьбу первооткрывателей.
В сообщении говорилось, что руководитель сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года. К этому моменту экспедиция уже потеряла 24 человека от холода, голода и болезней. Оставшиеся, в отчаянной попытке выжить, решили покинуть корабли, которые более года были зажаты льдами, и попытаться добраться по суше в поисках помощи.
В записке также упоминалось о намерении экипажа отправиться к реке Бак, решение, которое в конечном итоге привело их на еще более опасную территорию. Исторические и археологические данные указывают, что люди разделились на несколько групп, некоторые пытались добраться до материковой части Канады, в то время как другие, возможно, приняли попытку вернуться на корабли.
Последующие находки дополнили информацию, содержащуюся в записке, обнаружив артефакты, человеческие останки и дополнительные намеки, раскрывающие печальный конец миссии. В частности, находки помогли воссоздать маршрут, по которому шли выжившие члены экипажа, их борьбу за выживание и окончательную гибель каждого на борту "Эребуса" и "Террора".
"Месть Королевы Анны" Чёрной Бороды (1718)
В 1718 году всем известный пират Чёрная Борода, настоящее имя которого было Эдвард Тич, захватил в Карибском море французский корабль под названием "La Concorde". Он переименовал судно в "Месть Королевы Анны" и превратил его в свой флагман — грозный символ своей власти и безжалостности на волнах. В течение следующих шести месяцев Чёрная Борода и его команда терроризировали Карибский бассейн, грабя торговые суда и внушая страх всем, кто попадался на пути.
Однако царствование террора Чёрной Бороды внезапно закончилось в июне 1718 года, когда "Месть Королевы Анны" села на мель у берегов Бофорта, Северная Каролина. Чёрной Бороде и его команде удалось спастись, но корабль был брошен на произвол стихии. Почти три столетия точное местонахождение обломков оставалось загадкой, пока в 1996 году их не нашла группа морских археологов.
На борту были обнаружены:
Более 30 пушек различных размеров, демонстрирующих грозную огневую мощь корабля
Коллекция ручного оружия, включая кремневые пистолеты и мушкетоны
Такие инструменты, как компасы, астролябии и секстанты, необходимые для навигации
Личные вещи, включая фрагменты одежды, трубки и сосуды, дающие представление о повседневной жизни экипажа
Корабельные фитинги и такелаж — компоненты, игравшие роль в эксплуатации корабля, включая блоки и фрагменты парусины
Медные крепления и корабельный колокол
Балластные камни, использовавшиеся для стабилизации корабля
Одним из особенно интригующих аспектов "Мести Королевы Анны" оказались свидетельства медицинской практики на борту корабля. Среди предметов, поднятых со дна, было несколько хирургических инструментов, в том числе уретральный шприц, использовавшийся для лечения венерических заболеваний, которые были распространены среди пиратов и моряков. Наличие этих инструментов позволяет предположить, что экипаж Чёрной Бороды имел доступ к элементарной медицинской помощи, что было редкостью в мире пиратства.
Также, среди артефактов было несколько коробочек для золотого песка, которые использовались для измерения и хранения золотого песка — распространенной формы валюты в Карибском бассейне XVIII века. Наличие этих коробочек на борту корабля позволяет предположить, что Чёрная Борода и его команда были не только безжалостными пиратами, но и умелыми бизнесменами. Впрочем, пиратство — это тоже бизнес, с договорами, брендом и компенсациями.
Первое плавание "Васы" (1628)
10 августа 1628 года "Васа" — военный корабль и гордость шведского флота, отправился в свое первое плавание из гавани Стокгольма. Корабль был чудом военно-морской инженерии 17-го века, с 64 пушками, богатой резьбой и возвышающимся кормовым замком, что делало его одним из самых впечатляющих судов своего времени.
Тысячи людей выстроились вдоль берега, чтобы посмотреть на спуск "Васы", но их приветственные возгласы быстро сменились ужасом, когда корабль начал сильно крениться на один борт, а затем перевернулся и затонул на дне стокгольмской гавани всего через несколько минут после начала "плавания".
Трагическая судьба "Васы" стала ударом по морским амбициям Швеции и источником большого смущения для правителей страны. Немедленно было начато расследование, чтобы установить причину катастрофы, и вскоре стало ясно, что конструкция корабля была совершенно ошибочной. "Васа" был слишком неустойчивым, с чрезмерным весом на верхних палубах, а его корпус был недостаточно широким. Эти конструктивные недостатки в сочетании с поспешным строительством и недостаточными испытаниями корабля обрекли его с самого начала.
Более трех столетий "Васа" лежал на дне Стокгольмской гавани, его местонахождение было известно, но точное состояние оставалось загадкой. Однако в 1961 году группе морских археологов под руководством Андерса Франзена удалось поднять корабль. Оказалось, что "Васа" удивительно хорошо сохранился благодаря прохладным солоноватым водам Балтийского моря.
Подъем "Васы" предоставил исследователям возможность изучить военно-морское дело и кораблестроение 17-го века. Останки корабля, которые включают более 95% его первоначальной древесины, были тщательно сохранены и теперь выставлены в музее "Васа" в Стокгольме, где посетители могут полюбоваться резьбой, массивными пушками и тысячами артефактов, найденных на борту, включая одежду, инструменты и персональные вещи.
Среди украшений "Васы" — более 700 резных скульптур, многие из которых изображают львов, русалок и других мифических существ. Любопытно, что они выполняли не просто декоративную функцию, но и служили формой пропаганды, призванной продемонстрировать другим странам мощь и престиж Швеции. Получилось не очень.
Корабль-призрак "Дженни" (1823)
Шел 1823 год, и экипаж китобойного судна "Надежда" пересекал коварные воды пролива Дрейка у южной оконечности Южной Америки. Пробираясь сквозь ледяной туман, моряки заметили странное зрелище: судно, по-видимому, заброшенное, бесцельно дрейфующее по волнам. Экипаж "Надежды" решил разведать обстановку, и то, что они обнаружили, стало одной из самых живучих морских легенд.
Кораблем была "Дженни" — трехмачтовая шхуна, покинувшая порт Чарльстона (Южная Каролина) в 1822 году, направляясь в Гавану, Куба. Но "Дженни" так и не достигла своего пункта назначения, а ее судьба оставалась загадкой до того дня годом позже. Когда экипаж "Надежды" поднялся на борт "Дженни", они обнаружили картину ужаса: палуба была покрыта льдом, тела экипажа замерзли, а их лица искажены выражениями ужаса и агонии.
Легенда о "Дженни" быстро распространилась, и на протяжении веков моряки и рассказчики сочиняли истории о корабле-призраке с его обреченным экипажем. Некоторые говорили, что "Дженни" была проклята, преследуема духами тех, кто погиб на борту. Другие утверждали, что корабль стал жертвой коварных вод пролива Дрейка, которые унесли бесчисленное количество жизней на протяжении столетий.
Несмотря на живучесть легенды о "Дженни", правда о том, что случилось с кораблем и его экипажем, остается загадкой по сей день. Некоторые историки считают, что рассказы о замерзшем экипаже со временем могли быть приукрашены и что экипаж добровольно оставил "Дженни", когда оказался в ледяной ловушке. Другие считают, что на борту произошел мятеж или вспышка болезни.
Невольничий корабль: "São José Paquete Africa" (1794)
В 1794 году португальский корабль "São José Paquete Africa" отплыл из Мозамбика, направляясь в Бразилию. На борту корабля находилось более 400 порабощенных африканцев, которые были захвачены во внутренних районах Мозамбика и в цепях доставлены на побережье. "São José" был лишь одним из тысяч кораблей, составлявших трансатлантическую работорговлю, в результате которой на протяжении более трех столетий миллионы африканцев были насильственно перевезены в Северную и Южную Америки.
Но "São José" так и не достиг места назначения. У побережья Кейптауна, Южная Африка, корабль попал в шторм и сел на мель на подводном рифе. Экипажу и некоторым порабощенным африканцам удалось добраться до берега, но более 200 человек утонули, а их тела в последующие дни вымыло на пляж.
Более двух столетий остов "São José" скрывался под волнами, а история в значительной степени забыта. Но в 2015 году группа исследователей из проекта "Невольничьи кораблекрушения" (Slave Wrecks Project), совместного проекта Смитсоновского национального музея афроамериканской истории и культуры и других организаций, объявила, что они идентифицировали обломки "São José".
Обломки дали осязаемое свидетельство ужасных условий, которые рабы терпели во время прохода, и послужили напоминанием о человеческих жертвах трансатлантической работорговли. А артефакты, поднятые из обломков, включая балластные железные блоки и медные крепежи, пролили свет на конструкцию и эксплуатацию невольничьих кораблей в конце XVIII века.
Одним из немногих порабощенных на "São José", чье имя известно, был Томе Криспим. Криспиму было всего 13 лет, когда он был захвачен в Мозамбике и продан в рабство. Он пережил крушение "São José" и в конце концов добрался до Бразилии, где был продан владельцу плантации. При этом Криспим никогда не забывал свою родину и передавал истории о своем пленении и порабощении своим детям и внукам.
В заключение
По мере того, как мы продолжаем раскрывать секреты глубин, стоит помнить уроки, которые эти кораблекрушения преподают о мужестве, высокомерии и вечной связи между человечеством и океаном. Истории этих судов и их обитателей продолжают очаровывать и вдохновлять, выступая нитью между прошлым и настоящим, напоминая нам о силе моря, способного и давать, и забирать.
Море хранит еще много историй, ждущих своего открытия, и по мере развития технологий мы стоим на пороге новых открытий, которые позволят нам еще больше разгадать тайны глубин. Однако, погружаясь в эти безмолвные миры, необходимо ступать осторожно, уважая места упокоения тех, кто ушел до нас, и сохраняя эти капсулы времени для будущих поколений, чтобы они могли учиться и удивляться.
Возможно, эти или другие истории, прямо сейчас вдохновляют новое поколение искателей сокровищ и археологов, которые станут использовать все более совершенные средства для обнаружения кораблекрушений и сохранения артефактов в лучшем виде, наполняя музеи и расширяя наше понимание времен, когда выход в море был подобен шагом в темноту и неизвестность.
Заниматься поиском кораблекрушений — занятие непростое, требующее серьезного финансирования, преданных членов команды, оборудования для погружения и терпения. Однако, если вы не вдохновились бросить все и заняться этим делом, то World of Sea Battle позволяет гораздо быстрее и комфортнее подбирать ценности после кораблекрушений. А самое приятно — все свежее и может приятно наполнить ваш внутриигровой трюм, для продажи в порту или личного использования.
Главное не забывать, что если потерять бдительность, ваш корабль тоже может оказаться на дне морском. С другой стороны, в игре такие потери воспринимаются куда легче, чем если бы вы были на борту реального корабля.
Скачивайте клиента World of Sea Battle на официальном сайте и пробуйте себя в роли мореплавателя!
- Мокрые киски: зачем кошек и других зверей держали на кораблях