FIFA 19
Мяч опять круглый
Ну вот, опять футбол. Я рассказывал вам о FIFA 17 два года назад, а прошлой осенью приобрел восемнадцатую часть для себя и остался доволен. Знаменитая серия давно стала феноменом и продается тиражом в 25 миллионов копий. Как же так, спросите вы? Я и сам в глубине души удивляюсь каждый раз, но ответ довольно прост: футбол — это весело, и вопреки распространенному мнению про однообразие каждая часть не похожа на предыдущую.
Давайте разберемся, как это работает.
В тысячный раз прозвучал свисток. Казалось, я знал что делать и чувствовал, что могу поймать ход игры, перейти в контратаку в два касания, но не тут-то было. Футболисты потяжелели, игра в отбор никак не шла, а искусственный интеллект на привычном уровне сложности чуть выше среднего позволял себе стремительные распасовки. Что случилось? Да ничего особенного, вышла FIFA 19, опять все по новой и придется привыкать.
Каждый год разработчики меняют привычную формулу, это факт. FIFA 19 получила обновленную систему взаимодействия игроков и отличается от 18 части намного сильнее, чем та разнилась с 17, это факт. Контроль мяча теперь работает иначе, удары изменились. На деле эти системы сделали разницу между суперзвездами (вроде Неймара) и средними спортсменами более ощутимой. Класс игрока виден невооруженным глазом: Гарет Бэйл бежит неоспоримо быстрее условного защитника “Гранады”, “Леванте” или “Сельты”, а высокоуровневый Месси пробьет издалека лучше, чем большинство других.
Зато внутри среднего класса царит борьба. Мой лучший друг играет вместе со мной четвертый год и сейчас, когда мы отыграли в FIFA 19 несколько сезонов, то пришли к общему выводу, что обновленный темп игры добавил зрелищности и реализма. Впервые за эти годы мы действительно боремся за каждый метр газона, хотя раньше один из нас просто ловил другого на досадной ошибке и мчался к воротам. Это определенно шаг вперед.
Еще одна причина, по которой я ждал FIFA 19, завершение истории Алекса Хантера. В прошлый раз разработчики дали возможность посмотреть на заокеанский футбол, где его называют странным словом soccer. Герой попал в затруднительное положение и столкнулся с личной драмой. Честно говоря,как и многие из вас, я понятия не имею, как и чем на самом деле живут игроки, но увиденное мне понравилось. Третья глава о судьбе Хантера открывается в середине прошлого века с кубковым матчем, где дедушка героя, Джим Хантер, забил свой сотый гол за клуб. Повествование разветвляется — внимание уделяют не только Алексу, но и его сестре (она играет за женскую команду), и Дэнни Уильямсу, который наконец получил шанс проявить себя на поле. Я получаю удовольствие от этой истории и надеюсь, что в будущем EA не закроет этот формат в долгий ящик.
Кроме того, интересным нововведением стали несколько новых режимов с кастомными правилами: аналог королевской битвы, игра без правил (наконец-то можно ломать соперника!) и режим, где гол забитый издали считается за два. Самый любопытный из перечисленных, конечно, первый. В нем команда, забившая гол, теряет случайного игрока, любого, кроме вратаря. Такая смелая “игра” с балансом впечатляет и дает повод, как минимум попробовать.
В FIFA 19 нет российской Премьер-Лиги, но есть Лига Чемпионов. Равноценная ли замена? Отвечать однозначно не возьмусь, но за продвижение главного клубного турнира EA взялась всерьез. При первом запуске игры дают сыграть “обязательный” матч-открытие и в этом году это условный финал, где за кубок европейских чемпионов борются “Ювентус” (привет, Криштиану) и “ПСЖ”. Не знаю как у вас, но когда я слышу ту самую мелодию, сердечко немножко ёкает.
С приходом Лиги Чемпионов игра укрепила свою позицию лидера по зрелищности, еще на шаг отойдя от серии PES. У последней тоже найдется, что предложить, но сейчас речь не об этом. FIFA 19 прибавила в деталях. Например, перед началом матча теперь показывают расстановку игроков с анимацией, как в телетрансляциях. После забитого гола футболист все чаще автоматически бежит к трибунам, где счастливые болельщики хлопают его по плечу. Мы снова получили праздник, которым наслаждались в последнее время и “девятнадцатая” часть держит марку.
Если объективно оценить развитие серии, то видны очевидные минусы. FIFA все больше уходит в маркетинг и самопрезентацию, забывая об игровом процессе и развитии привычных режимов. Да, геймплей каждой новой части ощущается немного иначе, но третий год подряд я не вижу тактического разнообразия. Пасы на ход нападающему по-прежнему самое лучшее средство в атаке, хоть сейчас и срабатывают реже (в FIFA 16, например, вообще были ультимативным приемом, сродни фаталити в Mortal Kombat).
Игру периодически “качает”: защитники оттягиваются к середине поля и я не раз сталкивался с беспомощностью в защите, когда между моими воротами и атакой соперника не было никого — все у центрального круга. Если соперник сможет избежать офсайда, ничем хорошим это не кончится.
Сейчас, когда игра еще не видела объемных патчей, очень странно ведет себя судья. Несколько раз я оказывался в ситуации, когда моих футболистов толкали в бок, в спину, они падали на газон и за этим ничего не следовало. Я терял мяч, а судья просто спускал нарушение на тормозах. Хочется верить, что проблему исправят в грядущих апдейтах, но до тех пор не покидает чувство, что игру просто выпустили сырой, забыв о главном — без идеально выверенного баланса и безупречного судейства виртуальный футбол превращается в хаос и это неприятно.
Помню, как три года назад упивался режимом “Карьера” и к моему горькому разочарованию с тех пор почти ничего в нем не изменилась. За последние годы акцент сделали на режим Ultimate Team, но удивительное дело — в FIFA 19 он тоже не претерпел значительных изменений, только небольшой “косметический ремонт”. Мне кажется, если бы EA по-настоящему обновила два основополагающих режима, переизобрела их заново, мы бы не увидели того, что сейчас творится на Metacritic. Средний балл от прессы остановился в районе 80 баллов, в то время как пользовательские оценки загнали проект в красную зону — два балла из пяти. Жалобы примерно одинаковы и сводятся именно к тому, о чем я написал: ключевые режимы задвинули на задний план в угоду зрелищности. Тревожный звоночек продолжает звенеть с 2015 года, однако EA не предпринимает радикальных мер. Почему?
Предположу, что в скором будущем (в ближайшие лет пять) серия FIFA может перейти в формат игры-сервиса. Возможно, одну часть будут поддерживать в течение нескольких лет, просто обновляя составы, а затем выпускать нечто кардинально новое с мощным апгрейдом графики и переосмыслением режимов и механик. Я вижу в этом больше плюсов, чем минусов, поскольку так мы геймеры смогут видеть разницу ярче. Искушенным фанатам наконец не придется обновлять диск ежегодно, а случайные покупатели останутся довольны, увидев, как игра изменилась за прошедшие пару лет. При этом главная опасность всего этого — микротранзакции, но хочется верить, что печальный опыт Star Wars Battlefront II дал издателю представление о том, насколько это не по душе игрокам.
Стоит ли покупать FIFA 19 прямо сейчас? Игре требуется серьезная доработка с точки зрения баланса и судейских решений, однако другой такой у нас нет. PES по-прежнему предлагает больше тактического разнообразия, но с точки зрения атмосферы и лицензий похожа на пьяного родственника, за которого периодически бывает стыдно. С полноценным возвращением Лиги Чемпионов FIFA 19 получила еще одно преимущество, к которому добавляются незначительные но приятные детали, а без российских клубов мы и так проживем
Если вы любите футбол всей душой как и я, то скорее всего не пожалеете о потраченных деньгах. Для всех остальных я рекомендую пропустить выпуск в этом году — слишком уж он необязательный, а в следующем году посмотрим снова. Главное, чтобы мяч оставался круглым, а трава — зеленой.
- Хендерсон: EA отказалась от Battlefront 3 из-за лицензионных отчислений Disney
- Джефф Грабб: Respawn работает над новой игрой во вселенной Titanfall
- 6 марта состоится трансляция Xbox с показами игр Capcom, Nexon и EA