SnowRunner

Из грязи в князи

В одной из сцен знаменитого российского сериала ”Дальнобойщики” герой по имени Санёк оставил фуру на склоне и забыл поставить ее на ручник. Несколько мгновений спустя огромный тягач укатился в кювет под истошные крики Федора Иваныча, напарника Сашки. Новая игра от Saber Interactive — SnowRunner — продолжение нашумевшей пару лет назад MudRunner — наказывает за невнимательность и легкомыслие не менее жестко. Я проверил это на собственном опыте и остался доволен: кроме необычных испытаний игра оказалась удивительно хороша для коротания вечеров в самоизоляции.

Неторопливый и размеренный геймплей, целиком состоящий из процесса — преодоления себя и виртуальной природы — оказался сродни медитации. Несколько месяцев назад я писал такое про другую игру, и снова окунаюсь в похожие дебри.

На старте SnowRunner не запрягает долго и сразу переходит к делу. Вот автомобиль, вот грязная дорога, дави на газ. В начале курс молодого шофера на десять минут, в котором разработчики рассказали мне, как правильно обращаться с машиной, показали где заправиться и как брать заказы. Я сел в свой первый грузовик и поехал. По секрету расскажу вам — в первые 30 минут ты встречаешь узкий мостик, на котором Илья ухитрился перевернуться.

Мне повезло и я проехал, но застрял чуть позже, когда решил срезать путь через кусты. Легкомыслия SnowRunner не прощает, но по каким-то удивительным причинам сразу располагает к себе. Игровой мир разделен на три большие карты: штат Мичиган, Аляска и Таймыр. Каждая территория разделена еще на несколько блоков и все они бросают свой вызов. Я застревал в грязи и болотах, скатывался в кювет и вяз в снегах, превышал скорость на льду и терял управление. Прежде я не играл в проекты серии Spintires и меня поразило внимание к деталям, с которыми разработчики подготовили для игроков (в особенности новых) новый вызов. Застряли задними колесами? Самое время включить полный привод, зацепиться лебедкой и утопить педаль газа в пол. Езда с прицепом или машиной на лебедке - это совсем другой геймплей. Ты не только контролируешь свою колею и поведение машины, но и оглядываешься на то, что сзади. Это дополнительной условие, неожиданна переменная, которую ты самостоятельно добавляешь в свое уравнение. Кому нужны простые задачки? Местами здесь просто кошмарные дебри, где не то что грузовик, кажется, обычный человек не пройдет. Физическая модель работает просто невероятно: грузовик буксует, скользит, хлопья грязи летят из колес и тяжелый автомобиль тонет в размытой дороге.

При всем многообразии игра сохраняет баланс между сложностью и дружелюбием. Погрузка здесь происходит одной кнопкой и всегда можно эвакуироваться в безопасное место, однако это не идет в ущерб общему впечатлению. Игра будто не хочет тебя наказывать за ошибки, а подталкивает к тому, чтобы ты исправился, сделал по другому без потери очков, опыта или других лишений.

Типичная игровая сессия делится на несколько этапов. Берем задание, например, доставка материалов трех видов к реке. Придется съездить на лесопилку и взять бетонные блоки, отдать их строителям. Затем вернуться, взять грузовик побольше и перехватить на складе бетонные блоки. Отвезти их на стройку. Еще одна поездка и металлические рейки попадут на базу. В награду получим опыт, деньги и мост через реку, который откроет путь в новый регион карты.

Там за перевалом — новые приключения и новые задания. SnowRunner по сути своей это идеальный тайм-киллер. Любители ковыряться под капотом найдут для себя дополнительное удовольствие в широком автопарке и большом количестве возможностей для кастомизации — производительность, внешний вид, дополнительные аксессуары. Игра предлагает на выбор около 40 транспортных средств, среди которых внедорожники, грузовики с прицепами, огромные тягачи и вездеходы. Каждое можно сильно прокачать, если отыскать разбросанные по карте запчасти и улучшения. Игра всячески поощряет исследования и путешествия вне рамок стандартных контрактов, есть даже пресловутые вышки и соответствующая анимация открытия местности. Достигнув такой открывается солидный кусок карты и можно с удобством планировать маршрут, а пути собрать все, что плохо лежит и заодно выполнить несколько поручений.

Чего игре не хватает? Хорошей музыки. Местные саундтреки удручающе просты, их очень мало и какое-нибудь лицензированное радио добавит SnowRunner колорита. Разве кто-то из нас не хотел бы промчаться по дороге под “Тихий огонек моей души”? Пейзажи тут располагает к звону ностальгической нотки в геймерском сердце — пестрые леса и темные заросли у дороги до боли напоминают российскую глубинку.

Еще один неловкий момент это игровая камера. Время от времени она уходит в свободное плавание — угол слегка смещается и угол поворота кажется недостаточным или наоборот избыточным. Приходится часто отвлекаться и поправлять камеру правым стиком, чтобы ненароком не улететь с дороги.

На старте могут быть проблемы с оптимизацией. Несколько раз в самом разгаре моей автомобильной экспедиции игра вылетала на главный экран консоли, однако это наверняка поправят с первым же патчем. Впрочем, чего точно не исправят, так это меняющихся локаций. Вот я проезжаю по мостику (надеюсь, Илья с него не упал) через небольшую речку, доезжаю до базы, беру задание, возвращаюсь — моста нет, вместо него в реке плавают два контейнера. Достаю их, проезжаю мимо, а мост стоит как ни в чем не бывало. Согласитесь, это очень странная ситуация.

Конечной цели как таковой у этой игры нет. Она помогает сосредоточиться на процессе, успокоиться и залипнуть. Медленные размеренные путешествия способствуют этому. SnowRunner меняет правила игры: быстро не значит хорошо. Лучше ехать медленно и осторожно. Вы потратите уйму времени на рутинные занятия, но результат того стоит. Ты постоянно погружен в процесс и сосредоточен: следишь за дорогой, чувствуешь каждую кочку. Ошибка будет стоить времени — неверное движение, машина переворачивается или застревает, квест надо начинать заново. Это значит снова ехать на склад, снова воевать с дорогой или ее отсутствием за каждый метр. Бывало и такое, что я садился на несколько часов и за это время мне удавалось не сделать ровным счетом ничего полезного. Успешная доставка груза здесь дарит восхитительное чувство победы. Я ощущал себя победителем, как в той знаменитой поговорке — “Из грязи в князи”. Здесь она актуальна как никогда.

SnowRunner доступна на PC (EGS), PS4 и Xbox One.

Последние статьи

25 Комментариев

  • Anabis
    Комментарий скрыт. Показать

    Т.е. это к минусам не относится ? "Конечной цели как таковой у этой игры нет."

    1
    • Galactrix
      Комментарий скрыт. Показать

      @Anabis, Игра про процесс же.

      10
    • ILYA
      Комментарий скрыт. Показать

      @Anabis, конечная цель - помочь всем в трех округах, но она малоосязаемая, это просто условная помощь. И да, как написали выше, это процесс и физику, а не только результат

      3
    • Ajaxsis
      Комментарий скрыт. Показать

      @Anabis, игра необязательно должна давать конкретную цель. В данном случае она бросает игроку вызов, что тоже котируется. Плохо, когда нет ни того, ни другого

      4
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Ajaxsis, игре желательно давать хоть какую-то вменяемую и комплексную цель. В snowrunner такие цели есть - чтобы проехать на другую часть карты, нужно построить мост, чтоб его построить -нужно привезти ресурсы, чтобы привезти ресурсы, их надо забрать на специальной машине, а не стартовом пикапе.
      т.е. одна цель цепляет за собой кучу геймплейных элементов и при этом за елью остается смысл(ремонт моста -вполне логичная задача, а не глупая условность, чтоб заставить игрока пользоваться механиками).
      Вот в прошлой игре spintires (самая первая версия в виде технодемо) была полнейшая бедень с целями. насколько помню -нужно было банально кататься по карте, т.е. голая механика, что может быть интересно пару часов, но не неделю. А цели как раз позволяют превратить голые механику в игру, на которую мы тратим сотни часов и все это время строим планы, оптимальные схемы для удобнейшего достижения задач.

      Почему я все это арсписал на пальцах -потому что недавно запускал Эскейп фром тарков и был в шоке, что там вообще нет игры, нет каких-то адекватных целей. По сути это локация с голыми механиками уровня ранних билдов сталкера. Очень жаль, что в ней нет каких-то адекватных целей и нормального потока геймплея.

      3
    • Ajaxsis
      Комментарий скрыт. Показать

      @GODforYOU, тут загвоздка в том, что я не играл ни в тарков, ни в сноураннер. Разница между вызовом и целью может быть как огромным, так и очень размытым от проекта к проекту, но хоть что-то одно быть должно и оно должно быть понятно. Иначе будет как в приведённых вами примерах, по сути получится технодемка. В любом случае, изначально я имел в виду, что необязательно присутствие именно глобальной цели. Она может как отсутствовать, так и ставиться перед собой самим игроком, но это должно сопровождаться либо побочными целями либо какими либо испытаниями или вызовами

      1
    • Комментарий скрыт. Показать

      Классно! Соглашусь пожалуй.

      0
  • Weilard
    Комментарий скрыт. Показать

    Роскошная игра, основанная исключительно на механике. Всё то, что было в Spintires и затем в MudRunner только расширилось. Карты стали куда больше, о парке техники я вообще молчу (хочется иметь всё, кроме разве что Hammer). Вчера откатали где-то около 10 часов с ещё одним Мичиганским парнем, и получили массу здоровых, хороших эмоций замешанных на истерическом смехе. Ролеплей создавали для себя сами, ругали логистику, местных заправщиков, муниципальные услуги и т.д. Постепенно каждый игрок становится знатоком той или иной "трассы". Сегмента карты где он лучше прочих может быстро доставить груз заказчику. От этого игра также приобретает какой-то ролевой-скилл элемент. Доставка здоровенного прицепа-цистерны у нас заняла почти восемь часов! Всё потому, что были сопутствующие задачи, к примеру восстановление моста, разбор завалов, устранение упавшей на дорогу ЛЭП. Просто чтобы открыть наибольшее количество асфальтированных сегментов трассы, как следствие чтобы снизить риск застревания при транспортировке крупногабаритных объектов.

    Отсутствие конечной цели в игре ни коем образом не мешает получить удовольствие. Потому как конечной целью игры является получение максимального удовольствия от налаженной логистики, поиска удобных путей транспортировки, множество апгрейдов и кастомизация техники. Да и просто обладания всей ей (техникой разумеется). Для тех кто любит придираться конечная цель обозначена в начале прибытия в регион (в случае Мичигана это устранение последствий наводнения). Но большинство прекрасно понимает, что ковыряться в грязи это некое особенное состояние, которым занимаются даже серьезные дяди в реальной жизни, на реальных инсценировках, и примерно такое же как в State of Decay I-II ходить за припасами. Это повторяется тысячекратно, НО... не надоедает.

    Да и кстати, дорогой игрок, что обожает ныть... рекомендую подойти к реальному рыбаку и спросить "простите, а что у вас с конечной целью данного променада? Садок-то с рыбой пуст. Не клюёт поди?". Удочкой по лицу вы конечно не получите, но с теплотой на вас смотреть не будут. Рыбак, сидючи на природе, безусловно нацелен на получение рыбы, но и сам процесс рыбалки есть для него своя - особенная - медитация. Мужики-грязевики чертыхаясь по пояс в тине, вытаскивающие свою машину - тоже вам скажут, что видали они все эти дороги и грязь, но внутри (и после события) они обязательно улыбнуться, а в разговоре скажут друг другу "а помнишь на прошлые выходные?". Я к чему клоню... конечная цель - это не обязательно улов, 10 убитых крыс, экспа, переход на другой уровень, зарплата получше, любовница... это может быть медитация, приятное времяпровождение, даже банально возможность подумать.

    Даже минимальное обновление автомобильного парка, скажем, когда к GMC добавляется Fleetstar дремлющий в поломанном состоянии где-то рядом с гаражом - динамика гейм-плея на карте резко меняется. Чуть более мощный движок, и уже меняется собственная логистика и т.д. То есть можно сказать, что те компоненты, что в игре есть - работают на отлично. И вы знаете... не беда, что их не так уж много. Я даже рискну предположить почему...

    ...куда лучше, когда существует система с неким небольшим количеством компонент, которые связаны между собой и работают хорошо, чем когда есть сборная солянка, куча компонент в системе, которая в сумме - не работает. Это как с рпг. Лучше меньше, но с балансом, выверенным гейм-плеем и т.д. Чем когда напихивают кучу скиллов, перков и другой лабуды, чтобы создать претензию на серьезность, которые вместе, к сожалению - не работают как надо.

    Да в SnowRunner я не зайду в кафе, не поболтаю с местными, и не завалю квест из-за скверной репутации, но зато я буду играть в хороший симулятор завязания-вылезания и практически каждый компонент этого процесса будет хорош. А всё остальное мне сделает собственный ролеплей. Куда хуже было бы если бы SnowRunner не стал бы развитием этой, уже практически серии игр. Есть на этот счёт одна пословица "лучше меньше - да лучше "

    Чего не хватает, так это хотя бы какого-то лора и конечно же - музыки. Но в отечественных проектах музыка издревле скверная. Если начинать вспомнить кто её хорошую делает, то вспомнится разве что Машрумер и Покровский. Они свою работу делают на твёрдую шесть. В большинстве игр музыку сразу хочется отключить. Что обычно и происходит. Не хватает социальных взаимодействий, в том же коопе например. Чтобы ощутить этот мир ещё глубже. То есть тех мелочей, которые увеличивают погружения в мир игры. Позволяют вам ещё глубжеролеплеить.

    Реальным минусом игры может считаться - интерфейс и работа камеры. Это, кстати, тоже особенность российских проектов. В них всегда есть какие-то сомнительные решения по части количества совершаемых кликов мыши, и нажатия клавиши ESC. К примеру, по умолчанию в игре лебедка может работать с окружением, но ей нельзя подцепить напарника (в кооперативе). Для этого придётся найти очень хорошо скрытую опцию меню. И т.д. Вообще лебедка которая как объект работает отлично имеет довольно спорные решения по части переключение режима с лебедки на управление и обратно - это отдельная головная боль и маты. Ну и мышь постоянно выпрыгивающую на второй экран что в оконном режиме, что полно-экранном... про это говорить вообще не хочется.

    Тем не менее реальных багов (критичных для прохождения) я не заметил. Кроме пожалуй странных пропаж и приобретений топлива в ряде ситуаций. Это крепкий, уверенный в себе мичигано-российско-тельняшечный симулятор родимых дорог, хороший в соло и просто изумительный в кооперативе. Игра, которая по сути не имеет аналогов и сильных конкурентов, и игра которая может затянуть в себя очень и очень надолго. Очень рад, что наш отечественный разработчик (то, что Питерский вдвойне приятно) может делать хорошо... коллегам из Saber Interactive привет и поздравления!

    17
  • ILYA
    Комментарий скрыт. Показать

    Вчера минут 60 тащил застярший в поле джип. Мелочь вроде, просто вода, грязь и джип, но это было реальное испытание. Довольный как слон был, а потом застрял на выезде с этой фермы без точек для лебедки и пошел спать

    4
    • Weilard
      Комментарий скрыт. Показать

      @ILYA, Мы пока в печали. Джип этот ваш видели! Но... один нерадивый водила завалил нашу Чеви в какое-то ущелье. А подойти на тяжелой технике к нему пока нереально... зацепиться не за что. Конечно можно было бы нашу чеви через режим эвакуации на базу вернуть, НО... это явно не наш метод. Я требую изъятия этой вздорной функции из контекстного меню (шучу, конечно, пусть будет... пусть и казуальный игрок тоже будет рад). Так что хочется - режима выживания. Где контекстная эвакуация будет отключена.

      0
    • ILYA
      Комментарий скрыт. Показать

      @Weilard, режим эвакуации для слабоков, да

      1
  • Masarakus
    Комментарий скрыт. Показать

    Тоже купил, уже катаю. Балдею - вспоминаю время когда был джип и сам катал по полям и лесам. Эта игра для тех кто любит технику, природу, месить грязь.
    Как сказали выше - к камере и интерфейсу нужно попривыкнуть.
    Интересно, через полгодика в стиме выйдет?

    0
  • TomaHawk
    Комментарий скрыт. Показать

    Что ж, ждем в Steam. Там, глядишь, и пропатчить успеют, и мастерскую нормальную подключат, и DLC аккурат выйдут. А в сыромятину за полторы тыщи пусть играют те, кому не терпится. Жалко, конечно, что Focus продались, но я подожду.

    3
  • Tulantong
    Комментарий скрыт. Показать

    Скачал пиратку и залип на несколько часов. Теперь я знаю на что потрачу свой купон в егс)

    0
  • scandall
    Комментарий скрыт. Показать

    Что там с модами ? Надо скачивать с определенного сайта же ?

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.