Маяк

Новый фильм Роберта Эггерса

Имя Роберта Эггерса вынесено в заголовок неслучайно. Обычно мы так не делаем, но в случае с новым фильмом начинающего американского постановщика этот шаг имеет смысл. “Маяк” (The Lighthouse) — вторая полнометражная работа автора “Ведьмы” (The VVitch: A New-England Folktale) вновь целиком авторская, насквозь фестивальная, и на неё стоит обратить внимание.

Но понравиться она может далеко не всем.

Картинки по запросу маяк 2019

На небольшом клочке земли в Тихом океане близ штата Мэн стоит маяк. Технической постройкой, которая освещает путь морякам, руководит эксцентричный старик Томас Уэйк (Уиллем Дефо). Ему на подмогу присылают молодого помощника Эфраима Уинслоу (Роберт Паттинсон), и двое мужчин на долгий срок оказываются заперты на островке безумия и одиночества, стесненные крошечным клочком земли.

Камерность и теснота обстановки нарочито подчёркнута старомодным соотношением кадра 4:3. Этот приём Роберт Эггерс использует в сочетании с зернистостью 35-мм пленки и черно-белой палитрой. Картина вышла по-хорошему угнетающая: двое малознакомых мужчин вынуждены находиться друг с другом сутки напролёт практически без возможности остаться наедине и перевести дух. По традиции хорроров, такое не может закончиться хорошо.

Картинки по запросу маяк 2019

Впрочем, назвать ”Маяк” хоррором язык не поворачивается. Да, повествование строится в неуютной и местами пугающей атмосфере, но характер этой истории (по крайней мере в начале) сугубо бытовой и скорее напоминает производственные романы Артура Хейли, нежели леденящие рассказы Стивена Кинга. Старик в надменной манере поучает молодого помощника и старается всячески его подавить: Уинслоу вынужден заниматься самой грязной и тяжелой работой, пока его ”начальник” расслабленно ”отвечает” за исправность света на верхней площадке маяка.

Эггерс возводит значение света в абсолют и с такой перспективы герой Паттинсона предстает кем-то вроде Прометея, однако по ходу повествования автор, кажется, излишне увлёкся аллюзиями. Вышло странно. Эфраим мастурбирует в подсобке, зажав в руке деревянную фигурку девы, по ночам видит эротические сны с участием русалки, выброшенной на берег. Томас Уэйк упивается своей властью снова и снова, пока не получает отпор. Затем отступает и будни рабочих вязнут в рутине: утром работа, по вечерам алкогольные возлияния, пространные беседы без определенной темы и после — пьяный угар, фантасмагория из песен, танцев и показной маскулинности — бытовуха в фильме переходит в некую абстракцию.

С технической точки зрения ”Маяк” заслуживает отдельной похвалы. Эггерс и его команда приложили немало усилий, чтобы создать аутентичную обстановку. Маяк в фильме настоящий и его построили специально для фильма, снимали при естественном освещении и даже дождь в кадре настоящий.

Картинки по запросу маяк 2019

Сочетание натурализма и хорошей операторской работы дарит картине завидный стиль, в котором даже самые абсурдные и жуткие сцены воспринимаются иначе. В сумраке ветхой хижины сокрыты темные помыслы и гордыня героев, которые столкнулись в условиях болезненной созависимости. Постепенно общая паранойя в кадре нарастает и неизбежность трагедии очевидна. На первый план выходит отличная актерская игра — и Дефо, и Паттинсон как минимум заслужили внимания от наградного сообщества, вся безумная идея происходящего держится на харизме этих двоих.

Внимательный зритель здесь найдёт вдохновение из книг Говарда Лавкрафта, связь с ”Моби Диком” — классикой американской литературы. У себя в голове я постоянно соотносил ”Маяк” с фильмами Ларса фон Триера и Терренса Малика, в них есть схожая меланхолия, абсурдизм и самобытность. В этой картине Эггерс погружает зрителя в тесную и гнетущую атмосферу, где вместе с героями на протяжении двух часов тонешь в духоте и странном чувстве тревоги. Мне кажется, именно эта неуютность отличает работы молодого постановщика от более именитых и опытных коллег.

Картинки по запросу маяк 2019

Фильм меня увлёк, но скорее с точки зрения созерцания, нежели глубиной идеи. С понятностью и точностью у картины есть некоторые проблемы — она попросту размывается в безумии происходящего. В какой-то момент мне надоело искать двойные смыслы и разбираться в морали, которую хотел донести Эггерс. В конечном итоге я остановился на том, что ”Маяк” это такая экстравагантная и параноидальный отрисовка мужских пороков, подавленных желаний и невозможности реализовать себя. Наблюдать за этим достаточно сложно, местами даже больно, но все равно продолжаешь и хочется ещё. Жаль только, что финал у картины получился банальным и предсказуемым. Под конец, если честно, я почувствовал усталость, раздражение, однако это связано исключительно с моими ожиданиями. Кому-то такая тягучесть и общие страдания наверняка придутся по вкусу.

У Эггерса нет ответа на многие из поставленных вопросов и у меня, вероятно, нет однозначной характеристики о том, кому такое кино пришлось бы по душе. Если вы любите фестивальные фильмы, ”Маяк” однозначно для вас. Всем остальным может быть некомфортно, как в хорошем, так и в плохом смысле.

Последние статьи

19 Комментариев

  • Фильм шикарный,игра двух актеров.Уильям Дефо это что-то.

    6
  • Кто ищет, тот всегда маньяк.
    Постановка меня увлекла от начала до конца.

    3
  • Фильм ПУШКА!
    Но "ВЕДЬМА" Роберта Эггерса не зашла ¯_(ツ)_/¯

    1
  • Зеленый Слоник западная версия, а если серьезно, то хороший фильм, атмосферный. Мне зашло, так как я любитель такого визуала как в Носферату 20-х и Вампире 30-х годов и отсылки в фильме понятны почти любому человеку.

    2
  • Фильм отличный! Кадр, звук, цвет, план, ритм. Дефо просто боженька!
    Посмотрел три раза.

    3
  • Да, хороший фильм, но не для всех)

    0
  • Звук Наутофона (Foghorn) просто пробирает до мурашек)

    0
  • Это очень странное кино. Потрясающая игра, шикарная картинка, но блин, на экране ТАКОЕ

    0
  • Там вообще есть пара очень смешных моментов как по мне, с которых я угорал больше чем с полноценных комедий. Вообще во время просмотра трудно оторваться было, прям тонешь в этой атмосфере, а с титрами приходит неприятное ощущение и сидишь такой просто "Что это была за херня?". Но уже неделю ловлю себя на мысли что хочется еще раз пересмотреть и думаю буду пересматривать Маяк еще много раз, хотя бы ради атмосферы и актерской игры.
    Кстати после этого фильма вообще не осталось переживаний за Брюса Уейна в исполнении Паттинсона, даже нереальный интерес как он его покажет.

    1
  • Всё больше фильмов, в которые вложено много сил, но оставляющие после просмотра только вопрос: "А вы что сказать-то хотели?"

    0
  • Среднее кино, игра актеров и кадры крутые, но смотреть все равно скучновато, хотелось бы какой-то более понятный сюжет и что бы ничего додумывать не надо было.

    0
  • Не люблю я путанные фильмы. Посмотрел четырёхминутное толкование концовки - и доволен!

    0
  • Да ладно бы сумбур. Но вот эстетика говна - не мое, извините. Там нет настолько притягательной идеи, чтобы ради нее терпеть всю эту грязь.

    2
  • Ведьма понравилась. Маяк уже скачал, ждет своего часа.
    Уильям Дефо великолепный актер, его харизма это нечто.
    Паттинсон у меня сильно изменил отношение к себе, в последние несколько лет он хорошо для этого старался.
    Уже в предвкушении, что же за эмоции подарит мне этот фильм.

    1
  • Фильм просто аккуеньен

    1
  • Голливудский Зеленый Слоник.

    1
  • Уникальная смесь психологического хоррора и трагикомедии.

    Было очень приятно под конец 2019 года получить такой неожиданный подарок - замечательное кино. Из артхауса, наверное, даже лучший за 2019. "Маяк" смотреть приятно даже в отрыве от эстетики, сюжета, аллюзий и прочего, это редкий фильм, где актёрская игра находится на грани с импровизацией, Паттинсон и Дефо буквально живут в кадре и искренне верят в событийность происходящего. Я готов пересматривать "Маяк" ради конкретных отрывков с игрой актёров, а это очень большая редкость, поскольку мало кто может привлечь пристальное внимание подобным образом. Особо понравились вот эти две сцены: 1) Томас Уэйк стращает Эфраима Уинслоу морским проклятием; 2) здесь просто потрясающая игра Дефо, всё в живую. Давно не ощущал таких нескрываемых эмоций от игры актёров. Будто и нет никакой камеры, которая запечатлела их диалоги и конфликты.

    Сюжет на самом деле не так уж и важен и сложен, как и аллюзии, особо не несёт никакой нагрузки, разве что порой интересно что-то для себя выцеплять. Как уже верно отметили, там понамешали Лавкрафта, древнегреческую мифологию (если в кратце, то это история о том, как Прометей с Протеем аки дед с батей сцепились по пьяни), ветхозаветное наказание за грехи, морские байки. Постмодернистский винегрет.

    Всем советую посмотреть, по возможности в оригинале. "Маяк" уже крутят на больших экранах, так что пойду на него посмотрю как задумано, интересно, будут ли впечатления отличаться. И берегитесь чаек :)

    2
  • Фильм относительно The VVitch не понравился. Если на The VVitch не смотреть, то очень даже круто. Читаются излюбленные фишечки, "минималистичная мифология" и излюбленный символизм связанный с некими тотемным(ми) животным, которые были в Ведьме и которое так же есть в Маяке. Жду его следующую работу про Викингов.

    0
  • зуммеркам не зайдет - они будут ныть мол ыыы раз ч\б значит старперский отстой

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.