Netflix

Власть пса

Новая драма от Netflix

kartosh

Давайте начнём этот разговор с неочевидного утверждения — у Бенедикта Камбербэтча чертовски хорошо получается играть обаятельных подонков. Помещик в драме “12 лет рабства”, аристократ и алкоголик из сериала “Патрик Мелроуз”, педант мистер Шерлок Холмс. Если покопаться, доктор Стивен Стрэндж из киновселенной Marvel тоже не самый приятный человек. У британца очень хорошо получается передавать зрителю ощущения от скверного характера своих персонажей. Новый драматический фильм “Власть пса” (The Power of the Dog) подчеркивает талант актера и помогает ему раскрыться в истории, наполненной гневом, завистью, тревогой и какой-то едва уловимой тихой грустью.

События фильма разворачиваются в 1920 годах на территории штата Монтана — царствия природы Соединённых Штатов, стоящих на пороге промышленной революции. Семья Бёрбанк, братья-фермеры — Фил (Бенедикт Камбербэтч) и Джордж (Джесси Племонс) держат самое крупное ранчо в округе. Мужчины живут в достатке, но деньги не сделали их счастливыми. В отношениях между братьями постоянно висит напряжение: Фил жесток и унижает брата при любой возможности, а Джордж молча терпит, от при случае сделает все по-своему, как будто назло.

Жизнь обоих сильно осложняется, когда Джордж женится на местной вдове Роуз (Кирстен Данст). Со стороны кажется, словно и это он сделал, чтобы насолить брату. Отныне в их доме живет тревожная, меланхоличная и к тому же пьющая дама, а вместе с ней сын от первого брака, Питер. Подросток любит поэзию, плетёт из бумаги, ценит искусство и красоту. Это сильно выбивается из картины мира Фила, работяги, привыкшего к грубой силе и жестокости.

Режиссер Джейн Кэмпион проделала филигранную работу. Структурно фильм разделен несколько условных актов, каждый из которых показывает отдельные сцены из жизни Бёрбанков. Вот братья выгоняют скот, как делали это предыдущие 10 лет, вот ужин с друзьями и работниками, где Фил обязательно уколет брата едким замечанием. Отчужденность и грубость персонажа порождает неизбывное напряжение: Роуз, Питер и Джордж ожидают конфликта и неприятностей буквально от каждого контакта с Филом. Удивительно, но это сделано настолько тонко, что я в один момент поймал себя на том, что вместе с героями Кирстен Данст и Джесси Племонса тоже каждый раз ожидаю подвоха и неприятностей, едва Камбербэтч появляется в кадре. По-моему это большой успех, когда зритель чувствует и проживает каждую ситуацию вместе с экранными персонажами.

Но не все так однобоко и именно это делает “Власть пса” исключительной картиной. Поначалу герой Камбербэтча кажется жестким и неотесанным мужланом, но постепенно он раскрывается с разных сторон. Фил о многом не рассказывает брату и многое скрыто от глаз зрителя. Кэмпион показывает его секреты, словно подглядывает в замочную скважину. Болезненная, почти детская привязанность к брату и нежелание делить его внимание с какой-то вдовой. В прошлом — необычные, в некоторой степени эротизированные и возведенные в абсолют отношения с наставником. Начитанность и острый ум, спрятанные за маской грубияна. В серии коротких сцен Фил неожиданно предстает совсем другим человеком и многое сразу становится понятно о семье Бёрбанков.

Несмотря на то, что основной акцент завязан на герое Камбербэтча, остальные персонажи также получили достаточно внимания. Роуз — запойная мадам с крайне депрессивным отношением к жизни. Женщина становится катализатором конфликта и призмой, через которую раскрывается ее сын Питер. Юноша бледный со взором горящим изо всех сил старается уберечь мать от невзгод и тревог, однако за его загадочностью скрывается холодный и расчетливый сучонок, к тому же еще и не по годам умный. В нем я не разглядел ничего кроме лицемерия, хотя поначалу он кажется той еще овечкой и невинной жертвой

И еще Джордж, младший брат Фила. Тактичный и трусоватый герой Джесси Племонса отказывается признать, что Роуз с ним, скорее всего, только ради денег. Хотя он создает впечатление человека интеллигентного и, кажется, все понимает относительно своей жены, но принимает ее правила игры.

Конечно, глубина фильма “Власть пса” это заслуга литературного первоисточника (одноименный роман Томаса Сэвиджа вышел в 1967 году), однако Джейн Кэмпион и ее команде удалось перевести книгу на киноязык. Сила этого фильма в его лаконичности. Правильно расставлены акценты — в кадре деталей немного, но каждая обязательна и подчеркивает важное: рана на руке, тлеющий бумажный цветок, бутылка виски, спрятанная под подушкой. Удивительная острота и точность в мелочах окутана романтическим антуражем Дикого Запада, где кучевые облака медленно плывут по небу, а на горизонте холмы, напоминающие морду собаки. Только вот увидеть это дано не каждому и даже в этих деталях Кэмпион помогает персонажам обрести новые смыслы.

“Власть пса”, как мне показалось, это фильм об одиночестве, о неспособности людей принять себя какими они есть и оттого — о невозможности говорить с близкими. Иногда это может закончиться трагично. Это касается всех героев без исключения, но центральным “козлом отпущения” в этой истории об эмоциональной незрелости становится именно Фил, как человек, которому лучше остальных удается скрывать свое истинное “я”. Его маска сидит лучше, чем у остальных, и тем большее раздражение вызывает у окружающих.

В таком ключе отсылка к стихотворению Редьярда Киплинга в названии выглядит блестяще.

Больше статей на Shazoo
Тэги:
Читать комментарии на сайте