Да здравствует король!

Обзор Age of Empires IV

Под Гастингсом мои войска под предводительством Вильгельма Завоевателя схлестнулись в битве с защитниками Англии. Мне постоянно подходили подкрепления, англичане не оказывали серьезного сопротивления, поэтому Вильгельм легко сломил их строй, перебил защитников и смог стать новым королем Англии и Нормандии. Так начинается эпоха правления Нормандской династии и кампания Age of Empires 4.

Мое знакомство с серией Age of Empires началось с пиратского диска второй части, который я выпросил у отца когда-то в первом классе. У нас был старенький Pentium 1 с 166 MHz, но игра не пошла и мне пришлось только наслаждаться скриншотами на обложке сзади. Затем я добрался до серии только с выходом третьей части, когда у меня появился современный PC, но интерес к стратегиям про средневековье остался надолго, а третья часть его совсем не удовлетворила.

На себя это бремя взяла Age of Empires 4.

Age of Empires 4 нам пришлось ждать почти 16 лет. Age of Empires 3 вышла в далеком 2005 году, в 2009 году закрылась создательница серии Ensemble Studios и никаких вестей о продолжении не было вплоть до августа 2017 года, когда Фил Спенсер сообщил, что Relic Entertainment занимается продолжением. К тому времени Relic прославилась Dawn of War и Company of Heroes, но в тот же год вышла Dawn of War 3, которая не сыскала высоких оценок от игроков.

Вероятно, репутация Relic Entertainment вернется к высокому уровню, потому что у студии получилось взять ту самую формулу Age of Empires, слегка облагородить ее и не подвести предшественников.

Документальная историчность

Всего в игре четыре кампании примерно на 30 часов игрового времени. Две из них так или иначе посвящены взаимоотношениям между Англией и Франций. В первой нужно управлять англичанами, которые сражаются с французами и между собой за право престола, во второй необходимо привести Францию к победе в Столетней войне. Оставшиеся две посвящены монгольским завоеваниям и возвышению Москвы.

Relic выбрала нестандартный путь для кампаний: в них нет главных героев и их историй, сцен между ними и отношений. Кампании можно скорее назвать интерактивными учебниками истории, в которых нужно просто выполнить задания и взять под управление какую-то сторону, они к тому же могут и меняться в разных миссиях. Сами задания начинаются с небольшого фильма-вступления с фактами, введением в курс дела и красивыми реальными съемками. Никакой фантастики и альтернативной истории, как в Age of Empires 3.

Все вступления к миссиям сопровождаются реальной съемкой

Уже, в первой кампании Relic достоверно показывает, что среди королей Англии были распространены предательства, восстания и братоубийства. В миссиях за монголов почти всегда нужно проводить хитрые засады или сжигать дотла города, например, Киев. Все ради престола и завоевания новых территорий.

После каждой миссии игра любезно предоставляет либо небольшую историческую справку, либо короткий документальный фильм. Например, о том, как работают арбалеты, как строили крепостные стены или охотилась знать. Выполнены они на высоком уровне и смотреть их одно удовольствие, чтобы затем с новыми силами отправиться начищать морды английским псам под Орлеаном или захватывать слабых китайцев силами монголов.

Геймплей

Геймплейно Age of Empires 4 не сильно ушла от предшественниц, но Relic серьезно изменила некоторые аспекты. Теперь у нас не три стандартных ресурса, как было в третьей части, а четыре — как во второй и первой игре серии. К классическому золоту, еде и дереву вернули камень. Его с натяжкой можно назвать необязательным ресурсом. Без него можно обойтись и даже выиграть сражения, но нельзя строить стены и проводить самые высокотехнологичные улучшения. Также теперь можно возводить полноценные замки и ставить на стены лучников. В остальном геймплей остался классическим: добываем ресурсы, слегка воюем, переходим из эпохи в эпоху и стараемся сделать все улучшения, затем собираем армию и идем бить врага.

Слегка изменились сами нации и каждая из них получила действительно важных уникальных юнитов, а иногда и совсем другое развитие и строения. Например, разница между Францией и Англией не очень значительна: вторая может нанимать лучников с длинным луком, а у первой слегка лучше кавалерия и улучшения, направленные на нее. Также англичане получают бонус к пашням в радиусе мельницы, а французы располагают другими экономическими бонусами.

