Тренер

Тренер

Вопрос жизни и смерти

kartosh

В прокат вышел фильм Данилы Козловского “Тренер”. Данила написал сценарий, выступил режиссером и сыграл главную роль, картина по праву может носить его имя. Но это не главное. Козловский-дебютант представил работу о которой можно говорить с гордостью - жизнеутверждающая лента учит верить в чудо, стремиться к невозможному и становиться лучше. В российском кинематографе неожиданно вышел фильм, который хочется рекомендовать. Накануне чемпионате мира по футболу он выглядит как никогда актуальным.

В решающем для сборной России матче футболист Юрий Столешников (Данила Козловски) не забивает пенальти, а после сгоряча толкает судью. Возрастного игрока дисквалифицируют, он готов забыть о большом спорте, но два года спустя судьба даёт ему второй шанс - возглавить провинциальный клуб “Метеор” из ФНЛ. Контингент там специфический: игроки сливают матчи, врач подделывает документы. Президент клуба Лариса (Ирина Горбачева) закрывает глаза на беспорядок, потому что папа — мэр (Виктор Вержбицкий) и так нужно.

Мир российского спорта предстает обителью греха, в который приходит главный герой — уставший, с тяжелым сердцем, но большим желанием добиться успеха. Получится не сразу. Выстроенная коррупционная система и привычная ментальность делать “на авось” стойко сопротивляется попыткам Юрия заставить команду играть. В ход идут воспитательные беседы, принципиальные решения тренера наперекор футболистам, даже болельщиков подключают. В один момент наступит чудесное исцеление и любовь к спорту возьмет верх.

Переломный момент в головах и сердцах героев наступает по-голливудски резко и меняет картину из шаблонного “один против всех” на “все против обстоятельств”. Для спортивного блокбастера эта условность допустима и придает определенный колорит. Жаль только, что футболистам из команды уделили мало внимания — они получились двухмерными, персонажами в формате “до” и “после” катарсиса. Портрет каждого написан широкими мазками, их можно описать двумя-тремя фразами.

Параллельно с профессиональной историей Столешникова развивается личная драма. В фильм добавили любовную линию с врачом команды Варварой (Ольга Зуева) и непростые отношения Столешникова с отцом. В обоих случаях не дожали, не раскрыли на сто процентов, но справились сносно — дополнительный сюжет очеловечивает героя и дает повод для дискуссии, а стоило ли? Скорее да, чем нет — сцены с Варварой наполнены простотой и искренностью, а редкие шутки иной раз да заставят улыбнуться.

Сравнение с лентой “Движение вверх” напрашивается само собой. Это разные фильмы. Общую идею “Тренера” нельзя проецировать на честь государства, да и патриотичным его не назовешь. Мотивы героев глубоко личные, а во главе угла любовь к спорту и командный дух. Сценарий неоднократно ссылается на футбольные подвиги сборной Исландии и других команд, сумевших завоевать внимание публики искрометной игрой. 

Финальная треть картины похожа на сказку, но об этом быстро забываешь. Чуть наигранный, пафосный, но справедливый исход оставляет чувство удовлетворенности и неминуемое желание стать частью футбольного праздника.

"Многие говорят, что футбол это вопрос жизни и смерти. Это полная ерунда. Футбол гораздо важнее". Эти слова Билла Шенкли появляются в фильме и как нельзя лучше характеризуют его. «Тренер» — немного сказочная история, которая даёт возможность поверить в чудеса. Мы не раз видели их в реальной жизни, например когда «Лестер» стал чемпионом Англии — вчерашние стоматологи и работяги с завода подняли над головой главную футбольную награды страны. С российским кино о спорте ситуация схожая. Триумфальный успех ленты «Движение вверх» можно было бы принять за случайность, но следом вышел не менее прекрасный «Лёд», а сегодня настала очередь «Тренера». В России снимают замечательные спортивные драмы — чистые, искренние, душевные.