Звездные войны: Скайуокер. Восход
Заключительный фильм новой трилогии
В девяти случаях из десяти сказка это хороший способ рассказать историю. В ней обязательно есть главный герой — непременно избранный, наделенный большим талантом или огромной силой. Ему противостоит злодей: чуть карикатурный, но очень могущественный и опасный — никто, кроме отважного богатыря не победит такого. В таком сюжете найдется место верным друзьям и возлюбленной, которые вместе с центральным персонажем будут превозмогать все тяготы и лишения во имя высшей цели.
Это работает почти всегда, но может сыграть злую шутку и при неправильном обращении с чувствительными переменными превратить нарратив в настоящую катастрофу — комичную, абсурдную и нелепую.
Именно это случилось с фильмом Джей Джея Абрамса “Звездные войны: Скайуокер. Восход”. Далее, разумеется, незначительные спойлеры из первых минут фильма.
Заключительная глава новой трилогии застает героев в поисках и метаниях. На первых секундах сценаристы объявляют: “Палпатин жив, Галактика в опасности”. Такой расклад, понятное дело, не устраивает Кайло Рена, который стал верховным лидером Первого Ордена. Через минуту герой Адама Драйвера встречает могущественного старика и тут же меняет свой тон — настоящая угроза для Империи вовсе не вышедший из тени император, а мусорщица Рей, в чьих жилах течет непростая кровь. Теперь джедайка вместе с друзьями должна как можно скорее отыскать планету Эксигол и победить Палпатина, иначе Империя возьмет верх. Все дальнейшие события замыкаются на макгаффине (ценный предмет, им хотят обладать все) — своеобразном артефакте, который поможет отыскать путь на загадочную планету. Приключение начинается.
Здесь “Звездные войны: Скайуокер. Восход” могли бы пойти по стопам Индианы Джонса и выдать динамичный сюжет о гонке со смертью. Отчасти, так и происходит. Режиссер Джей Джей Абрамс регулярно напоминает, что не забыл, как снимать эффектные сцены: космические битвы, схватки на световых мечах, взрывы и чумовые погони. Все это есть и сделано от души, но как только фильм возвращается в повествование, начинаются очень большие проблемы.
Не секрет, что в отношении “Звездных войн” Абрамс очень любит обращаться к ностальгическим чувствам фанатов, но он делает это снова и снова. В седьмом эпизоде такое было простительно и сработало на “ура” — мир соскучился по далекой-далекой Галактике, а потому услышать старую историю на новый лад было не зазорно. В заключительном эпизоде новой трилогии старые темы и подтексты возведены в абсолют и гибнут под собственной тяжестью: сын убивает отца, имперская махина уничтожает планеты, а розовощекий юнец, обремененный могуществом, не знает что с этим делать и мечется как птица в клетке. В такой перспективе все потомки Скайуокеров, Соло и близких им семей выглядят как проклятое племя, что несет на себе тяжкий крест из поколения в поколение. Ожесточенная война двух фракций, бремя Силы, кровная вражда и борьба противоположностей — все это мы видели 40 лет назад. Пожалуйста, хватит.
Пожалуй, единственным нарративным решением стала попытка показать еще больше новых планет и рас, которые там обитают. Например, на одной из планет живет отряд бывших штурмовиков-девушек, таких же перебежчиков, как Финн. Белоснежную броню они поменяли на свободные одежды в духе амазонок и пересели с космических кораблей на лошадок.
Возможно, все было бы куда лучше даже вопреки самоповторам и застреванию в единой сюжетной канве, но ситуация осложняется попыткой постоянно удивлять зрителя. Выходит дешево и сердито: вместо того, чтобы дать развитие характерам героев (Финну и По, например, этого сильно не хватало в первых двух фильмах), авторы зачем-то регулярно сыпят твистами: слабый духом Кайло Рен мечется между светлой и темной стороной, Рей, кажется тоже, и в итоге оба сменяют маски в прыжке несколько раз. Когда крыть становится нечем, из “кустов” выезжает рояль с истинным происхождением мусорщицы, ее предназначением и обязательным превозмоганием на каждом шагу. Все это щедро разбавлено фансервисом. В кадре регулярно появляются “умершие” герои, чтобы с важным видом прочитать нотацию непутевым “детям” и помочь им встать на правильный путь. Плюсом сюда идет намек на романтическую линию между Финном и Рей, ревность со стороны По и как итог — слив этой сюжетной арки в трубу. Извините, но это больше не работает.
При всем этом, провальная сюжетная часть сочетается с бодрым, красивым и по-настоящему масштабным экшеном. Галактика наконец вступила в решающую битву за свободу и туда прибыли кажется все, кто хоть как-то был в состоянии держать в руках штурвал. Герои посещают несколько новых планет, бегают, сражаются и это именно то, чего ждешь от фильма. Финальная схватка заслуживает отдельной похвалы как постановочная сцена, но, к сожалению, все, что происходит вокруг нее, лишает девятый эпизод всякого смысла.
Удался ли грандиозный финал этой саги? Скорее нет, чем да. Связано это в первую очередь с отсутствием новых идей и неправильным использованием старых. В попытке удивить и завлечь зрителя фильм превращается в театр абсурда, цирк с конями (в одной из сцен — буквально), где сюжет драйвят не за счет тонких решений и двойных смыслов, а с помощью регулярного “переобувания в прыжке”. Мне сложно в это поверить и еще сложнее написать, но “Звездные войны: Скайуокер. Восход” больше напоминают дорогой фанфик, нежели достойное завершение великой саги.
Со мной будут спорить и я готов вступить в диалог — проблемы фильма никак не относятся к моим ожиданиям — девятый эпизод проваливается под грузом собственного веса и неспособности рассказать банальную сказку. С этой точки зрения нужно отдать должное Райану Джонсону. Ему хватило смелости вырваться из привычного круга и сделать восьмой эпизод более самобытным, честным и не зацикленном на избитых темах. Многие ругали его за это — теперь получаем.
В правильно выстроенном повествовании герой проходит путь и приходит из точки А в точку Б другим человеком. Что же здесь? Свое путешествие более-менее понятно завершила только Рей. Кайло Рен навсегда остался нервным юношей, действия которого обусловлены необходимостью хоть куда-то сдвинуть развитие персонажа. Финн получил надлом в седьмом эпизоде и с тех пор не продвинулся ни на шаг — его мы будем вспоминать как испуганного штурмовика-дезертира. Лучший пилот галактики По Дамерон так и останется тёмной лошадкой с туманным прошлым. О том, что делал герой Оскара Айзека до событий саги говорят одной фразой. Всего одной. Узнать, что с ними станет после — даже не надейтесь. Я готов простить сценарию чудесные спасения и регулярное избежание неминуемой смерти в последний момент, но когда авторы игнорируют своих героев и здравый смысл — это слишком. На поверку “Звездные войны: Скайуокер. Восход” больше похож на криминальную хронику, где близкие и дальние кровные родственники режут друг друга во имя сомнительных идеалов.
Большинство обещаний киностудии оказались пустышкой, но обиднее всего за небрежное отношение к персонажу Кэри Фишер — ее вычеркивают в середине фильма, как сценарный элемент, выполнивший свою функцию. Ситуация понятна, материала было немного, но так нельзя.
Простите нас, принцесса Лея, вы заслужили большего.
- Disney убрала один из фильмов Star Wars из графика релизов на 2026 год
- Создатель "Банши" напишет сценарий новых "Звездных войн" Шона Леви
- "Аколит" за пять дней посмотрели 11 млн раз