Woody Allen

Вуди Аллен

Интеллигент с камерой из Бруклина

kartosh

Что первым делом приходит вам на ум, когда вы слышите имя Вуди Аллена? Трогательные и смешные фильмы? Бесконечная любовь к Нью-Йорку, классической литературе и старому кинематографу? Невротичный интеллигент в очках с черной роговой оправой? Все из перечисленного — правда. Писатель и режиссер, комик и джазовый музыкант, сам Вуди Аллен при этом всегда остается довольно скромным и больше любит говорить об искусстве, чем о самом себе.

Меня считают интеллектуалом, потому что я ношу очки, и художником, потому что мои фильмы не приносят дохода. И то и другое неверно.

19 сентября Вуди Аллен объявил о завершении режиссерской карьеры. Все крупные издания написали — картина с рабочим названием Wasp 22 выйдет на экраны в 2023 году и станет его заключительной работой в качестве постановщика — пятидесятой по счету, юбилейной. Следующим утром режиссер заявил, что его "не так поняли" и отменил высказывания, сделанные накануне. Маэстро добавил немного суеты в наши и без того беспокойные будни.

У нас появился хороший повод оглянуться назад и вспомнить, какой была жизнь и карьера Вуди Аллена. Посмотрим, за что любили и ненавидели творца, чьи фильмы внесли огромный вклад в историю кино и в некотором смысле обрели почти культовый статус.

Ранние годы

Аллан Стюарт Конигсберг родился 1 декабря 1935 года в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов из Литвы и Австрии. Родителями мальчика были ювелир (и по совместительству официант) Мартин Конигсберг и Нетти — бухгалтер в семейном кондитерском магазине. У Вуди также есть родная сестра, об их отношениях известно немного, но семейный бизнес у них вполне удался — с конца восьмидесятых она занимается продюсированием кинолент Аллена.

В школьные годы юноша не отличался особым интересом к искусству: играл в школьных командах и много времени проводил у себя в комнате, тренируясь показывать фокусы. В семнадцатилетнем возрасте будущий режиссер сменил имя на Хейвуд Аллен (впоследствии сокращенное до более вызывающего “Вуди”) и начал писать шутки для местной газеты, чтобы заработать денег. Молодого автора быстро заметили и он получил предложение писать шутки для выступлений комедиантов. За первые три года Вуди Аллен продал больше 20 тысяч шуток он сам всерьез занялся стендапом. Параллельно поступил в киношколу университета Нью-Йорка, но учеба не приносила ему удовольствия. Парень перестал посещать лекции, чтобы целиком посвятить себя комедии. 

К 23 годам Аллен работал штатным писателем для популярного телешоу Сид Сезар и начал сольные выступления в одном из ночных клубов Нью-Йорка. Шесть дней в неделю по вечерам он выходил к публике и рассказывал свои шутки. Вскоре, его заметили и Вуди стал появляться на телевидении. У него был особый стиль — в то время пока его коллеги по цеху шутили о политике, Аллен говорил от имени своего вымышленного героя, щуплого интеллигента в очках, который пытается разобраться в сложных жизненных вопросах и трудных отношениях с женщинами.

Фактически, Вуди Аллен говорил о себе и публике это нравилось. 

В 1964 году успех в ночных клубах и на ТВ привёл молодого комика к номинации на премию “Грэмми”  за лучший комедийный спектакль. Это было начало большого пути, в котором Вуди Аллен переключился на кинематограф.

Интеллектуальная комедия

Шутки шутками, но страсть к кинематографу была с Вуди Алленом всегда. Именно трогательные и самобытные сценарии вкупе с хорошей режиссурой принесли ему мировую известность. С молодых лет увлеченный работами классиков — Орсона Уэллса, Чарли Чаплина, Ингмара Бергмана — Аллен рассказывал на экране истории на новый лад, экспериментировал.

За годы творчества он брал немного из лучшего у самых именитых режиссеров, добавлял в свои кинокартины толику уникальности и со временем его киноязык обрел собственный голос, превратившись в отдельный жанр — "интеллектуальную комедию". Суть жанра заключается в том, что серьезные темы и вопросы, поднятые в фильме, соседствуют с насмешливой иронической формой.

Специфическое чувство юмора Вуди и талант к раскрытию привычных архетипов на экране дали ему дорогу на пантеон славы.

Нет никаких сомнений, что удивительное рядом. Единственный вопрос — есть ли там парковка и до которого часа открыто.

Старт карьеры Аллена в кино не был гладким, ему пришлось изрядно потрудиться. Дебютом на большом экране стала эксцентричная комедия "Что нового, кошечка?" (What's New Pussycat, 1965). Вуди получил приглашение от продюсера — доработать сценарий и сыграть в нем небольшую роль. В процессе переделки сценария Аллен существенно укрупнил свою роль за счёт сокращения роли центрального персонажа в исполнении звездного тогда актера Уоррена Битти. Когда Битти обнаружил, что получает роль второго плана вместо главной, между ним и студией возник серьёзный конфликт, который разрешился в пользу Аллена. Студия сочла, что сценарий, созданный Алленом, гораздо выигрышнее первоначальной версии.

Год спустя молодой режиссер занялся малобюджетной картиной "Что случилось тигровая лилия?" (What's Up, Tiger Lily?, 1966). Как он сам потом признавался, результат ему не понравился, но этот опыт показал, что лучше всего работать над своими фильмами при минимальном влиянии продюсера. Далее в творчестве Аллена последовали комедии "Хватай деньги и беги" (Take the Money and Run? 1969) и "Бананы" (Bananas, 1971), созданные Вуди в соавторстве с одним из его друзей.

Поворотным моментом в карьере Аллена стал фильм "Энни Холл" (Annie Hall, 1979). Успех, кажется, снова таился в искренности. В этом фильме Аллен сыграл самого себя: неврастеничного комика-интеллектуала, который никак не может разобраться в собственной жизни и в сложных отношениях с женщинами. Кроме этого, он сам написал сценарий и выступил режиссером. Женскую партию в этом фильме для Вуди сыграла Дайан Китон, за пределами экрана ставшая одной из самых важных возлюбленных в жизни Вуди Аллена. В отличии от предыдущих комедийных картин "Энни Холл" обрела мрачный и серьезный тон, а драматический финал оставлял горькое послевкусие. Такая неожиданная серьезность обернулась первым громким успехом в карьере Вуди Аллена. Лента получила сразу четыре премии "Оскар":

  • Лучший фильм

  • Лучший режиссер

  • Лучший сценарий

  • Лучшая женская роль

Вуди не присутствовал на церемонии вручения. Он считает, что настоящий творец не должен ориентироваться на мнение других людей о его работе, даже если это мнение уважаемых коллег по цеху. Исключение он сделал лишь однажды, когда пришел на церемонию 2001 года, чтобы почтить память жертв теракта 11 сентября, случившегося в его любимом городе.

Впоследствии Вуди Аллен снял еще несколько картин, ставших важными для мирового кино. Например, пародийная комедия “Зелиг” (Zelig, 1983), ода творчеству Чарли Чаплина. По заветам легендарного комика Аллен написал историю заурядного типа по имени Леонард Зелиг — однажды обыкновенный мужчина обнаружил у себя способность физически и духовно перевоплощаться в кого угодно: в соседа, в Гитлера, в кинозвезду мирового масштаба. Ну, а дальше, как говорится, пошло-поехало. 

Удивительным образом Вуди Аллену удавалось чередовать насмешливость с мрачностью в своих работах. Пример тому криминальная драма “Преступления и проступки” (Crimes and Misdemeanours, 1989) — лента показала, как известный и преуспевающий человек может скрывать за своей респектабельностью ужасные поступки и даже убийство. Тема смерти вообще  довольно частый гость в творчестве режиссера, да и сам любит пошутить на эту тему давая интервью:

Я не боюсь умирать, просто не хочется при этом присутствовать.

Исследуя тему тяжкого греха и смерти, Вуди Аллен делал это по-своему красиво — обращаясь к русской классической литературе, произведениям Федора Михайловича Достоевского. Если вы читали “Преступление и наказание”, то сразу поймете как и о чем творец рассказывал в фильмах “Матч-поинт” () и “Иррациональный человек”. 

Примечательно, что вне зависимости от выбранной темы или тона, к Вуди Аллену всегда охотно приходили сниматься самые именитые голливудские актеры. За полувековую карьеру на пленке у него отметились как легенды старой школы, так и молодые таланты. 

Сняться в его фильме стало чем-то вроде карьерного майлстоуна для голливудских звезд, поскольку работы этого человека в некотором смысле олицетворяли собой термин “авторского кино”. 

Why Actors Continue Working With Woody Allen – The Hollywood Reporter

Мой любимый фильм Вуди Аллена — "Полночь в Париже" (Midnight in Paris, 2011). В нем герой Оуэна Уилсона в образе писателя-романтика приезжает во французскую столицу и магическим образом каждую ночь оказывается в 1920 году в компании своих кумиров — Хемингуэя, Фицджеральда и других.

Отдельной темой в творчестве Аллена всегда выступает любовь к городам, в которых живут его герои. Лондон, Рим, Париж, Барселона, Сан-Франциско и, конечно, самый главный — Нью-Йорк — место, где родился и жил сам Вуди. Каждую из локаций в своих фильмах режиссер представляет как отдельную, почти живую сущность. Аллен с любопытством исследует их и показывает зрителю с разных сторон, иногда с не самых приметных.

