OZARK

Озарк

Король вернулся

kartosh

Три года назад стриминговый сервис Netflix выпустил первый сезон ”Озарк” — сухой производственной драмы о деньгах и цифрах. История началась с неудачного стечения обстоятельств: бизнес-аналитик Марти Бёрд и его жена Вэнди вынуждены взять на себя обязательства по отмыванию денег для мексиканского наркокартеля Наварро. Пара вместе с детьми переехала в курортный городок на озере Озарк и начала инвестировать в местный бизнес.

На старте шоу до боли напоминало “Во все тяжкие” (Breaking Bad): люди среднего класса оказываются втянуты в пучину криминального мира. Второй сезон держал планку, но история в некотором роде зашла в тупик — герои открыли в американском захолустье казино и сразу получили втрое больше внимания со стороны ФБР, которые и без того с недоверием смотрят на их дела в регионе.

На третьем году существования сериал ушел от навязанных ему стереотипов и обрел свое лицо.

События стартуют полгода спустя после открытия казино. Дела у Бёрдов идут в гору, но обстановка по-прежнему напряженная. Федералы пристально следят за бизнесом и продолжают копать под Марти. Ему и без того есть о чем волноваться: Вэнди углубилась в политику и теперь хочет больше денег и власти. Если раньше бизнес для нее был способом расплатиться по долгам с наркокартелем и обезопасить семью, то сейчас он превратился в инструмент для воплощения неуемных амбиций. Марти больше не может доверять жене и это становится проблемой. Там где Вэнди видит возможности для наращивания ресурсов и влияния, ее супруг печется о возможных рисках. На то есть веские причины, поскольку между наркобаронами идет кровопролитная война, в которой картель Наварро сдает позиции.

Катализатором становится приезд в Озарк родного брата Вэнди — Бена (Том Пелфри). Он проблемный парень и знакомство с ним сразу даёт понять, что ничего хорошего ждать не стоит. Актерский перфоманс Тома Пелфри впечатлил меня. Он играет сломленного человека с глубокими внутренними противоречиями, которые сдерживает из последних сил — бомба замедленного действия, механизм с отложенным запуском.

Персонаж стал своеобразным тузом в рукаве сценаристов, третьей стороной и чеховским ружьем. На первый взгляд он может показаться простой функцией в структуре повествования, но к финалу сезона раскрывается. Благодаря ему я по-новому взглянул на Марти, на Вэнди и на Рут Лэнгмор. Последняя стала правой рукой Марти в управлении бизнесом, но до третьего сезона она оставалась для меня непонятной.

Холодная война семьи Берд держит в напряжении. Шоураннеры одной сценой идеально описали всю бедственность положения. Марти и Вэнди ходят к психологу на совместную терапию, при этом каждый втайне от другого приплачивает специалисту, чтобы та встала на его/ее сторону. На мой взгляд это лучшее решений из тысячи возможных: обстоятельства сдерживают и давят на героев не только извне (картель, ФБР и конкуренты), но и обременяют их личным противостоянием. Третий сезон “Озарк” поменял правила игры. Семья, которая по всем канонам драматургии должна быть безопасной зоной и последним пристанищем, перестаёт быть таковой и становится источником повышенной опасности.

Новые эпизоды показывают все торжество лицемерия и неопределенности. Власть и деньги сильно меняют людей — Вэнди Берд яркий тому пример. Герои переживают глубокий кризис отношений, подкрепленный негативными событиями внешнего мира и это делает историю “Озарка” не просто криминальной драмой о взлетах и падениях одной семьи, но нечто более личное. Кроме этого шоу держит высокую динамику — каждая серия заканчивается клиффхенгером, наполнена событиями и смотрится на порядок бодрее, чем в прошлогодние эпизоды.

С технической точки зрения третий сезон “Озарк” также вышел на новый уровень и дополняет сильную драматургию. В амплуа снова во всей красе показал себя Джейсон Бейтман и вместе с именитым и опытным Аликом Сахаровым они сделали новые эпизоды эстетически красивыми — ракурсы, приемы и механики лишний раз подчеркивают сюжетное содержание шоу.

На одном из ключевых постеров третьего сезона изображен Марти Берд, стоящий на коленях в подвале со связанными руками. На нем также красуется надпись They are all in. Этот арт лучше других отражает общую суть новых эпизодов — главный герой поставил на карту все и теперь находится в плену обстоятельств. В третьем сезоне “Озарк” перерос навешанные на него ярлыки преемника “Во все тяжкие”, перепрыгнул через скучноватые истории о финансовых схемах и неожиданно превратился в драму о кризисе личности и семьи.

Можем ли мы желать большего? Пожалуй, да — чтобы в следующем году сериал смог перерасти сам себя и четвертый сезон выдержал испытание третьим.