Краткий анализ зла — характеристики самых интересных антагонистов

Краткий анализ зла — характеристики самых интересных антагонистов

Зло — понятие относительное, которое не существует вне контекста. Как в старой поговорке: Что норма для паука, то хаос для мухи.

Понимание разницы, а также возможность взглянуть на паука с его стороны — это ключ к поиску самого интересного злодея игровой индустрии за последние тридцать лет.

Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть в плеере ниже или на этой страничке.

По словам Джона Эбенгера — одного из разработчиков Mass Effect, подавляющее большинство геймеров проходили первую часть космооперы за добряка. Несмотря на множество непростых моральных решений, мы предпочли безопасный путь. Что вполне закономерно. Едва ли кто-то хотел попасть в историю галактики в качестве психопата, расстреливающего мирное население.

Последующие игры серии Mass Effect, и в целом ролевые проекты классической BioWare не стеснялись бросать вызов совести и морали. Такие маневры добавляли подоплеку истории, миру и развитию персонажа. Однако главный герой никогда не подавался с позиции истинного зла — в лучшем случае, он был его инструментом. Подобно тому, как это изобразили в Tyranny, где нас сделали подручным на стороне деспота.

Мы тысячу раз видели подобное двухмерное зло, за редким исключением забираясь в его шкуру. Это чудовищная сила в Пятом Элементе. Жнецы с кампанией против биологической жизни и хаоса в Mass Effect. Даже в оригинальной Half-Life зло не отличалось большой креативностью.

Впрочем, чтобы найти по-настоящему интересное и запоминающееся зло ходить далеко не требуется. Достаточно взглянуть на список ключевых характеристик и примерить их к знакомым персонажам.

#1 Начнем с того, что злодей, который захватит сердца, должен быть убежден, что он на стороне добра. И то и другое — крайности ограниченной системы морали, так что в качестве компромисса скажем, что злодей не должен считать себя злодеем в банальном значении слова.

#2 Интересный злодей не может быть обычным разбойником с большой дороги. Промышлять бандитизмом это безусловно плохо, только разбираться с ними должны представители закона, а не воображаемый герой.

#3 Действительно харизматичный злодей украшает своим присутствием любую сцену. Нам должно нравиться, когда он появляется на экране. Он или она вызывают восхищение окружающих. Возможно и любовь.

#4 Злодей с большой буквы хитер, сообразителен и успешен настолько, что его соперники нехотя проявляют к нему уважение. Такой злодей не может быть дураком или мямлей. Впрочем, это не значит, что он обладает даром всеведения.

#5 У интересного злодея присутствует множество характеристик, соответствующих герою. Более того, такой злодей когда-то сам мог быть героем. Может быть в его истории произошло кризисное событие, направив его по пути достижения собственных целей.

#6 Но какой бы ни была предыстория, злодей не обязательно совершает зло. Или те действия, которые в рамках традиционной морали воспринимаются такими. Иначе, каждый из нас играл за злодеев и совершал ужасные преступления. Злодей может проявлять благодетель и даже помогать нуждающимся.

#7 Однако когда ситуация требует принимать меры, продуманный злодей способен отстраниться от эмоций и проявить безжалостность. Двигаясь к своему алтарю он не остановится, потому что моральная дилемма вызывает у него замешательство.

#8 В случае надобности, злодей способен убедить не только других в правильности решений, но и самого себя. Его подчиненные не должны видеть колебаний или сомнений перед трудным выбором.

#9 Только так настоящий злодей способен удержать власть над миньонами. Страх, может быть и работает в краткосрочной перспективе, но сложно ожидать эффективности от подчиненных, которые дрожат и замирают при виде своего босса. Особенно если он дышит через маску, а будучи в плохом настроении может удушить или свернуть голову.

#10 Подобная дальновидность означает, что наш злодей осознает свои ошибки. Правда, только на поверхностном уровне. Ошибки самого интересного злодея неочевидны. Это уязвимости, которые можно увидеть находясь лишь за пределами супер-секретной базы, расположенной в жерле вулкана, на космической станции или под водой.

Кто соответствует если не всем, то большей части этих критериев? Может быть это Альберт Вескер из серии Resident Evil? Он определенно харизматичен, многогранен, умен и дальновиден.

Или предпочтение стоит отдать искусственному интеллекту ГЛАДОС из Portal. Если она и не на вершине списка, то без сомнения заслужила корону сарказма. Не менее очарователен старина Ваас из Far Cry 3, но сложно представить его за пределами тропического рая, окруженного головорезами и пиратами. Также стоит отметить Красавчика Джека из Borderlands и ШОДАН из System Shock.

Нет сомнения, что игровая индустрия подарила нам злодеев, сопротивление которым стоило всех лишений, трудностей и вызовов.

Но среди всех этих персонажей особенно выделяется Эндрю Райан из первой части BioShock. Хотя формулу использовали и для Комстока в третей игре серии, но только у него достаточно характеристик, которые делают его по-настоящему уникальным среди себе подобных.

Основатель подводного города вызывал страх наравне с уважением. Он не просто обещал триумф своего гения, но реализовал амбиции, пусть и ценой невинных жизней. Райан стремился к большему, к чему-то опасному и в чем-то сумасшедшему. К сожалению для него, эта жажда оказалась капканом.

Разносторонний, заслуженно самоуверенный, учтивый и невероятно упрямый. Столь комплексных персонажей игры, сериалы и фильмы рождают не часто.

Его философия, манеры, идеи и планы могут послужить неплохим руководством для тех, кто задумается о создании правильной Империи Зла.

На фоне существования Эндрю Райана становится очевидно, насколько редко сценаристы берутся за развитие антагонистов, отдавая предпочтение примитивному Злу.

Может быть, дело в необходимости четкого разделение между протагонистом и антагонистом. Или все сводится к трудности реализации качественного зла. Не в каждой игре есть возможность раскрывать злодея так, как это получилось у Кена Левина.

Независимо от причин, мы заслуживаем достойных противников, способных поставить под вопрос наши собственные действия. Персонажей, выходящих за рамки типичного понимания, что есть хорошо и плохо. Антагонистов, которые заставляют усомниться в персональной морали и философии.

Если игры — это одна из самых продвинутых форм искусства, то на разработчиках лежит ответственность по развитию этических тем, не ограниченных банальным дуализмом добра и зла.

Иллюстрации в тексте: Alena AenamiHelena NikulinaTiberius VirisMarkus Erdt

28 Комментариев

  • MMMinor
    Комментарий скрыт. Показать

    Статью прочитаю позже. Возникло просто желание написать следующее:

    Лучшие злодеи - это положительные персонажи, которые по тем или иным (а еще чаще - всего одной) причинам становятся по другую сторону баррикад. Один из популярных примеров - Тони Старк в триквеле Капитана. Разве Тони плохой? нет. Но если смотреть с точки зрения роджерса, то он поступает неправильно и его нужно остановить.

    На моей памяти один из лучших (если не самый) злодеев в кинокомиксах - Зод из Человека из Стали Снайдера. Тут огромная заслуга Майкла Шеннона и то что его персонаж хорошо прописан. Ты отлично понимаешь его мотивацию и даже сопереживаешь ему. А концовка фильма, когда Суперу приходится... ну если видели, то понимаете. Вот это отличный пример столкновения "хорошего" и "плохого" парней, когда ты не хочешь проигрыша не одного из них. Просто столкновение интересов. Просто так вышло.

    Спасибо за внимание.

    6
    • Комментарий скрыт. Показать

      @MMMinor,

      Лучшие злодеи - это положительные персонажи, которые по тем или иным (а еще чаще - всего одной) причинам становятся по другую сторону баррикад.

      так они не злодеи, это - другое мнение или иная сторона добра. Мотивы персонажей не злые, они аналогичные с условным Роджерсом, просто предполагают другой путь к цели.

      2
    • MMMinor
      Комментарий скрыт. Показать

      @Funnybone, я не знаю подходит ли сюда понятие "серая мораль", но звучит так что да. Разве Зод - положительный персонаж? Он же хочет уничтожить население целой планеты ради спасения своей расы. Вопрос двоякий. Хз на самом деле, злодей он или нет.)

      2
    • Комментарий скрыт. Показать

      @MMMinor, точно так же как и Танос, цели его неплохие, но вот решение - проблемное.
      Злодеями они являются из-за радикал ных мер, с помощью которых идут к своим целям.

      0
    • Комментарий скрыт. Показать

      @MMMinor, можно сказать, что и Кэп - злодей. Ведь ЖЧ продвигает идею структурирования этого хаотичного добра, которые несут Мстители, и от которого страдают люди. В Противостоянии Кэп из законопослушного-доброго стал хаотично-добрым, а ЖЧ как раз таки стал законопослушным добрым) А Кэп решил, что он - прокурор, судья и палач в одном лице.

      2
    • Lemartes
      Комментарий скрыт. Показать

      @MMMinor, с точки зрения жителей уничтожаемой планеты - нет, конечно, не положительный. А вот с точки зрения его собственной расы - а почему нет? И вот мы возвращаемся к относительности понятий "добро" и "зло".

      1
    • DoNotBeMindless
      Комментарий скрыт. Показать

      @Funnybone, но ведь радикальность относительна: скольких потенциальных криптонцев Супермен погубил, не дав им появиться? Ведь по сути что там, что там будут миллиарды живых людей, имеющих права на жизнь. И те, и те не могут существовать одновременно. Не дать появиться одним по сути и есть лишить их жизни

      Это такой тонкий и щепетильный момент: можно Бэтмена и Человека-Паука назвать злодеями. Если представить ситуацию, в которой Бэтмен бьет Джокера, и перед Бэтменом встаёт выбор: ударить его ещё раз, стать убийцей, но спасти всех будущих жертв Джокера от мучительных смертей, или не становиться убийцей и допустить это. Или Паук, который сажает в тюрьму Фиска, контролирующего преступность в Нью-Йорке; этим действием он убирает преступный авторитет, освобождает место, порождая криминальную войну и много-много жертв

      Балдур из GoW был отличным антагонистом, Мр. Фриз тоже отличный злодей, Джек из Повелителя Мух и тд. Эндрю Райан да, как и Датч из RDR или David из TLoU

      1
    • Elcor
      Комментарий скрыт. Показать

      @Funnybone, вопрос же относительный. Зла и добро это понятие растяжимое и очень субъективное, навязанное обществом.
      @Cohen, статья и видео крутые, прям реально интересно было, но наверное сложилось мнение что тут должно быть не описание лучшего злодея, а описание лучшего антагониста, потому как уже сказал выше - зло понятие очень субъективное и как говорилось в видео, важной чертой "злодея" является полное непонимание того что он твори зло.

      0
    • CohenCohen
      Комментарий скрыт. Показать

      @Elcor, в данном случае использовал их как синонимы, чтобы не повторяться через предложение

      0
  • nigmatic
    Комментарий скрыт. Показать

    Камсток один из моих любимейших антагонистов, круто что он по сути главный герой и злодей игры, необычный подход. Весь этот запутанный сюжет инфинит напоминает фильм "петля времени" и его то я как раз и пересмотрю на днях :)

    Райан из биошока это аналог Джона Голта?

    1
  • GroMoGlas
    Комментарий скрыт. Показать

    Между прочим, теория о Джа-джа Бинксе была, как это часто бывает в фанатских кругах, лучше самих сценаристов.

    4
    • Комментарий скрыт. Показать

      @GroMoGlas, так вроде и не теория, Лукас же говорил что ему пришлось отступиться из-за давления от своих планов по поводу него

      0
    • dimidrum
      Комментарий скрыт. Показать

      @FireMixRU, он говорил, что хотел больше рассказать о Джа-Джа как о политике, и что он был очень успешен в этой области. Но про Бинкса ситха это уже чисто фанаты придумали ) Как минимум я не слышал, чтобы Лукас хоть как-то об этом заикался.

      0
    • GroMoGlas
      Комментарий скрыт. Показать

      @dimidrum, внес ясность, спасибо))

      0
  • Комментарий скрыт. Показать

    За Shodan плюс автору.
    ИИ который в какой то мере контролирует корабль на котором находится гг. По сути она и есть корабль, а мы как блоха в шерсти - Шодан часто называет гг "insect", и постоянно нагнетает обстановку своим появлением. В замкнутом пространстве да еще и давит психологически. Она понимает что гг послан по ее душу корпорацией не с проста, корпорацией которая хочет исправить ошибку, и борется за свое выживание на протяжении двух частей. В конце первой части, после отсоединения от корабля, она училась, анализировала, развивалась. Сигнал бедствия и все по новой. Но в конце второй, изуча биосинтез, ей удается войти в симбиоз с живым человеком - на этот раз она оказалась на шаг впереди.
    После победы над Шодан нам показывают финальную заставку что гг проиграл - зло оказалось хитрее, оно всегда хитрее. Та парочка чьи письма мы находили в итоге выжила, но мужику не повезло - Шодан обзавелась телом, и теперь является не просто программой в железе. Ждем третью часть :)

    Если сравнивать с фильмами, то это как смесь х. ф. " Чужой", "Бегущий по лезвию", "Куб", и наверное первый "Обитель зла".

    1
  • Flame225
    Комментарий скрыт. Показать

    Злодей не обязательно должен думать, что он на стороне "добра". Достаточно дать ему такую мотивацию, которая была бы подкреплена какими-то идеями, преследующими конкретные цели, при чём достижимые. У злодея должна быть своя собственная философия, со своими преимуществами (по сравнению с героем) и с недостатками (которые не приемлет общественно-моральная норма, но которые злодей пытается преодолеть). В кино и популярной культуре примеров масса, начиная от Джокера и заканчивая Ганнибалом Лектером.

    Ещё градус интереса можно поднять, если злодей будет страшным. Но не пугать, как монстр, а вселять ужас посредством персонификации каких-либо страхов, сопутствующих человеку на протяжении всей его истории существования. Страх смерти, страх потерять смысл жизни, страх бесконечного одиночества, страх невозможности познать космос и так далее. В общем нечто, что представляет хтонический интерес. Но важно не делать такое зло непостижимым, иначе вся человечность, так важная для ассоциации, исчезнет.

    1
  • Комментарий скрыт. Показать

    Аарон Кинер - подходит под эти требования.
    и судя по телефонным разговорам/записям - Кинер чтото готовил ( не только то чем кончился сюжет длса "Воители NY"), и думаю нам это еще аукнется.

    п.с. самый сильный и главный злодей Это - игрок - так как он играет с точки зрения своей морали. Во многих играх - действия игрока можно трактовать как зло - потому что "мы добрые" это решил только игрок, игрок несет геноцид, свергает законную власть, убивает без суда и следствия... при этом всем имеет сомнительные мотивы... помоему это идеальный злодей без четко проработанного плана. .. ведь очень часто разница между добром и злом это всего лишь точка зрения(угол обзора) и то что добро одного является злом иному.

    0
  • Lator
    Комментарий скрыт. Показать

    Однако главный герой никогда не подавался с позиции истинного зла — в лучшем случае, он был его инструментом.

    KOTOR, Прохождение за темную сторону - вполне полноценное и самостоятельное зло.

    0
  • Anabis
    Комментарий скрыт. Показать

    Читал пункты 1-10 подставлял под эти описания некоторых действующих глав государств, как-то уж очень сильно сходится. Пойду посплю, а то мерещиться всякое =)

    1
    • DiT
      Комментарий скрыт. Показать

      @Anabis, тоже часто задумываюсь о том, что не могут люди на таких постах такое вытворять, осознавая какой ужас они делают. Они наверняка верят, что делают или стремятся к какому-то лишь им ведомому высшему благу

      0
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Anabis, @DiT, упускаете из виду один нюанс - что наблюдающий знает только то что видит. участвующий то что делает. а моделирующий - смоделировал и дирижирует. и Это три разные точки виденья одной и той же ситуации. и у каждого свои мотивы и выводы на основе того что ОН знает.
      я никого не оправдываю - просто говорю что чем меньше знаешь тем легче ошибаться в выводах.

      0
  • Scotina
    Комментарий скрыт. Показать

    Антагонисты должны быть разные и разноплановые, каждый для своей ситуации.
    В одной ситуации круто будет смотреться Вейдер и Полковник, в Другой Призрак или Сарен, в третьей Джофри, Тайвин Рамси или Король ночи.
    А в четвертой будут отменно смотреть клоуны из "Один дома" .

    0
  • Hungry_for_blood
    Комментарий скрыт. Показать

    Мистер Хаус - Хоть он и не злодей а скажем так заботиться в основ о себе (или о том что осталось ) , но персонаж довольно интересный

    0
  • Sinkler
    Комментарий скрыт. Показать

    #3 Действительно харизматичный злодей украшает своим присутствием любую сцену. Нам должно нравиться, когда он появляется на экране. Он или она вызывают восхищение окружающих. Возможно и любовь.

    Собственно прошу любить и жаловать Альфред Бестер пси коп П-12, просто ярчайший пример локального зла.

    А если рассматривать глобально, то это безусловно Тени да и Ворлон то же в определенном смысле, так же является злом , это две стороны одной медали, которые хотят контролировать младшие расы, через Хаос и Порядок соответственно.

    Для тех кто не в курсе речь о шедевре Вавилон 5.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Мне интересно инфернальное зло. Непобедимая и нездешняя сила, стоящая за антигероем. Можно лишь разорвать связь с ней, но не устранить ее саму. (Саурон, Палпатин)
    Красивый мифологический ход, когда чемпион становится "драконом" (и охраняет какой-то рубеж).

    В западной культуре такие сюжеты пишутся буквально (Сердце ангела, Адвокат дьявола, Твин Пикс). Но гораздо интереснее новая мифология, теории заговора - поэтическое оправдание коррупции.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Незнаю как у всех но для меня хороши только три злодея : Ваас из Фаркрая 3 , Менгск из Старкрафта 2 и Кейн из Command and Conguer

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.