Отцы-герои в кино
Семья и дети — ежедневный подвиг
Каждый год 23 февраля мы воздаем почести тем, кто служил и воевал. Это поступок, требующий времени и сил. Подвиг, достойный уважения. Для многих этот путь сильного и волевого человека продолжается и после службы в армии, после войны — когда мужчина становится отцом. Это труд ничуть не меньший, ведь он предполагает принятие определенных обязательств, ответственность за маленького человека. Становясь отцом ты определяешь, какой будет дорога в жизнь для твоего ребенка. Это очень важно.
В канун 23 февраля мы решили вспомнить, как образ достойного отца отражен в кино и собрали для вас десяток фильмов на эту тему. Каждая из описанных ниже картин представляет разный жанр, но обязательно затрагивает отношения мужчины с детьми.
Жизнь прекрасна (La vita è bella)
Бессмертная работа итальянца Роберто Бениньи напоминает, как важна роль отца-защитника, даже если в силу обстоятельств сделать он может не так уж много. На дворе Вторая мировая война. Мужчина по имени Гвидо вместе с маленьким сыном попадает в концентрационный лагерь. Пытаясь защитить ребенка от ужасов войны и плена, отец объясняет мальчику, что все происходящее вокруг — игра, где победитель получает самый настоящий танк. Надо лишь соблюдать несколько простых правил: не показываться на глаза солдатам, не плакать, не жаловаться и не просить есть. Искренний и пронзительный фильм учит нас, как оставаться достойным человеком и поступать правильно вне зависимости от тяжести обстоятельств.
В основе сюжета фильма лежит биография Рубино Ромео Сальмони — итальянского еврея, узника Освенцима. Свое пребывание в концлагере Сальмони описал в книге “Я победил Гитлера” (Alla fine ho sconfitto Hitler).
В погоне за счастьем (The Pursuit of Happyness)
Как написано в цитате из начала этой статьи, мало стать отцом, гораздо сложнее им оставаться. Главный герой фильма, Крис Гарднер, столкнулся не с войной, но с бедностью и вынужден изо всех сил искать возможности для содержания своего маленького сына Кристофера. Мужчина устраивается на стажировку в брокерскую компанию, но по условиям контракта деньги за работу начнет получать только через полгода. Все это можно было бы назвать типичной голливудской историей, если бы не одно “но” — фильм снят на основе реальных событий.
Сейчас Крис Гарднер — миллионер,чьи лекции послушать приходят сотни человек. В начале пути все было не так. В ранние годы он был бездомным и спал на полу в туалете, однако не отчаялся и нашел в себе силы бороться. Он — хороший пример для подражания.
Мой добрый папа
Отличный пример отцовской заботы в советском кино. Глазами мальчика Пети зритель видит воспоминания о его семье: довоенной жизни в Баку, о сестре, маме и папе. Петр — композитор и дирижёр, всегда учил детей доброму и светлому. Затем случилась война, где мужчина погиб в бою, но воспоминания об отце и его наставления Петя нёс с собой по жизни.
В главных ролях Александр Демьяненко и Людмила Гурченко.
Дорога (The Road)
В романе Кормака Маккарти “Дорога” мужчина ведёт своего сына сквозь выжженные земли в призрачное, но столь необходимое безопасное место. Отец и сын нашли воплощение на большом экране в лице Вигго Мортенсена и Коди Смита. Примечательно, что в фильме и книге у героев нет имён, а в титрах они значатся просто Man и Boy, тем самым обостряя ассоциации зрителя. В фильме герои живут сиюминутной надеждой на лучшее, преодолевают трудности, а отец помогает сыну справиться со страхом, неизвестностью и даже смертью.
В 2007 году Маккарти получил за этот роман Пулитцеровскую премию, которая в моих глазах серьезней, чем тот же Букер.
Заложница (Taken)
Кинематографическое блюдо для тех, кто любит поострее. Отставной офицер ЦРУ Брайан Миллс не из тех, кто задает много вопросов. Когда неизвестные похитили его дочь, он обещал злодеям найти их и убить. Обещание он сдержал — негодяев наказал, дочь защитил.
Папа
Драма Владимира Машкова, снятая по мотивам пьесы Александра Галича “Матросская тишина”. Эта история в некотором смысле отражает извечную проблему о недопонимании отцов и детей. Старик Абрам Шварц гордится сыном, молодым и успешным музыкантом. Юноша наоборот — стыдится отца и всячески его избегает. О проблематике этой картины лучше всего рассказал сам исполнитель главной роли и режиссер Владимир Машков:
История, рассказанная в этом фильме, — древняя вечная история о любви, предательстве и прощении. Эта история заключена в круг жизни, по которому нас ведёт любовь к родителям. Родители — единственные люди на земле, любящие нас бескорыстно, ни за что. Но платить за эту любовь мы не всегда способны. Ошибочно считается, что дети — наше будущее. Это не так. Наше будущее за родителями, потому что мы идем к ним, всех нас ждет один конец, один исход. И от того, насколько близок этот наш путь к родителям, насколько он наполнен искренней любовью, зависят наши отношения с собственными детьми. Дети идут за нами, мы — их будущее.
Папе снова 17 (17 Again)
Хватит грустить, на отношения отцов и детей можно посмотреть с комедийной точки зрения. Что если глава семьи окажется бок о бок со своими детьми в школе? Будет весело! Именно такая история приключилась с героем Зака Эфрона — звезда баскетбольной команды, мечта всех девчонок и лучший друг собственным детям.
“Встречный ветер” (Des vents contraires)
В европейском кино всегда особый шарм и колорит. В этом фильме на вопрос отцовства смотрят через призму горя и утраты. Герой по имени Поль остается отцом одиночкой и борется с печалями, стараясь при этом оставаться опорой и примером для детей. В типичной французской манере мужчину ждет неожиданная встреча. Однако, какие бы испытания судьба не готовила, главными все равно останутся люди.
“Я — Сэм” (I Am Sam)
В этом фильме Джесси Нельсона гениальный Шон Пенн напоминает зрителю, что быть хорошим отцом не талант, но работа. Для тех, кто имеет определенные трудности со здоровьем — испытание. Сорокалетний Сэм Доусон живет с интеллектом семилетнего дитя и факт наличия у него ребенка, скорее, случайность. Вопреки многочисленным проблемам мужчина пытается быть папой для маленькой девочки, хоть и сам недалек от нее по уровню развития. “Я — Сэм” — трогательная и сильная история, в которой за необычной формой можно найти богатое содержание.
“Красивый мальчик” (Beautiful Boy)
Внештатный американский журналист Дэвид Шефф написал книгу о борьбе своего сына Ника с наркотической зависимостью. Книга стала фильмом и на экране Стив Карелл вместе с Тимоти Шаламе разыгрывают историю и без того непростых отношений, на которые отбросил тень печальный недуг.