С другой стороны, есть монголы. Кажется, они будут самой сильной нацией в сетевых баталиях. Они могут перевозить базу с места на место, а еда у них добывается не на пашнях, а в обозах, которые производят овец с определенной периодичностью. Степные воины получают какие-то невероятные бонусы к технологиям, если их изучать в радиусе камнедобывающей постройки, да даже городской центр может сразу производить по два поселенца. А за поджог зданий монголы получают дополнительные ресурсы. Зато у них нет никаких стен.

Камень также они добывают иначе — с помощью специальной постройки на месторождении. Эта мелочь меняет всю игру, потому что все виды казарм, если их разместить в радиусе добычи камня, могут за дополнительную плату производить сразу по два юнита. Это серьезно влияет на всю тактику нации. “Зерграш” конницей? Это будет в духе монголов.

Другие сравнения с серией Starcraft я не могу обойти стороной, потому что недавно решил перепройти Starcraft 2. С одной стороны, в кампаниях не переживаешь за героев и развитие сюжета, как в игре от Blizzard, а с другой, Relic Entertainment не заставляет заскучать. Во-первых, кампании умеренно сложные и “прикурить” можно даже на стандартном уровне сложности, во-вторых, разработчики решили сделать каждое задание интересным и миксовать миссии, а иногда заставлять почувствовать себя осьминогом и захотеть получить режим паузы.

Особенно это заметно в кампании за Францию. С самого начала французы получают удары со всех сторон от Англии: даже Париж нужно местами оборонять одновременно с трех сторон от наступлений. Нужно не просто следить за экономикой и построить армию, но вовремя и главное грамотно распределять войска от одних ворот к другим и успевать следить за крестьянами.

Сложно было оборонять Орлеан за Жанну д'Арк: четыре направления атаки французов, нет золота, нужно защищать караваны и еще захватить крепость на другом берегу. Я перезапустил задание три раза, пока не разработал план обороны и атаки. Сложно, но от победы в таких условиях получаешь еще больше удовольствия.

В сетевых баталиях немного изменились правила. Relic Entertainment не смогла отказаться от своих любимых стратегических точек, поэтому условий победы у нас теперь три: захватить три точки на карте с помощью религиозных юнитов, построить чудо света или просто победить врагов. ИИ я испытал только на среднем уровне сложности и особенных проблем он не приносил.

Недостатки

Увы, не обошлось без огрехов. В нынешнем виде я не могу назвать игру высокотехнологичной. Она довольно неплохо оптимизирована, но графика оставляет желать лучшего: не самые качественные текстуры, низкая детализация юнитов и многое другое не сильно радует глаз. И это от студии, которая сделала Company of Heroes. В движении смотрится все это неплохо, да и огрехи не успеваешь замечать, пока переключаешься между постройками, поселенцами и юнитами. Но иногда качество расстраивает.

На скриншоте выше можно рассмотреть не самые четкие текстуры разрушенных построек и дорог

Не обошлось и без небольших багов. Игра не вылетала, но в ней есть старая беда с переключением языков. У меня после игры в Dawn of War 3 переставало работать переключение языков и чинилось только с перезагрузкой PC. Тут та же старая проблема, которую не могут починить уже четыре года. К ИИ тоже были вопросы, многие юниты могут просто стоять и ничего не делать, когда их "друзей" убивают в паре метров рядом, а поселенцы могут выбежать из-за ворот крепости давать тумаков врагам, хотя их послали туда ремонтировать стены.

Также есть вопросы к экономике. Например, в других частях серии всегда можно было производить часть юнитов за сочетание дерева и золота. В Age of Empires 4 нет таких войск, кроме артиллерии или осадных юнитов и поэтому всегда возникает дефицит еды. Очень странное решение, учитывая историю серии. Может так подталкивают больше пользоваться рынком?

Итог

Вероятно, перед нами лучшая RTS за последние годы. Relic Entertainment удалось воссоздать классическую формулу Age of Empires, облагородить ее нововведениями, создать действительно разные нации со своими сильными и слабыми сторонами, сделать четыре интересные кампании с разнообразным геймплеем и массой интересных фактов из истории. Да и, судя по истории серии, игру не оставят без контента. Рекомендация всем любителям жанра.

Последние статьи

40 Комментариев

  • PeaceWalker
    Комментарий скрыт. Показать

    Во всем этом триумфальном возвращении есть еще одна хорошая новость. Relic могут. Могут сделать CoH 3. Без клюквы, заградотрядов и мифов на этот раз.
    Ну и разумеется жду такой же уровень поддржки как для второй части. Особенно хочется увидеть какую-ниюудь малазийскую фракцию из аддона Rise of Rajas ну и моих любимых Гуннов и Сарацин.

    4
    • Комментарий скрыт. Показать

      @PeaceWalker, да скорее всего другие нации будут в виде dlc, а то на старте их мало.

      0
    • Aglot
      Комментарий скрыт. Показать

      @PeaceWalker, хотел тебя плюсануть, но ты пишешь про заградотряды и мифы на этот счет. Ну какие мифы, если это действительно было?
      В чем проблема просто принять то что было на самом деле, а не писать про якобы клюкву?

      Даже после распада СССР «материалы о заградотрядах в Центральном архиве МО РФ хранятся за семью печатями и исследователям не выдаются».

      1
    • ZloiCadet
      Комментарий скрыт. Показать

      @Aglot, ля ты охренел.. ещё и Вики..

      0
    • Aglot
      Комментарий скрыт. Показать

      @ZloiCadet, ??
      Выбираем словечки, милсдарь

      0
    • ZloiCadet
      Комментарий скрыт. Показать

      @Aglot, поверь мне, это я ещё выбрал.. Не будем тут разводить флуд. Я тебе напишу где ты не прав.

      0
    • Aglot
      Комментарий скрыт. Показать

      @ZloiCadet,

      ещё и Вики..

      а ты хотел ссылку на царьград?

      @PeaceWalker, не что бы написать по поводу того что релики камбекнулись после провальной dow3. не, мы вспоминаем отличнейший второй кох, который плох только у некоторых геймеров снг, что не могут принять факты прошлого. это для меня ну очень странно.

      я прошу прощения за флуд, уж очень бомбануло

      -3
    • ZloiCadet
      Комментарий скрыт. Показать

      @Aglot, м-да..

      0
    • PeaceWalker
      Комментарий скрыт. Показать

      @Aglot, А я сказал что заградотрядов не было? Только в CoH2, почему-то игра исключительно про них. Такая же ситуация как с Парадокс - в игре про вторую мировую не упоминается холокост но зато сталинизму и нквдшников хоть отбавляй. У реликов что кампанию режиссировал Михалков по секртеным документам? В игре за исключнием крупных битв, тоже представленных исключительно в ублюдском свете, нету миссий основанных на реальных операциях, заот есть нквдшники сжигающие мирных жителей. В AoE4 я вижу другое, более уважительное отношение к истории, что хотелось бы увидеть в новом CoH3. А Dawn of War 3 провалившийся эксперимент, за который я не собираюсь кидаться камнями.

      9
    • NewArt
      Комментарий скрыт. Показать

      @Aglot, О, а вот и историки по играм подъехали. Недавно как раз был разговор за это в теме интервью у Параходов. Ну будет на кого ссылаться в будущем.

      5
    • VoVaNag
      Комментарий скрыт. Показать

      @Aglot, не вступая в вашу дискуссию я лишь позволю заметить что эта статья на вики написана на основании некоторых неисторических материалов. Кроме того, в подобных темах надо смотреть каждый источник и проверять его.

      Существование заградительных отрядов в ВоВ никто отрицать не будет. Это практика отнюдь не является чем-то исключительным и тянется в глубь веков. Из свежего подобные отряды стали появляться во время Первой Мировой. Их можно увидеть даже в батальонах всеми любимого Брусилого (без иронии - великий полководец и человек). Что же до второй мировой, то пионерами в создании заградотрядов и душлагов оказался Вермахт. Однако, все что не укладывается в методичку антисоветчика также замалчивается. Однако, образ показанный в СоН2 однозначно мифологизированный, т.к. сами же разработчики потом поясняли, чем руководствовались при создании своей компании, а руководствовались именно довольно сомнительными (или вовсе лживыми) книгами матерых антисоветчиков.
      Лично мне из компании обидно другое. Образ. Образ Американского "бравого гайс" который пошел сражаться в Европу хер пойми почему - типо "за демократию", т.к. правительству США это было необходимо. И с другой стороны - образ советского солдата, который не может защитать свою родину, кроме как под дулом пулеметчика из заградотрядов.

      12
    • Комментарий скрыт. Показать

      @PeaceWalker, У нас не будет клюквы в CoH3 если не будет России. Все логично :D

      1
    • BountyHunter
      Комментарий скрыт. Показать

      @VoVaNag,

      образ советского солдата, который не может защитать свою родину, кроме как под дулом пулеметчика из заградотрядов.

      когда ты голый/босый, без снаряги, то только так и получалось защищать.
      напомнить, как стремительно войска прошлись в первый год войны?
      Остановились лишь зимой.

      Ну и

      руководствовались именно довольно сомнительными (или вовсе лживыми) книгами матерых антисоветчиков.

      потому что архивы до сих пор не открыты и вряд ли когда то их откроют ибо по некоторым данным загряд отряды убили не меньше, чем нацисты.
      А учитывая всякие гулаги и т.п., то и больше.

      -6
    • Varidas
      Комментарий скрыт. Показать

      @RedShucov, с ней тоже, типа который за это отвечал отправили на мороз.

      0
    • VoVaNag
      Комментарий скрыт. Показать

      @BountyHunter, сразу видно далёкого от темы человека. Я благо застал своих живых родственников, которые воевали и подобной чуши о которой ты говоришь не было. Все 3 вещи которые ты перечислил - чистая антисоветская пропаганда, разоблаченная уже не раз. Просто надо не посты в ВК читать и неполживых блогеров вроде Шевцова и Каца, а начать читать книги и думать своей головой. Не подумай, я не осуждаю тебя. Я сам года 4 назад тосковал по России, "которую мы потеряли". Потом после Бф1 заинтересовался темой первой мировой и начал читать книги до которых смог дотянуться: Джон Киган, Барбара Такман, Б. Лидл Гарт, Зайнчковский, Брусилов. После из прочтения мое мнение координально поменялось. И из белых я стал поддерживать красных. А что до второй мировой, то по этому поводу надо смотреть кого ты читаешь. Могу порекомендовать (внезапно) Черчилля (Вторая мировая война - 6томник). Его явно никто не сможет уличить в симпатиях к Союзу. Но о такой дичи, которую пишут наши отечественные антисоветчики он даже додуматься не мог.
      Также для интереса можно почитать-посмотреть англоязычные газеты тех времен вроде Таймс, что они писали про советскую армию и, скажем, Сталинградскую битву. Явно им никто из Союза не угрожал. Один даже книгу издал потом, которую в 1973 году на русский перевели.

      2
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @PeaceWalker,
      А шо в СоН-2 в основном народ играл ради сингла ?)
      Аж на 1454 ч я там наиграл)
      У Знакомой 1004 часа.
      У Одного было аж 6к часов)
      Все наверное в кампанию играли) У меня там аж 20 часов всего)

      1
    • xakk
      Комментарий скрыт. Показать

      @Aglot, миф в том, что заградотряды представляли собой цепь пулеметчиков, стреляющих в спину, а не отряды в тылу за 10 километров от линии фронта, ловящие дезертиров и отправляющие их обратно на фронт в 95% случаев.

      3
  • Alex_Petr_777
    Комментарий скрыт. Показать

    Пойдет, но ни о каком ''триумфальном возвращении серии'' тут и речи быть не может с этой ''4 частью'' которая как аддон большой к 3 части выглядит и не более того.)
    Куда интереснее Dawn of War 3 попробовать с шикарной атмосферой и стилем Вархаммера 40к(там и графика причем для стратегии очень даже современная в отличии от этой бюджетной AoE 4 которой и до графики уровня ремейков AoE 1 - 2 далеко), а на оценки недокритиков там каких то по этой части плевал я с высокого дерева.

    -3
    • PeaceWalker
      Комментарий скрыт. Показать

      @Alex_Petr_777, не упади с дерева, дурачок)

      6
    • Alex_Petr_777
      Комментарий скрыт. Показать

      @PeaceWalker, Вроде выразился ясно что мне класть на твою писанину, умник. Туго с пониманием очень смотрю? Ну будешь писать свои бредни в пустоту, мне без разницы.

      0
    • PeaceWalker
      Комментарий скрыт. Показать

      @Alex_Petr_777, оно и видно)

      6
    • Varidas
      Комментарий скрыт. Показать

      @Alex_Petr_777, аж монитор зажироточил.

      4
    • Alex_Petr_777
      Комментарий скрыт. Показать

      @Varidas, А теперь напиши почему и где тут толстота какая либо, умних еще один - игра выглядела с анонса как проходняк средний и не более, будто стратегию из 2002 - 2005 года анонсировать вздумали сейчас.

      0
    • Varidas
      Комментарий скрыт. Показать

      @Alex_Petr_777, я тебе минус не ставил, но в ДоВ3 атмосфера была так себе. Это я тебе говорю как человек который собирает миниатюры и читает книги по вахе. Вторая часть ближе всего была по духу (особенно в хаос райзинг). Анимации в последнем дов кроме больших юнитов ужасны, логика хромающая в вахе здесь порвалась, от типа прыгающего в тартаросе, до Рыцаря десантирующего с орбиты... Я уже молчу про выживаемость юнитов. Баланс в игры был мраком даже после множества правок. Графика хуже чем во второй части если присмотреться, хотя она вышла очень давно, количество анимаций меньше, механик тоже. Причем это было множеством людей признано даже на их форуме. Были даже предложения по правкам, но вместо них вышли странные нерфы и новые герои. В общем провал был громким и ощутимым.

      С АоЕ4 вышло наоборот, выглядит она неказисто да я даже со скептицизмом смотрел, но судя по бете и роликам играется очень бодро.

      Потому выглядит как троллинг неприкрытый.

      3
    • PeaceWalker
      Комментарий скрыт. Показать

      @Varidas, он не тролль, он такой

      3
    • Mutare_Drake
      Комментарий скрыт. Показать

      @Alex_Petr_777, да, это не экшен приключение от 3 лица, это лучше :)

      0
  • Jink
    Комментарий скрыт. Показать

    Интерактивная история - это вам к Europa Universalis 4/Victoria 2

    0
  • VictorCaesar
    Комментарий скрыт. Показать

    Вероятно, перед нами лучшая RTS за последние годы.

    Продано! ) Очень интересный и познавательный обзор.

    но интерес к стратегиям про средневековье остался надолго,

    Автор, анонс Total War: Medieval III ждёшь? )

    3
    • Комментарий скрыт. Показать

      @VictorCaesar, скорее да, чем нет, но у меня почему-то с историческими тотал ворами не очень клеится, я вернулся вот к серии на Rome 2 и чет прям расстроился, а первую очень любил

      0
    • VictorCaesar
      Комментарий скрыт. Показать

      @CryptoNick, ну это как говорится на вкус и цвет. Мне очень нравится Total War: Rome II, хотя в 2004-2006 чуть ли не обожествлял первый Рим. Второй Рим лично для меня на данный момент гораздо интересней, но с одной существенной поправкой. Люблю именно DLC кампании, базовая кампания второго Рима - Comme ci comme ça. А вот допкампании дают жару.

      0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Почему графику такую слабую сделали? Не пойму! Вроде внутренние студии делали.

    1
  • xakk
    Комментарий скрыт. Показать

    Забавно, в игре полноценная кампания за Россию, но о ней ни слова, ни слова о самой фракции - только монголы, англичане и французы. По какой причине?

    1
    • LinaK
      Комментарий скрыт. Показать

      @xakk, и про еще 4 умолчали, несправедливость!

      0
    • xakk
      Комментарий скрыт. Показать

      @LinaK, ну мы таки не в Индии или Китае живем, да и за них миссий нет, за остальных 4

      0
    • Комментарий скрыт. Показать

      @xakk, там нет кампании за Россию, там есть кампания за Московию, и в тексте об этом сказано: Оставшиеся две посвящены монгольским завоеваниям и возвышению Москвы. Кампания описана, и то слегка, только за Францию. Про Англию и монголов описаны ровно по одной миссии. Про нации я действительно не стал писать, но если уж очень интересно, то у Руси более сильная оборона на старте. Мне не показалась эта нация особенно интересной в плане игры, а вот монголы наоборот отличаются от всех радикально, поэтому не посвятить им абзацы я не мог.

      -2
    • xakk
      Комментарий скрыт. Показать

      @CryptoNick, Московия это раннее название России, не надо занудствовать. Ну да, видимо игру так и не прошли, я успел за этот промежуток прочитать другие рецензии на том же DTF - там у Руси куча плюшек оригинальных.

      Фу таким быть, писать рецензии не пройдя игру

      2
    • Комментарий скрыт. Показать

      @xakk, там у всех куча плюшек оригинальных, но писать обо всех нациях и их бонусах — фу, это не руководство по игре, а обзор. Расписывать все кампании в стратегиях тоже фу и моветон, это не прохождение игры.

      0
    • xakk
      Комментарий скрыт. Показать

      @CryptoNick, ну да, и сразу мои слова передергиваем, описать три фракции, но не описать остальные - это конечно сразу станет руководством по игре, аж ЦЕЛЫЙ ЛИШНИЙ АБЗАЦ

      0
    • Комментарий скрыт. Показать

      @xakk, описать две самые первые, чтобы показать, что они плюс-минус одинаковые, как и остальные и обратить внимание на монголов, которые вообще совсем другие. Ну не верится тебе, что не прошел я, ну вот держи доказательство, хоспади. Просто не видел смысла о ней писать, как и о войсках московии и ее бонусах. Точно не моя самая любимая нация в игре из-за ее бонусов, есть интереснее.

      0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.