News of the World

Новости со всех концов света

Том Хэнкс читает газеты

kartosh

На днях мне в голову пришла такая мысль: стриминговый сервис Netflix в некоторой степени напоминает центральную библиотеку на заре ее существования. На полках рядом с яркими модными новинками ютятся красивые, но строгие произведения, скроенные по старомодным лекалам. В будущем им с большой долей вероятности уготована судьба стать классикой, либо навсегда раствориться в пыли и времени.

На днях в каталоге Netflix появился фильм “Новости со всех концов света” (News of the World), снятый по одноимённому роману американской писательницы Полетт Джайлс. Вот вам повод для дискуссии: у этой картины хватает шансов как пройти мимо зрительских сердец, так и затронуть кого-то из нас за живое, оставшись где-то рядом с классикой.

На прогнившую скрипучую сцену перед толпой людей вышел человек в костюме.

Здравствуйте, меня зовут Капитан Джефферсон Кайл Кид, я читаю новости.

Это Том Хэнкс и он стареет красиво — мужественное усталое лицо тронутое первой тенью морщин, борода с проседью. В роли отставного военного и разоренного печатника он ездит по американским городам и весям, читая новости со всех концов света для простых обывателей: президентские указы, скандалы, тревожные объявления о больших катастрофах и войнах. Люди платят герою за информацию — дефицит знаний на Диком Западе даёт о себе знать.

Будни чтеца сменяются один за другим, так же как города, темные пабы и светящиеся в них пьяные глаза слушателей. Однажды на дороге Капитан натыкается на разграбленный дилижанс. Внутри маленькая девочка Йоханна (Хелена Ценгель). Сначала индейцы Кайова убили ее семью и забрали ребёнка себе, затем то же самое с ее похитителями сделали законники. Капитан Кидд берётся доставить девочку к дяде и тете — ее последним живым родственникам.

У фильма “Новости со всех концов” есть несколько причин заявить права на ярлык “классический” вестерн. Начинается это условное право с портрета центрального персонажа. Патриот, кругом положительный герой, между личной выгодой и безопасностью (относительной, это же Дикий Запад) он выбирает помочь беззащитному ребёнку и встаёт на защиту семейных ценностей.

Образ главного героя хорошо работает на общий контекст фильма. Война за независимость США в самом разгаре и режиссёр Пол Гринграсс (да, именно он снимал шпионский боевик про Джейсона Борна) фоном выстраивает портрет эпохи. Готов спорить на деньги, что главного героя неслучайно зовут Джефферсон.

Без базовых знаний исторического контекста сложновато оценить глубину, но тут важно быть внимательным зрителем и слушать, как толпа реагирует на декларируемые героем новости и просто наслаждаться общей атмосферой тех времён — она тут прописана очень красиво. Пыльные дороги, Том Хэнкс, скачущий на коне по прериям под драматическую музыку, ковбои. Как вестерн “Новости со всех концов света” справляется неплохо, но под конец я все же заскучал. Главный герой уже староват, а пары динамичных сцен явно недостаточно на хронометраж превышающий два часа. Будь фильм короче минут на 20-30, он был бы лучше.

Впрочем, общую затянутость отчасти компенсирует некоторая камерность происходящего. “Новости со всех концов света” основана на литературном первоисточнике и это хорошо заметно в диалогах и в более “книжном” построении сюжета. Нарратива и деталей в фильме больше чем залихватского экшена, роман Полетт Джайлс легко мог быть стать классической бродвейской постановкой. Капитан Джефферсон Кайл Кидд почти идеальный кандидат на образ для театральных подмостков — помяните мое слово, я до сих не могу отделаться от мысли, что хотел бы видеть эту историю на сцене вместо экрана. Герой пацифист, без изъяна, такое сейчас хорошо работает именно в театре — кино гораздо сильнее ушло в сторону серой морали и неоднозначности.

Театральность это повод поспорить о том, насколько “Новости со всех концов света” достойна стать классиков, но там же где я увидел эту возможность, зияет контраргумент, который сложно игнорировать. По итогам двух часов я не увидел какой-то внятной гражданской позиции у героя Тома Хэнкса. Сиюминутные моменты из трогательных и драматических сцен актёр сыграл блестяще (как и всегда), но персонажу на экране не хватило банальной глубины. Он такая однозначная фигура: “за все хорошее против всего плохого”. Этого недостаточно, чтобы остаться в зрительских сердцах надолго.

“Новости со всех концов света” хорош как единовременное развлечение на вечер — для Netflix это максимально безопасный вариант. Фильм показывает близкий американскому народу исторический контекст, в центр помещает выигрышного со всех сторон персонажа, а на роль берут актера которого знает и любит, наверное, каждый. С другой стороны Хелена Ценгель — как бы внимательно я не присматривался к ее героине, не нашёл ни единого повода похвалить ее игру или отметить изюминку в персонаже. Можете кинуть в меня камень, но я честно пытался отыскать в ней хотя бы что-то особенное. Не получилось.

Тут же очень сильно напрашивалось сравнение этой истории с сюжетом The Last of Us: мужчина везет девочку через всю страну, полную недоброжелателей, они вместе проходят через опасности и невзгоды и становятся ближе... У них разный бэкграунд, разные мотивации, да и такое сравнение кажется мне попросту пошлым, хотя все же имеет место на существование. Вот только в свете предыдущего абзаца это явно идет не на пользу фильму.

Я ограничусь утверждением, что Йоханна ни разу не Элли, да и капитан Кидд не Джоэл.

Когда я начал писать этот текст, мне показалось, что тут есть признаки живой классики, или, как минимум, потенциал на то, чтобы о картине говорили десяток лет спустя. Однако сейчас моя внутренняя дискуссия зашла в тупик. При ближнем рассмотрении то, что делает Netflix удачно работает на одноразовой основе, играть в долгую у них получается хуже, даже когда за основу взят вроде бы неплохой роман.

Я получил свою долю удовольствия от фильма, однако дискуссию о ценности для жанра предлагаю закончить прямо сейчас, об этом давайте в другой раз.

Больше статей на Shazoo
Тэги: