Review

Age of Wonders 4: Empires & Ashes

Хорошей игре — нормальные аддоны

Miltroen

Любой геймер, хоть сколько-нибудь знакомый с играми от шведов из Paradox Interactive, в курсе их подхода к созданию контента. Сперва они выпускают очередную стратегию, а потом подкармливает ее бесконечными дополнениями, прикручивая к геймплейному каркасу новые механики, возможности или даже просто красивые рюшечки.

И хотя Triumph Studios — лишь дочерняя студия Paradox Interactive, подход издательства распространяется и на ее игры. Еще до релиза Age of Wonders 4 геймерам предлагали раскошелиться на сезонный абонемент сразу с четырьмя дополнениями. Все они добавляют в стратегию новые фракции и еще больше возможностей для кастомизации, однако лишь два DLC привносят еще и новые сюжетные миссии. Расширение Empires & Ashes, о котором и пойдет речь в этом тексте, как раз второго типа.

Что по новинкам?


Новый контент бросается в глаза практически с порога. В списке доступных миссий появились новые сюжетные карты. Редактор фракции предлагает взять под управление расу пернатых крыланов, а среди новых особенностей заманчиво подмигивает возможность превратить свою нацию в самых настоящих корсаров. Точнее, почти в настоящих, потому что ром, попугай и деревянная нога не прилагаются.

Из всего этого списка последний пункт и является главной "фишкой" DLC. Геймплей за корсаров существенно отличается от всех остальных культур, за исключением, пожалуй, адептов тьмы. Дело в том, что новички не особо жалуют дипломатию — на старте у них нет ни одного шепчущего камня, с помощью которых в игре улучшают отношения с городами-государствами. Вместо этого любителям пограбить выдали отдельный ресурс под названием "добыча". Пополнять его легко — достаточно лишь воевать с другими фракциями или независимыми городами. 

Очки "добычи", в свою очередь, можно потратить на запугивание и вымогательство у свободных народов, игнорирование штрафов от поводов для войны и даже на найм особых отрядов. Неплохая фракция для любителей раннего раша — наконец-то вы сможете получать от тотальной войны хоть какие-то бонусы.

Второй по важности "фишкой" аддона стали Печати Силы — особые места на карте, которые охраняют нейтральные армии. Чтобы захватить их, вам придется не только победить стражей, но и оставить свои войска для защиты от постоянных атак со стороны ИИ. Взамен получите начисление победных очков, с помощью которых можно... ну... победить! Да, это еще один способ выиграть партию, причем сугубо опциональный — включить или отключить Печати можно при настройке карты.

И все бы хорошо, однако сам по себе новый тип победы не впечатляет. Вам нужно отыскать Печати, победить стражей и обороняться. Окей, а чем это отличается от магической победы, для которой нужно отыскать древние золотые чудеса и победить стражей? Наверное, тем, что для удержания Печатей потребуется отбивать постоянные нашествия ИИ — прямо как в экспансионном типе победы, когда вы зажигаете три маяка в своих городах и защищаете их от постоянно спавнящихся врагов.

Не поймите меня неправильно, новые типы победы, особенно если они опциональные — это всегда хорошо. Но было бы еще лучше, если бы при этом геймерам не приходилось повторять ровно те же действия, которые нужны и для других типов победы. 

Разумеется, ни один уважающий себя аддон к Age of Wonders 4 не обходится без новых книг заклинаний. На этот раз их четыре, и все они имеют двойную приверженность. Объединяет новые книги концептуальная заточенность на "технологии" — с их помощью можно открыть для своей армии боевые машины и големов, ослабить врагов ядами, усилить своих бойцов и даже отыграть могущественного антимага, по щелчку пальцев изгоняющего с поля боя призванных существ противника. Огорчает только, что разработчиков хватило лишь на четыре магических тома, хотя простор для фантазии у них практически безграничный.

Ах да, еще в дополнении завезли новую сюжетную кампанию. И нет, она ничем не отличается от базовой — это все еще несколько миссий на полурандомных картах, во время которых вам покажут с десяток уникальных ивентов и иногда предложат выбрать сторону. Ни в какое сравнение с сюжетами из Age of Wonders 3 или Age of Planetfall местные квесты не идут и до сих пор остаются большими туториалами, во время которых вас знакомят с базовыми механиками. В данном случае — с новыми монстрами, расой и теми самыми Печатями Силы. 

А бесплатный контент завезут?


Не обошлось и без бесплатного контента. Одновременно с DLC разработчики выкатят крупный патч под кодовым названием "Голем", и в тестовой версии он уже был доступен. Обновление очень любопытное, потому что неплохо прокачивает игру и добавляет в нее еще больше кастомизации — хотя казалось бы, куда уж больше.

Главным нововведением, доступным для всех владельцев базовой игры, станет Кузница артефактов. Да, теперь вы сможете уничтожать ненужные вам мечи, щиты, доспехи и прочие побрякушки, получая за это особый ресурс — а затем крафтить из него все, что душе угодно. Прямо со старта выковать супер-пупер-имба меч не выйдет, так как не хватит ресурсов, да и количество слотов под свойства ограничено. Однако со временем вы будете распылять все больше ненужных предметов, открывать все больше слотов, и ближе к финалу партии сможете создавать по-настоящему читерные артефакты. Заодно и уникальные ресурсы, разбросанные по карте, пригодятся — каждый из них открывает в Кузнице доступ к дополнительным свойствам. 

Еще одной приятной особенностью стала система военного взаимодействия с вассалами. Да, теперь можно приказать подчиненным городам направить свои войска на защиту ваших границ или атаковать особо навязчивое логово чудовищ. Впрочем, особо не радуйтесь — ИИ до сих пор остается в состоянии бублика и плохо понимает, что вы от него хотите. К примеру, однажды я потребовал, чтобы вассал отправил армию на защиту моего отдаленного города, который беспокоили бродячие мародеры. Тот сразу же переместил на мою территорию весьма сильный отряд, но лишь для того, чтобы... озабоченно бегать кругами вокруг противника, который спокойно продолжал грабить фермы и лесопилки. Видимо, боялся вступить в бой с примерно равным по силе врагом.

В остальном изменения носят скорее минорный характер. Там переделали баланс, тут переработали интерфейс (теперь ваша Книга Заклинаний реально выглядит как книга), здесь исправили парочку досадных багов. Впрочем, и это уже неплохо.

Так что в итоге?


После десятка часов наедине с новым дополнением в уме вертится лишь одно слово: "Неплохо". Новая культурная особенность слегка меняет геймплей первой половины партии? Неплохо. Еще четыре книги с новыми заклинаниями и отрядами? Неплохо, но хотелось бы больше. Несколько сюжетных миссий, которые больше похожи на длинный обучающий режим? Неплохо, но вы можете лучше, я же знаю. Дополнительный тип победы, да еще и опциональный? Было бы даже хорошо, если бы речь не шла о чем-то среднем между двумя уже существующими в игре вариантами.

Стоит ли дополнение свои 710 рублей? Скорее "нет", чем "да". Лучше подождать скидок, а пока их нет — поиграться с бесплатной Кузницей артефактов. В конце концов, контента в новом DLC ненамного больше, чем его было в дополнении Dragon Dawn, а вот ценник в два раза выше. 

Хотя решать, конечно же, вам. 

Больше статей на Shazoo
Тэги: