Утечка топлива может задержать запуск SLS до октября

Следующее поколение ракет NASA, гигант SLS, скорее всего не отправится в свой первый полет в ближайшие недели. После того как утечка топлива вынудила отменить вторую попытку запуска миссии Artemis 1, были надежды, что инженеры исправят проблему до закрытия нынешнего пускового окна 6 сентября. Не вышло.

Администратор по разработке исследовательских систем NASA Джим Фри сообщил, что утечка оказалась более серьезной, исправить ее в краткие сроки не получится. Когда она произошла при загрузке топлива в баки, наземные команды пытались исправить ее трижды, в итоге руководство приняло решение отмены запуска.

Сообщается, что утечка началась после того как одна из топливных линий центрального ускорителя оказалась под излишним давлением — это произошло из-за ручной команды центра управления. Пока еще рано делать полноценные выводы в причине утечки, но вокруг ракеты оказалось слишком много водорода, так что запуск SLS оказался небезопасным.

Сейчас NASA необходимо заменить прокладку, предотвращающую утечку водорода во время быстрого отсоединения. Это значит, что ракета будет отправлена обратно в ангар, так как инженерам в любом случае необходимо проверять систему саморазрушения каждые 20 дней.

Так что следующее окно для запуска будет в промежутке между 16 сентября и 4 октября. При этом на 3 октября уже запланирован пуск SpaceX Crew-5 для доставки астронавтов на МКС.

Скорее всего NASA задержит пуск до следующего окна — оно откроется 17 октября и продлится до конца месяца. Все это крайне неприятно и нет сомнения, что инженеры и ученые не в восторге от очередной полуторамесячной задержки. Каждая такая проблема лишь еще дальше отодвигает управляемые полеты к Луне и высадку на спутнике. Однако ускорение процесса означает потенциальную катастрофу. А так как бешеной космической гонки пока нет, то NASA может позволить себе перестраховаться.

Нынешняя проблема в очередной раз продемонстрировала одну из главных проблем ракеты SLS — использование жидкого водорода, работать с которым гораздо сложнее, чем с метаном или керосином. А причина в том, что Конгресс потребовал от NASA использовать основные двигатели, применяемые еще на Шаттлах, так как в комиссию экспертов входили люди, получающие дорогостоящие контракты за работу над технологиями, созданными для Шаттлов.

Такими темпами, если SpaceX сможет решить свои проблемы с ракетой Starship, то SLS станет совершенно бесполезной, невероятно дорогой и проблематичной системой.

Больше статей на Shazoo
Тэги: