The Nun

Проклятие монахини

Гремящий звук пустоты

kartosh

По стене пробежала тень. В зеркалах мелькнуло отражение. Ненадолго, всего на долю секунды, за спиной послушницы Ирен в исполнении Таиссы Фармиги показалась тёмная фигура в капюшоне. Девушка обернулась, но там никого не было. Затем резкий скачок уровня громкости и мертвая (или нет?) монахиня с обезображенным лицом стремительно летит на беззащитную девушку. Такова типичная сцена хоррора “Проклятие монахини”, и я понятия не имею, почему должен был испугаться избитых приемов. Может вы подскажете?

В 1952 году в Румынии на территории монастыря произошло несчастье — монахиня совершила самоубийство. Ватикан не в праве оставить трагедию без внимания и отправляет в глушь священника Бёрка (Дэмиан Башир). В помощницы он получает молодую и неопытную послушницу Ирен. Им предстоит разобраться в случившемся и дать свою оценку — остался ли монастырь святыней или зло поглотило его? В этом сомнительном и опасном путешествии компанию им составит местный юноша Френч (Йонас Блоке), который нашел мертвое тело монахини висящим на веревке.

В окружении мрачных силуэтов и бесконечных тревожных сигналов эти трое изучают монастырь, но для меня было очевиден каждый их следующий шаг и те потенциальные ужасы, что сценаристы приготовили им.

На деле весь потенциал “Проклятия монахини” сошёл на нет. Возможную неудачу начинаешь подозревать ещё на вступительной сцене, когда две героини совершают вещи, не имеющие ничего общего с их статусом и положением. Все, что после — попытка оправдать их и напугать зрителя.

Понятие страха растяжимо, но за долгую историю хорроров сложился определённый набор приёмов, которыми кинематограф воздействует на нас. За последние несколько лет лучшими представителями жанра стали фильмы, сумевшие уйти от привычной формулы. Например, “Прочь” и “Тихое место”. На их фоне “Проклятие монахини” проигрывает, раз за разом повторяя пройденный урок: чудовище за спиной у героя, дешевые скримеры и попытка напугать зрителя демоническим образом антагониста. К сожалению, это больше не работает, во всяком случае для меня.

Художественную ценность фильма тоже можно оспорить. Британский режиссер Корин Харди получил карт-бланш на создание фильма в киновселенной “Заклятия”, что само по себе немало. Творение Джеймса Вана положило начало череде неплохих картин , с которыми считается индустрия, и среди них “Проклятие монахини” выглядит белой вороной: герои ходят по кругу, не переживают никаких изменений, а их образы кажутся вторичными.

Жанру нужна встряска и визионеры, способные пугать зрителя не истошным криком в темноте и страшной рожей в зеркале. В текущей ситуации это должна быть идея и события, создающие определённые обстоятельства, а зритель должен унести из кинозала с собой нечто большее, чем потные ладони и сбитое дыхание. Иначе все было зря - просто гремящий звук в пустоте.

Больше статей на Shazoo
Тэги: