NFT

NFT и Play-to-Earn

Рассадник мошенников и злодеев

Коэн

За последний год мы на Shazoo написали десятки материалов, посвященных NFT и играм с использованием технологии блокчейн. А в последние месяцы популярность начала набирать тема игр с моделью play-to-earn — то есть игр, в которых можно зарабатывать деньги.

Свою позицию относительно того или иного я неоднократно высказывал как в публикациях, так и в комментариях. Если максимально коротко, то сами технологии я не считаю злом, как нельзя считать технологию ядерного деления злой. Но то, как применяются технологии — это совсем другой вопрос. Потому что за последний год NFT точно доказали, что мошенничества и слепого хайпа тут гораздо больше, чем здравого смысла. 

Все это мое мнение, которое для многих не имеет никакого значения. Поэтому, чтобы рассказать всю правду о том, что происходит с NFT в играх, с блокчейном и play-to-earn, я решил взять за основу ролики от ветерана игровой индустрии. Кристофер Нацумэ разрабатывает игры уже около 30 лет. За его поясом около 50 тайтлов, так что он кое-что понимает в геймдизайне и проблемах разработки игр.

В видео Крис очень хорошо и доступно рассказал о нескольких темах:

  • Почему NFT – это чистое мошенничество

  • Почему Play-to-earn это не только мошенничество, но и угроза всей игровой индустрии

  • Почему люди ведутся на все это

  • Кто стоит за всем этим 

В этом материале я сокращу всю 30-минутную речь Криса до нескольких параграфов на каждый топик в надежде, что после прочтения вам тоже станет понятнее, почему весь хайп вокруг данных технологий и подходов не стоит внимания. Обо всем этом Крис рассказал, потому что он искренне любит игры и считает, что они могут и должны быть позитивным влиянием в жизни.

Для начала
Что такое NFT?

По сути, NFT это объект, который размещен в блокчейне. С NFT связан так называемый смарт-контракт — еще одно выражение, которое звучит серьезно и профессионально, хотя на деле, это просто небольшой кусок кода. И этот небольшой кусочек кода может быть чем угодно, в том числе ссылкой, которая ведет на страничку с картинкой в интернете. И сегодня львиная доля NFT как раз представляет собой ссылки на картинки. 

Грубо говоря, когда люди хвастаются, что у них куплена NFT-обезьяна, панк, кошка или что-то еще, то на самом деле они владеют только ссылкой, а не эксклюзивными правами на размещенный по ссылке контент.

Как NFT интегрируют в игры?

Идея интеграции NFT в игры связана с тем, чтобы при помощи смарт-контрактов создавать в игре перманентные уникальные предметы.

Пропаганда интеграции NFT основана на концепции, что игры — это не удовольствие и веселье, а потраченное время. Но если время потрачено, то его можно воспринимать как “инвестицию в игру”, словно проводя в WoW время геймер покупает нечто, имеющее ценность.

Некоторые обеспокоены, что компания, допустим Blizzard, рано или поздно выключит серверы, а значит все потраченное время (инвестиции) окажутся спущенными в трубу. Кроме того сторонники NFT считают, что если надоело играть в WoW, то геймер может взять свои инвестиции времени и забрать их в другую игру.

И NFT тут нужны для того, чтобы накопленные предметы хранились в децентрализованном блокчейне, а не на серверах Blizzard. Таким образом, в случае закрытия серверов или переключения на другую MMO, игрок ничего не теряет, при этом может продать вещь или оставить на черный день. 

Piotr Jabłoński

Почему NFT в играх не будет работать?

Если исходить из идеи, что любую полученную в NFT-игре вещь можно вывести и использовать в другой NFT-игде, то получается полный абсурд. Причин тому несколько:

Причина первая — смарт-контракт слишком маленький

В смарт-контракт не влезет модель, текстуры, описание, звук, анимация и прочее, чтобы предмет/персонаж/способность/оружие легко переносилось из одного тайтла в другой. Таким образом, чтобы интеграция между двумя играми работала, эти игры должны быть созданы, работать и поддерживаться через единую инфраструктуру. Такой в игровой индустрии не существует.

Причина вторая — все игры разные

Сапоги скорости могут работать в WoW, но как они впишутся в детектив или сурвайвал? Каким образом интегрировать статы фэнтезийного предмета в sci-fi шутер от первого лица? Как эти перенесенные сапоги будут видеть другие игроки?

Как их данные будут вписываться в структуру совсем другого NFT-тайтла? Никак. 

Причина третья — экономика

Представьте, что вы разработчик игры. Вы потратили много денег и времени на создание своей игры. Внезапно, в вашу игру приходит рандомный геймер со своими NFT и заявляет, что будет использовать их в вашей игре. Этот геймер не принес вам ни цента, но хочет быть мастером-нагибатором, потому что последние полтора года он гриндил виртуальных зверушек в другой игре. Таким образом разработчику одной NFT-игры совершенно не выгодно пускать вещи или персонажей из другой NFT-игры. Вы же не получите от другой студии деньги за то, что мастер-нагибатор теперь играет в вашей игре.

Игровая экономика, это очень серьезное направление и есть отдельные разработчики, которые только и занимаются тем, что управляют и настраивают внутриигровые экономики. Только так игра может сохранять какой-то баланс и приносить удовольствие. Ни один такой разработчик не сможет оптимизировать систему, которая открыта для внешнего вмешательства. А что если этот же геймер из другой NFT-игры не только приходит со своим хламом, но начинает продавать его в вашей игре по заниженным ценам, лишая вас денег?

Поэтому у реальных экономик есть регуляторы.

Причина четвертая — NFT не генерируют ценность

Хорошо, давайте забудем все эти хитрые схемы по переносу предметов и прочим проблемам. Как насчет игр, в которых можно получать вещи, зверушек, персонажей или что-то еще, а после продавать их в качестве NFT на аукционе.

Это может работать, только есть одно большое НО — подобное уже существует и для этого не требуются никакие NFT. В Steam уже есть карточки. В EVE Online уже продают и покупают корабли за реальные деньги. В CSGO толкают скины по цене квартир и автомобилей.

Проблема в том, что все это не генерирует никакой реальной ценности уже сейчас. Если привязать к этому NFT будут только расходоваться лишние ресурсы. В конечном же счете, все это становится самым обычным КА ЗИ НО. 

Почему казино? Потому что казино не генерирует ничего. Это одно большое мошенничество цель которого собирать с тысяч людей деньги и перераспределять их. А так как само казино устанавливает правила, то оно всегда побеждает. 

NFT не изобретает велосипед, зато делает его абсурдно сложным и ресурсоемким. Разработчики этого велосипеда рассчитывают, что люди будут гонять между собой эти NFT, с которых они станут получать небольшой процент, зарабатывая буквально на пустом месте. Ведь сами по себе NFT не имеют никакой ценности и это задача владельца NFT убедить следующего лоха в очереди, что его шапка, левый сапог или грудастый покемон стоит реальных денег… или криптовалюты.

Уже на всем этом можно было бы остановиться. Дать мозгу переварить всю информацию, погуглить при необходимости, проверить и обсудить. Но на этом антиутопия не заканчивается. Потому что если игровые NFT — это уже удар по индустрии, то набирающая популярность схема play-to-earn может стать аналогом ядерной бомбы, способной отравить всю игровую индустрию.

Artem Chebokha

Почему play-to-earn угрожает игровой индустрии

Одна из фундаментальных основ геймдизайна в том, что дефицит чего-то создает веселые игровые ощущения. Нам приходится делать что-то для получения меча, персонажа, брони, заклинания или волшебного шлема. И данный процесс доставляет нам удовольствие.

Если вы хотите вылечить кого-то от игровой зависимости, в той же World of Warcraft, то это сделать относительно легко. Запустите или арендуйте частный сервер WoW, но поменяйте настройки так, чтобы абсолютно все в MMO игрок мог получить за одну монету. Интерес к игре с такими условиями пропадет у подавляющего большинства геймеров за считанные часы или дни.

Но play-to-earn представляет новую модель. 

Сегодня самая популярная игра с такой моделью — это Axie Infinity. Детали ее не так важны, потому что главная мысль в возможности “зарабатывать” в игре существ и выставлять их на сторонний NFT-аукцион. 

Ценность же этих существ складывается из того, что человек занимается буквальным гриндом — спускает свою жизнь на добычу и улучшение существа. Но так как на кону реальные деньги (или криптовалюта, в данном случае), то для игры категорически важно, чтобы гринд не был веселым. 

Piotr Jabłoński

Зачем делать гринд ужасной каторгой?

Чтобы тот игрок, у которого есть деньги, но нет времени на мерзкий гринд, купил это существо. Такая модель может существовать только если процесс гринда не доставляет удовольствия, а представляет собой утомительную работу.

Но мошенничество на этом не останавливается — чтобы начать гриндить, игроку требуется вложить реальные деньги. И речь идет не о паре баксов, вход для гринда стоит более сотни долларов. Понимаете, откуда ветер дует? Гербалайф и прочие пирамиды тоже вынуждают людей сначала вложить свои деньги, чтобы подцепить их на крючок. 

В этой схеме нет совершенно ничего нового. Просто процесс расставания людей с деньгами и/или временем приобрел другой формат. И это не антиутопия будущего, это работает прямо сейчас, когда вы читаете эти строки.

Однако и это еще не все. Потому что ситуация становится еще депрессивнее, страшнее и отвратнее. 

Play-to-earn заливают в уши ничего не подозревающим геймерам под соусом “возможности”. Эту схему продают словами, что наконец геймеры смогут зарабатывать реальные деньги весело проводя время за геймплеем. Тут можно поднять вопрос того, зачем пытаться монетизировать все вокруг нас? Зачем получать деньги от того, что нам просто нравится делать и что приносит нам удовольствие? Но это в другой раз. Потому что большинство людей прекрасно понимают, или поймут вложившись в этот виртуальный Гербалайф — много заработать в play-to-earn не получится.

И это тоже часть гениального мошенничества! 

Кто занимается всем этим унылым и депрессивным гриндом? 

Люди из развивающихся стран. Из Индии, Индонезии, Филиппин. Потому что если сказать американцу или европейцу, что если ему повезет, то он сможет зарабатывать 500 долларов в месяц, занимаясь высасывающими душу гриндом по 10 часов в день 6 дней в неделю, то собеседник рассмеется в лицо. Или пошлет к черту. Но если приехать на Филиппины, где средняя зарплата составляет от 300 до 400 долларов, то там найдется достаточно желающих спускать свою жизнь на гринд в игре, чтобы получить шанс заработать 500 долларов. 

Проблема в том, что у филиппинца нет 100+ долларов, которые он мог бы вложить в виртуальный Гербалайф. И это не считая необходимости наличия компьютера/смартфона и подключения к интернету. Не страшно! Потому что мы все умерли и живем в адской антиутопии! Добрые разработчики придумали систему “стипендии”. 

Идея стипендии элементарна — кто-то даст филиппинцу первоначальный взнос, а взамен получит процент от его доходов. И этот только потому что разработчики Axie решили, что геймерам нужно вставить палки в колеса, иначе мошенничество не будет работать так эффективно. Люди не будут также цепляться на крючок, если не инвестируют что-то в первую партию. 

И люди, стоящие за подобными играми, маскируют свой обман словами, что предоставляют людям из развивающихся стран “возможность”.

Только в процессе этой “возможности” бедный филиппинец не генерирует никакой ценности для себя, не формирует полезных навыков и не создает ничего, что было бы интересно для абсолютного большинства окружающих. Единственная “возможность”, которую уже сейчас представляют игры play-to-earn, это возможность гриндить из часа в час, изо дня в день, без интереса или удовольствия. Ведь разработчики намеренно сделали гринд утомительным и скучным, чтобы никто из развитых стран не желал заниматься им, но мог бы заплатить реальные деньги для экономии времени. 

Это не просто страшная схема, это злодейский план, цель которого сжигать невосполнимые часы, дни, недели и месяцы жителей развивающихся стран. То время, которое они могли бы потратить на приобретение практических навыков, на ценную для общества работу, на семью и друзей, на веселье, получаемое от настоящих игр, а не замаскированное мошенничество.

Dominik Mayer

Что получается?

Получается, что play-to-earn создает эффект ложного дефицита, толкает людей на инвестиции, мотивирует их прожигать свою жизнь ради того, чтобы потом попытаться продать бесполезную виртуальную зверушку следующему дураку, который не разобрался, во что ввязывается.

Это и есть play-to-earn. Подобная схема не только бросает тень на всю игровую индустрию, она меняет саму концепцию того, что такое видеоигры, извращает игровой процесс и толкает на бессмысленный и беспощадный гринд. 

Более того, хайп вокруг play-to-earn и NFT в играх оказывает негативное влияние на то, кто и как инвестирует в игровые проекты. Студиям становится гораздо сложнее привлекать средства инвесторов, потому что последние видят хайп и думают, что могут быстро нажиться и сбросить заведомо провальные проекты, вскруживших окружающим голову. 

Никто из этих инвесторов, NFT-энтузиастов и play-to-earn разработчиков не заинтересован в создании действительно качественных, увлекательных, важных игр. Они не хотят создавать реальную ценность, они не хотят приносить в мир что-то прекрасное. Главное — это быстро зашибить деньги с очередных спиннеров и свалить готовить очередную схему. 

David Masson San Gabriel

Почему люди верят?
Кому все это выгодно?

Есть три типа людей, которые так или иначе замешаны во всем данном бардаке с NFT, играми и play-to-earn.

Первый тип:

Люди, которые искренне не понимают, что происходит, не знают, во что ввязываются и убеждены, что тут есть нечто хорошее и позитивное.

Этим людям стоит разобраться в теме. Включить внутреннего скептика и действительно осознать, куда они угодили.

Второй тип:

Люди, которые искренне понимают, что все это мошенничество и намеренно создают иллюзии, наполняют окружение ложной информацией и вводят в заблуждение. Это просто негодяи, которые считают, что вправе обманывать других. Им плевать на индустрию и какой урон могут нанести своими действиями — главное провернуть схему и укатить за горизонт. 

Таких людей нужно гнать из игровой индустрии метлой.

Третий тип:

Люди, которые смотрят на все происходящее и не могут разобраться, где истина. Это умные люди, но у них включается паника — страх оказаться на станции, когда поезд уйдет. Такие видят в твиттере, на фейсбуке, линкедин, инстаграме и других сетях сообщения об очередной NFT-игре, об очередной студии с play-to-earn игрой, о конференциях про блокчейн-гейминг, сколько инвестировали в тот или иной проект, сколько зарабатывает та или иная студия.

Этим людям можно лишь посоветовать успокоиться. Осознать все те непреодолимые технические трудности, с которыми столкнется данный сектор, загоняя себя в яму.

Piotr Jabłoński

Однако никто из этих людей не стоит на вершине реальной пирамиды.

На верхушке находятся люди, которые стоят за криптовалютами. На фоне запретов, регуляций и ограничений эти серые кардиналы ищут новые способы как заставить людей пользоваться криптовалютами. Ведь чем больше людей покупают за реальные деньги криптовалюту, тем выше ее цена и тем богаче ранние инвесторы или создатели криптовалют. 

Игровая индустрия уже обходит кино, музыку, спорт и прочие развлекательные секторы. Если серые кардиналы криптовалюты смогут протащить даже 10% от всех финансовых операций, которые происходят в играх, то стоимость этих валют улетит в космос.

Поэтому и был создан этот миф цифрового дефицита или ценности NFT, поддерживаемый заголовками о том, что какой-то арт продали за 10 миллионов долларов или Эминем купил NFT-мартышку за 500 тысяч долларов.

Если кто-то говорит вам, что вот у этой NFT есть ценность, то этот человек хочет продать вам крипту. 

Посидите, подумайте и вы осознаете истину очередного глобального мошенничества, способного нанести катастрофический вред. 

Больше статей на Shazoo
Тэги: