Разрабы

Трудно быть богом

У режиссера и сценариста Алекса Гарленда уникальный путь в кино. Его работы легко узнаваемы по характерным темам, по стилистике и смыслу, который он старается раскрыть. После прорывных “Из машины” и “Аннигиляции” он выступил шоураннером сериала “Разрабы” на телеканале FX, выступив сценаристом и режиссером. Результатом стала почти философская притча, декорациями для которой стал реалистичный мир IT-разработки Кремниевой долины.

В названии шоу лежит загадочная команда разработки, о деятельности которой мало кто знает.

Сюжет начинается со смерти разработчика Сергея. Его подруга Лили заподозрила, что в этом виновата компания “Амайа”, в которой они работают. Завязка довольна банальная, но она запускает глубокий сюжет, в котором пересекаются темы религии, разработки, поиска внутреннего я, утраты, промышленного шпионажа, национальной безопасности и “Матрицы”. Гарленд со свойственным ему режиссерским стилем ловко лавирует между этими темами, уделяя равное внимание и прорабатывая каждую из них.

Режиссер не играет со зрителем полунамеками, не заигрывает секретами и не отправляет в параллельные реальности. Представляемый им мир вполне реален, что проявляется в окружении и словах персонажей. Особенно мне запомнилась фраза: “Инстаграм стыдит вас, а в твиттере вас унижают”. Если задуматься, так оно и происходит ежедневно, никакого лукавства.

“Разрабы” — это фантастика лишь в одной плоскости, околорелигиозной. В остальном, на месте “Амайи” можно легко представить Apple, Amazon, “Яндекс”, или любую большую IT-компанию из Кремниевой долины, с большими проектами внутри, засекреченной разработкой и высококлассными специалистами со всего мира. Разве что большая кукла посреди парка на офисной территории говорит о том, что все это немного сюрреалистично. В остальном, мир “Разрабов” - это большая проекция нашего мира.

То же самое касается персонажей: они естественны, неидеальны, их нельзя отнести к откровенным “хорошим” или “плохим”. У каждого есть свои мотивы, каждый делает что-то хорошее и не гнушается плохим, если может получить от этого выгоду. Соноя Мидзуно с каждой новой ролью у Гарленда выглядит все эффектнее и ярче. В "Разрабах" у ее Лили понятные стремления, четкая цель. Она не бросается из стороны в сторону, методично идет вперед, к правде, а в финале удивляет своими действиями и рушит все прогнозы, логичным образом завершая сериал. Такое противоречие не выглядит странным — как раз наоборот, финал не слит.

Ник Офферман представлен технологическим гением Форестом, идущим за своей мечтой и готовый ради нее на все. В первых эпизодах он кажется фанатиком, движимым идеей сделать настоящий прорыв в области разработки, но со временем его мотивы становятся более прозрачными, понятными, они вызывают совсем другие эмоции. С одной стороны, он выступает неким антагонистом сериала, но считать его таковым не получается. В какой-то момент я даже проникся его позицией и понял его цель. Она эгоистичная, но достойная и имеющая право на существование. Его персонажу сопереживаешь не меньше чем главной героине.

Единственный действительно плохой парень — Кентон, руководитель службы безопасности “Амайи”. Это форменный ручной пес, который действует на свое усмотрение и делает все, чтобы избежать ненужных утечек и сохранить тайну компании.

Также стоит выделить певицу Кэйли Спэни, которая сыграла молодого парня по имени Линдон. У персонажа не самая широкая роль, но она довольно эмоциональная и яркая. Ну и гендерное превращение смотрится отлично.

И все же больше всего цепляют не персонажи и образы, а идеи, которые Гарленд заложил. Вот основные:

  • Теория мультивселенных. Наша реальность не единственная, а каждую секунду где-то в параллели происходит что-то отличающее от нашего действия “на пару сантиметров”.
  • Теория что мы живем в симуляции. Коэн писал о ней не так давно, и Гарленд визуализировал это блестящим образом. Он просто показал то, о чем другие пишут трактаты. Вот только после просмотра вы задумаетесь — живой ли Вы или часть симуляции?
  • Теория того, что выбор, который мы делаем, принадлежит не нам. Вы уверены, что читаете этот текст, потому что действительно этого хотите? Что если так предначертано и просто следуете алгоритму?

Гарленд не проходит касательно по каждой из этих тем. На протяжении нескольких эпизодов он аккуратно намекает на них, встраивает их в сюжет и диалоги, а потому раскрывает перед зрителем в полной манере. Вот только режиссер не навязывает свое мнение, оставляя зрителю пространство для собственных размышлений и мнения. С помощью художественных приемов он задает важный философский вопрос, и ждет, что каждый сам на него ответит с учетом изложенного выше.

Ну а в финале происходит аннигиляция из машины.

Да-да, “Разрабы” — это логичное продолжение идей, которые были в предыдущих работах Алекса. В этот раз режиссер доводит все до конца, закрывая своеобразную научно-фантастическую трилогию, в центре которого стоит человек и превращение.

Восемь эпизодов “Разрабов” выходили еженедельно, но я “проглотил” шоу в один присест. Оно интригует, завораживает, его хочется разбивать на скриншоты и цитаты. Шоу заходит на территорию “Матрицы” и “Тринадцатого этажа” намного глубже, чем сделали авторы этих картин. При этом тут нет повторения, Гарленд продолжает идти своей дорогой, выдавая мощные сюжеты с важными мотивами. Возможно, вместе с Фиби Уоллер-Бридж его можно считать одним из самых ярких и оригинальных творцов на ТВ.

Главное, что есть в “Разрабах” — это баланс между персонажами, историей и тем, что спрятано в диалогах и картинках. Упакуйте это все в отличную операторскую работу, богатые диалоги и шикарные режиссерские решения, и вы получите новую прекрасную работу Алекса Гарленда.

Последние статьи

23 Комментария

  • nigmatic
    Комментарий скрыт. Показать

    Отлично, посмотрю. Как я понял это не многосезонный сер и можно не переживать, что потом придется ждать год новых серий?)

    0
  • Mark_Anthony
    Комментарий скрыт. Показать

    Нравился сериал, но сама концовка не зашла :(

    1
  • Galactrix
    Комментарий скрыт. Показать

    Заинтригован. Нужно обязательно посмотреть.

    0
  • Nurtolus
    Комментарий скрыт. Показать

    Отличный сериал. Надеюсь продолжения не будет. Замечательная мысль, замечательная концовка.. Очень понравился. Чем-то напомнило атмосферу "Соляриса" Тарковского.... да, я знаю, что они о разном, но и очень похожи по духу, ощущению одиночества и тоски по тому, что не вернуть.

    1
  • Vik
    Комментарий скрыт. Показать

    Теория того, что выбор, который мы делаем, принадлежит не нам. Вы уверены, что читаете этот текст, потому что действительно этого хотите? Что если так предначертано и просто следуете алгоритму?

    Немного начинает надоедать вся эта возня с пугалками - "не тот выбор", "ИИ всех убъёт" и т.д.. Не убъёт и выбираем мы всё сами, ибо живём в мире причинно-следственных связей между событиями, следующими друг за другом. А не из ниоткуда вдруг.
    Вопрос же "виртуальности" нашего "человеческого" мира был решён ещё 1000 лет назад (примерно), когда йогачары выиграли древний многовековой спор с другими буддистами и религиями о существовании вселенной только в нашем сознании. В том смысле, что доказать есть ли ещё что то кроме нашего сознания - невозможно.

    0
    • CohenCohen
      Комментарий скрыт. Показать

      @Vik,

      В том смысле, что доказать есть ли ещё что то кроме нашего сознания - невозможно.

      А что... если наше сознание — это тоже симуляция ))

      1
    • Vik
      Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen, Эта умственная конструкция является уже лишней. Как "масло масленое". Грубо говоря, весь мир только в нашей башке. Симуляция ли это - это просто ещё одна мысль в этой башке. :)

      2
    • Galactrix
      Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen, Что меняется то? Как жил, так и будешь жить. Суперспособностей от этого не появится :)

      0
  • artman
    Комментарий скрыт. Показать

    Странный сериал, постараюсь без спойлеров...
    Правительство знает про проект "разрабы”, но типа не знают его ключевую особенность и верят на слово Форесту. Ну да, ну да... В итоге, они будут помогать поддерживать эту "виртуальную (альтернативную) реальность для парочки людей" вместо того, что бы использовать беспрецедентный потенциал этого проекта. Ну и вопрос вычислительной мощности, на сколько она должна быть огромна, что бы обрабатывать такой колоссальный поток данных... "квантовый компьютер" жи, остальное допридумывает зритель сам :)

    0
  • artman
    Комментарий скрыт. Показать

    Кстати, автор рецензии ни слова не сказал об актерской игре Элисон Пилл... И теперь задаюсь вопросом, а смотрел ли он сериал?

    -1
    • ILYA
      Комментарий скрыт. Показать

      @artman, Единственный момент, когда я могу ее выделить - диалог с Линдон на дамбе. В остальном она слишком холодная и отталкивающая

      2
    • Aventar
      Комментарий скрыт. Показать

      @ILYA, В целом это и понятно, она жила так, зная, что будет в дальнейшем и смирилась с этим.

      0
  • artman
    Комментарий скрыт. Показать

    @ILYA, роль такая вообще то :)

    1
    • ILYA
      Комментарий скрыт. Показать

      @artman, я в курсе, но ей даже в сцене с училкой не добавили экспрессии. Плюс она меня еще со "Скотта" вымораживает, а в "Пикаре" только добавил негатива

      2
    • Комментарий скрыт. Показать

      @artman, она и в "Пикаре" играет то же самое, вплоть до странного убийства, которое ей почему-то сходит с рук. Так же неубедительно.

      0
  • Br1ella
    Комментарий скрыт. Показать

    Мне в целом зашло, но концовка слабая.

    1
  • Комментарий скрыт. Показать

    В целом сериал понравился, и стиль Гарленда узнается, и музыкальное оформление хорошее, и сценарий неплох. Но местами шоу раздражает: многие диалоги - говно, а персонажи скучны и однообразны (потому что половина актеров - говно). Концовка - норм, но вот развязку ей предшествующую можно было бы снять качественней.

    -2
  • Комментарий скрыт. Показать

    Увы,но финал как раз таки слит,а,Гарленд не смог раскрыть ни одну тему до конца,а уж идею с цифровым бессмертием и не являемся ли мы частью матрицы он вообще представил максимально топорно,да еще и в самом финале.Итого шоу вроде о многом,но в то же время ни о чем.Шикарная,атмосферная и безумно интригующая завязка и плоский,фентезийный хэппи енд в финале.Шоу безусловно авторское,о многом заставляет задуматься,но глубины ему не хватает.При этом на месте прекрасная аудиовизуальная часть,хорошие актерские работы.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Кэйли Спэни наиграла на Эмми. И дело не в андрогинности, не в трюке, а именно в очень хорошей игре.

    Сериал разочаровал. Я не понимаю мотивов героев. Вы меня извините конечно, но в постироничном The OA больше человечности и смысла, чем в Devs. Хотя там стебались над ньюэйджерским гуманистическим пафосом, а тут чуть ли не проповедь.

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.