Киноальманах "Римские приключения" (To Rome with Love, 2012) рассказывает сразу четыре истории и обращаясь с солидному возрасту этого полиса говорит зрителю, что итальянская столица фантастически разнообразна и с людьми там происходят невероятные вещи. В картине "Вики, Кристина, Барселона" (Vicky Cristina Barcelona, 2008) наоборот отражена обыденность Каталонии, ее традиции и страсть — на испанский город Аллен смотрит с точки зрения местных жителей.

Свою большую любовь — Нью-Йорк, режиссер воспевал в нескольких картинах, но самой показательной можно назвать "Манхэттен" (Manhattan, 1979). Лента посвящена судьбе телевизионного сценариста (его сыграл сам Аллен), уставшего от рутины и закрутившего роман с любовницей друга. Неожиданно для себя из одного порочного круга мужчина попадает в другой, полный лицемерия, пустословия и лжи. Лента наполнена эффектными городскими панорамами и во всей красе показывает исторический центр города. Его жители, при этом, довольно архетипичны: обеспеченные, немного инфантильные интеллектуалы, предпочитающие культурный досуг. Таким образом Вуди Аллен смотрит на город глазами туриста, будто бы только что приехавшего в мегаполис. В некотором роде он его идеализирует, показывая лишь фрагментами, как абсолютное большинство американского среднего класса живет в самом большом городе мира.

Свое видение "Большого яблока" Вуди Аллен продолжил развивать в фильме "Дождливый день в Нью-Йорке" (A Rainy Day in New York, 2019), где главный роли сыграли Тимоти Шаламе и Эль Фаннинг.

В своей любви он признается даже в простом слогане, который киностудия использовала в макетинговых коммуникациях для продвижения фильма:

Нью-Йорк утонченный. Нью-Йорк завораживает. Нью-Йорк манит. Нью-Йорк романтичен. Особенно когда идет дождь.

В этой романтической комедии вдохновленной Сэлинджером и Фитцджеральдом (главного героя зовут Гэтсби, но шумные вечеринки у него не в почете) Нью-Йорк становится в некотором роде разлучником для молодой пары. Юноша и девушка приезжают в город по делам. Она (Эшли) должна взять интервью у известного режиссера, а ее возлюбленный в качестве сопровождающего постарается изо всех сил избежать вечеринки у родителей и провести время в свое удовольствие.

В Нью-Йорке начинается дождь и приключения героев в городе идут совсем не по плану. Эшли неожиданно становится объектом ухаживаний для влиятельных персон из мира кинематографа, а Гэтсби в своих прогулках по городу встречает много старых знакомых и переживает не меньше впечатлений, чем его подруга.

"Дождливый день в Нью-Йорке, пожалуй, это самый показательный фильм Вуди Аллена и лучший, для первого знакомства с режиссером. В нем есть все, за что зрители уже полвека любят режиссера: интеллигентный юмор, обаяние героев, множество культурных отсылок и город, который наполняет очередную киноленту Аллена (49-ую по счету) особым очарованием.

Женщины и скандалы Вуди Аллена

В своей жизни Вуди Аллен женщин любит, кажется, ничуть не меньше, чем кино. Эта любовь не раз приносила не только счастье, но и общественное порицание, а однажды и вовсе чуть не стоила ему карьеры.

В 1956 году (Аллену тогда исполнилось 20 лет), Вуди женился на семнадцатилетней Харли Розен. Через три года они развелись. Впоследствии неосторожная шутка Аллена дорого ему обошлась. Когда они еще были женаты, Харли однажды чуть не изнасиловали, о чем Вуди не удачно пошутил несколько лет спустя.

Зная свою бывшую жену, предположу, что она не слишком сопротивлялась.

Розен подала на Аллена в суд и потребовала миллион долларов компенсации за оскорбление чести и достоинства.

Второй супругой Аллена стала актриса Луиза Лассер. Их отношения начались еще в период первого брака Вуди, они встречались тайно, а после его развода поженились. Режиссер снял ее в нескольких своих фильмах, однако семейная жизнь не удалась и они развелись в начале шестидесятых оставшись друзьями.

Prime Video: Annie Hall

Важную роль в жизни Вуди Аллена сыграла Дайан Китон. "Энни Холл" сделал его знаменитым на весь мир, а актриса влюбилась в молодого режиссера. Почти год она добивалась от Вуди взаимности, но в итоге они остались друзьями и сохранили творческий союз. Позднее Китон снялась еще в нескольких картинах Аллена.

В дальнейшем отношения Аллена с женщинами складывались не так гладко и были омрачены всяческими скандалами. Двенадцать лет режиссер прожил в гражданском браке с актрисой Мией Фэрроу и снял ее в 13 своих картинах. До встречи с Алленом у Фэрроу было семеро детей: трое своих и четверо приемных. Среди приемных — кореянка Сун-И Превен. В январе 1992 года Фэрроу обнаружила в квартире Аллена обнаженные фотографии своей падчерицы.

В интервью журналу Time Magazine Аллен пояснил, что никогда не был отцом для своей 22-летней падчерицы в прямом смысле этого слова.

Я не жил с Мией, не спал в ее квартире и не приходил на семейные обеды. Я не был отцом для Сун-И.

В 1997 году Вули Аллен и Сун-И Превен поженились и женаты по сей день. У них растут две приемные дочери.

Woody Allen's Sad, Bizarre Reflection on His Wife, Soon-Yi | Vanity Fair

Однако, Вуди Аллен оказался в центре крупного скандала, гораздо более мрачного и серьезного, чем женитьба на молодой падчерице. В 1992 году бывшая возлюбленная режиссера, Миа Фэрроу, обвинила Аллена в сексуальном насилии над их приемной дочерью Дилан Фэрроу. История то всплывала, то уходила на дно в течение почти трех десятков лет, а в 2021 году американский кабельный канал HBO выпустил об этом документальный сериал "Аллен против Фэрроу" (Allen v. Farrow18+). Мини-сериал был снят на основе интервью и архивных съемок куда вошли комментарии как самого Аллена, так и Дилан. Удивительно, но несмотря на такие серьезные обвинения, Вуди Аллену удалось избежать полной "отмены" в Голливуде.

Театр, музыка, Бродвей

Кроме юмора и кинематографа Вуди Аллен сумел реализовать себя как театральный драматург. В 1966 году он дебютировал на Бродвее с пьесой "Не пейте эту воду" (Don't Drink the Water). Постановка рассказывает о судьбе еврейской семьи из Нью-Йорка по ошибке принятой за шпионов в разгар холодной войны. От злобных коммунистов семейство прячется в американском посольстве, где сложившуюся ситуацию пытается урегулировать сын посла, так как сам посол в Вашингтоне. Успех был внушительный — спектакль показали 598 раз. Впоследствии спектакль получил несколько экранизаций, одну из которых в 1994 году Вуди Аллен снимал сам. Главные роли в этой картине сыграли Майкл Джей Фокс и Майем Биалик (та самая Эми Фарра Фаулер из "Теории Большого взрыва").

Следующим бродвейским хитом Вуди Аллена стала пьеса "Сыграй это еще раз, Сэм!" (Play It Again, Sam) — и вновь Аллен выиграл за счет рефлексии. Главный герой постановки болезненно переживает разрыв с любимой женщиной и на фоне стресса испытывает галлюцинации. К нему приходит призрак Хамфри Богарта, исполнителя главной роли в легендарной ленте "Касабланка" и дает советы по налаживанию личной жизни. Спектаклю показали 453 раза и был выдвинут на театральную премию "Тони" 1969 года в номинациях "Лучшая мужская роль" (Робертс), "Лучшая женская роль" (Китон), "Лучшая режиссёрская работа" (Джозеф Харди).

В 1972 году пьеса также получила экранизацию. Вуди Аллен сыграл сам себя, а компанию ему составили Дайан Китон и Тони Робертс — причем трио участвовали как в театральной версии, так и в фильме.

В течение следующих десятилетий вышло еще несколько спектаклей и мюзиклом от Вуди Аллена, но последний из них — "Пули над Бродвеем" (Bullets Over Broadway) — в 2014 году потерпел неудачу и был снят с показа. Сюжет мюзикла основан на одноименной комедии Вуди Аллена, вышедшей в 1994 году. В ней повествуется о драматурге, которому пришлось связаться с гангстерами, чтобы поставить свою пьесу.

File:Woody Allen - Sam.JPG - Wikimedia Commons

Еще одна страсть Вуди Аллена — классическая и джазовая музыка. О его увлечении говорит даже то, что при смене имени он взял псевдоним в честь джазового кларнетиста и саксофониста Вуди Хермана.

Аллен профессионально играет на кларнете и с конца шестидесятых еженедельно выступает в Карлайл-отеле в Нью-Йорке в составе собственного коллектива "Нью Орлинз Джаз Бэнд".

Вместо заключения

Вуди Аллен — человек далеко не простой, и на фоне всех скандалов к нему есть очень много вопросов. Можно вспомнить фразу про лук из "Шрека", если хотите.

Еще больше вопросов к самому Голливуду. Когда я начинал писать этот материал, удивительно, но я совсем не был в курсе всех подробностей о его скандалах и обвинениях. Оставил блок про его отношения с женщинами напоследок, как вызывающий наименьший интерес.

Сейчас даже не знаю, что и говорить. Фильмы он всегда делал классные, а вот доброе имя уже не вернешь и теперь стало намного понятнее, что его отсутствие на церемониях вполне может быть продиктовано его дурной репутацией.

Читать комментарии на сайте