The Little Things

Дьявол в деталях

Природа зла

kartosh

Исследовать природу зла увлекательно. Мировая культура многие годы раз за разом обращается к этой теме: зло новоявленное, молчаливое, гнетущее. Зло, которое исподлобья смотрит на зрителя из темного угла старого дома, где некогда произошло жестокое убийство. Все это уже давно рассказано за нас. Голливуд это любит, мы это любим. Одним из режиссёров-тяжеловесов больнее всех по самым уязвимым местам ударил Дэвид Финчер и его триллер “Семь” (Se7en).

С тех пор попытку снова уколоть нас в ахиллесову пяту делали многие и в этот раз смелость на себя взял Джон Ли Хэнкок — его авторский проект “Дьявол в деталях” (The Little Things) оборачивается назад и смотрит в девяностые. Тогда ещё не было мобильных телефонов, интернета и больших баз данных, обмануть которые почти невозможно. Попытку деконструировать и пересобрать знакомую историю на новый жанр можно считать состоявшейся. Ну, почти.

Заместитель шерифа Дик Дикон (Дензел Вашингтон) приезжает в Калифорнию. Поездку в солнечный край Америки для него можно приравнять к визиту на кладбище призраков: много лет назад здесь он потерял здоровье, работу и развёлся с женой. Прошло время, теперь тут новые порядки. С преступностью борется молодой и лощеный детектив Джим Бакстер (Рами Малек). Энергичный борец за справедливость, семьянин и порядочный прихожанин местной церкви, отдаленно он напоминает Дику его самого лет двадцать назад. Местная полиция расследует громкое убийство и у законников есть основания полагать, что в деле замешан серийный убийца, которого когда-то так и не смог поймать Дикон. Старый коп остаётся, чтобы помочь менее опытным коллегам и побороть призраки прошлого.

“Дьявол в деталях” пропитан духом девяностых. На улицах мерцают неоновые вывески, пыльную дорогу рассекает выцветший “Понтиак”, на обочинах — телефонные будки, откуда за пару центов можно набрать семье, друзьям и коллегам. В те годы мужчины в пиджаках сидели допоздна в офисе, а после в неформальной обстановке решали свои дела за стаканом пива в прокуренном баре. Джон Ли Хэнкок прочувствовал те времена и помогает окунуться в эту атмосферу. В какой-то момент я поймал себя на мысли, будто смотрю старомодный детектив из тех времен, когда историю о полицейских можно было зацепить только на видеокассете в прокате по соседству.

Еще один комплимент режиссеру (а заодно и оператору) — построение кадра. Герой Дензела Вашингтона в темной квартире разглядывает себя перед зеркалом. Зритель видит его, но не пространство у него за спиной — оно залито темнотой. На протяжении двух часов визуальный ряд осторожно оттеняет важное и оставляет вне поля видимости нечто, отчего оммаж Финчеровским триллерам (именно таким кажется фильм поначалу) вдруг обретает свое лицо.

Ближе к середине фильма на сцену выходит главный подозреваемый — механик Альберт Спарма в исполнении Джареда Лето. У этого актёра есть удивительная способность — красть кадр в любом фильме, в котором он снимается. Я никогда не считал его выдающимся артистом, но он делает это снова и снова вопреки моим субъективным суждениям — придется это признать. В случае с “Дьяволом в деталях” немалую роль в успехе сыграл и образ его персонажа — фриковатый мужик с длинными волосами, которому искренне в кайф поиграть с детективами в кошки-мышки. На его фоне теряется даже герой Вашингтона, который вроде бы и центральный персонаж, но не хватило в нем какой-то изюминки. В середине фильма есть несколько сцен, в которых ему приходят видения с погибшими девушками, но по факту этот прием не сработал — про Дика не получается сказать ничего примечательного. По крайней мере до поры до времени.

Скучноватая и рутинная полицейская драма о повседневных проблемах законников к середине разгоняется и напоминает остросюжетное разговорное кино. Герой Джареда на шаг впереди и кичится этим, подкалывает Дикона и Бакстера, водит их за нос. Прямой ответ о степени вины подозреваемого замалчивается и градус тревоги резко возрастает.

У фильма “Дьявол в деталях” хватает старомодного обаяния детективов и триллеров из девяностых. В кухонной беседе с друзьями такие обычно называют “трушными”: тут и флёр ненавязчиво висит в воздухе, и злодей страшный, и само зло — многоликое. Это отличный фильм, чтобы провести вечер, с ним можно искреннее получить удовольствие и в кинотеатре и при домашнем просмотре (лента доступна в сервисе HBO Max) — тягучий саспенс, хорошая актерская игра, тревожная атмосфера — все на местах.

Я буду рекомендовать фильм своим знакомым и друзьям, но тут (как и с любым другим фильмом) важно правильно формировать ожидания. Если говорить об этой картине, как о геймченджере жанра, она чуть-чуть не дотягивает. Вернее не так — этот фильм совсем не про это. Да, Джон Ли Хэнкок, вероятно, и не ставил такой задачи. Выражаясь шахматным языком, не хватило цепляющего дебюта, основная партия вышла довольно функциональной. В эндшпиле безусловно все хорошо, но где-то я это видел раньше. Вот уж действительно, дьявол в деталях.