Кома

Новое лицо российской фантастики?

kartosh

Вспышка света, глухой звук удара, темнота. Мужчина просыпается в странной квартире, выбегает на улицу и видит, как прямо посреди дороги зияет пропасть, а внутри у нее небоскреб — торчит из ниоткуда вверх-тормашками. Кажется, мы все это уже видели у Кристофера Нолана, но не спешите уходить из кинозала. Фантастический фильм “Кома” — продюсерский проект Сарика Андреасяна и режиссерский дебют Никиты Аргунова. Создатели блокбастера умело копируют проверенные Голливудом фишки и честно пытаются внести толику оригинальности, переиначивая и добавляя от себя.

Получается неплохо и поэтому стоит дать шанс.

В этом странном месте (по факту в коме) проснулся главный герой. Он не помнит своего имени, но его назовут Архитектором (Риналь Мухаметов), соответственно профессии. Очень скоро он встречает Жнецов — местных чудовищ, рождённых в агонии умирающего мозга. Любой, кто попадёт им в лапы, погибнет и станет одним из них. В последний момент Архитектора спасают другие обитатели этого мира, такие же коматозники. Персонажи достаточно колоритные и запоминающиеся: Флай (Любовь Аксенова) — лечит раны касанием руки, Фантом (Антон Пампушный) — неуравновешенный и жестокий солдат. Вместе с ними чуть менее важные, но примечательные люди. Например, руководит всей тусовкой Ян (Константин Лавроненко), он уже однажды выходил из комы; девушка Спирит (Полина Кузьминская) чувствует Жнецов на расстоянии, а интеллигентный Астроном (Милош Бикович) кое-как ориентируется на местности.

Группа занята поисками припасов для всех остальных коматозников, тех, кто лишён способностей. Люди в зтом фильме застряли между жизнью и смертью, а все, что из окружает, это несвязанные между собой отрывки из воспоминаний всех, кто когда-либо попадал в своеобразный лимб.

На первый взгляд, эта идея насквозь вторична, но для российского кинематографа исполнена на очень высоком уровне. Первым делом в глаза бросаются красивые локации, хорошая отрисовка и графика. Еще я обратил внимание на попытку сценаристов размыть идею Нолана в множестве деталей и заимствований из других источников. Внимательный зритель разглядит здесь реверансы в сторону подростковой фантастики («Голодные игры”, ”Бегущий в лабиринте”) и некоторый уклон в сторону фэнтези. По ходу пьесы сценарий осторожно объясняет кто, как и почему оказался в причудливом мире, однако целиком раскрыть его и понять, как именно он работает, не хватило хронометража.

Основной конфликт строится на попытке героев вспомнить кто они такие и спастись от вездесущих Жнецов. Ещё есть не слишком удачная попытка показать любовную линию, но она скорее выполняет функцию катализатора событий, нежели служит полноценной сюжетной веткой. Времени хватило лишь на то, чтобы внятно показать кто есть главный герой, почему он в коме и что будет с ним и группой дальше. Начало хорошее, но если честно, когда видишь в русском кино удачные решения, всегда хочется большего.

Больше пока не выходит, но кое-что важное все-таки получилось. Диалоги. Разговоры между собой у героев незамысловатые, но они разговаривают как живые люди, без переигрывания и пафоса. В тех же “Защитниках” абсурд в диалогах достиг критической точки и это выглядело как насмешка, как сомнение в ментальном здоровье зрителя. К счастью, “Кома” этой участи избежала. Несмотря на нереальность происходящего слова персонажей складываются в реальные предложения, такие, какими говорят вне стен кинотеатра реальные люди. Это подкупает.

Фильм мог бы стать намного лучше, если бы сценаристы дали второстепенным персонажам чуть больше индивидуальности и коротко, но емко объяснили, почему в коме все работает так, а не иначе. Люди там едят, спят, одеваются по погоде. Меня до сих пор мучают вопросы. Где и зачем они берут эту еду? Где берут одежду? Оружие? Странно это говорить, но фантастический фильм слабее всего оказался именно в бытовых вопросах, отчасти потому, что на этих деталях сделан акцент, но без углублений в механику. Для того, чтобы сделать прям совсем хорошо сценарию “Комы” не хватило цепляющих мелочей, вроде волчка, что был у Нолана в “Начале”. В таком ключе это можно сравнить с опытом, когда человек впервые знакомится с RPG-жанром в видеоиграх — ничего не понятно, но очень интересно.

Если отбросить в сторону рутину, “Кома” смотрится как неторопливый фантастический боевик, склеенный из десятка уже известных приёмов. На удивление они хорошо работают на общую идею и в целом фильм оставил после себя приятное впечатление и его не стоит сравнивать с монстром Франкенштейна, которого безумный профессор собирал из всего, что попало под руку. Это полноценный фильм, в котором авторы осторожно черпают вдохновения в множестве других источников, переваривают полученную информацию и пытаются изложить ее по-своему. Кое-что получилось, а кое-что нет.

В финале есть намёк на продолжение и мне кажется, оно может выйти намного важнее дебюта. Все зависит от того, как создатели оригинала распорядятся своими ресурсами, но прямо сейчас “Кома” напоминает такое пыльное зеркало российского кинематографа, вглядываясь в которое кажется, что рожа-то совсем не кривая.