Phantom Thread

Призрачная нить

Насмешка судьбы

kartosh

В минувший четверг в российский прокат вышла картина Пола Томаса Андерсона “Призрачная нить”. Лебединая песнь Дэниэла Дэй-Льюиса и сдержанный сюжет об эмоциональной гармонии — фильм стоит в числе претендентов на “Оскар” в самых престижных номинациях. На то есть причина, ведь это тонкая режиссерская и сценарная работа, затягивающая и очаровательная.

Рейнольдс Вудкок — невыносимый человек. Любовь к нему это настоящее испытание для любой девушки, ведь для него они всего лишь череда лиц, мелькающих утром за завтраком, их он меняет как перчатки. Временами он груб и сварлив, требователен по поводу и без, не приемлет компромиссы, а его токсичная мужественность отравляет жизнь всем вокруг. Чтобы оставаться в его обществе, людям приходится беспрекословно ему подчиняться. Это одна сторона его личности, темная и тягучая. Другая — обаятельный джентльмен, образованный и галантный, мастер своего дела. Он кутюрье, чьи платья популярны при королевском дворе и у ярких кинодив. На дворе пятидесятые годы прошлого века, пик высокой моды, а потому творец не только известен, но невероятно богат.

Однажды во время завтрака в придорожном кафе Рейнольдс (Дэниэл Дэй-Льюис) встречает Альму (Вики Крипс) и в этот момент режиссер Пол Томас Андерсон словно смеется над собой и над зрителем. Вот, посмотрите, есть талант со скверным характером, должна же быть и на него управа! Неприметная простушка с заурядной внешностью очаровала гения, стала не только объектом плотского вожделения, но эстетического восхищения. Отныне платья для высшего общества сначала пройдут примерку на ее покатых плечах. Все дальнейшее — отчаянная борьба двух характеров, противостояние людей, связанных той самой “призрачной нитью”, которая опутывает героев, часто позволяя им отдалиться друг от друга, но расстаться — никогда.

“Призрачная нить” — кино о деталях и образах. Обаятельный интеллектуал, мистер Вудкок увлекает Альму беседой и вот они уже мчатся по ночному шоссе на красном родстере. Он значительно старше, но они смеются и все это уже словно не имеет значения — за них говорят влюбленные глаза. Нервозный перфекционист-ремесленник Рейнольдс требует полной тишины за утренней трапезой, выплескивая гнев на возлюбленную, которая чересчур громко намазывала масло на тост. Девушка оказалась той самой, что способна выдержать гневный натиск, сохранить разум, в некоторой степени отнестись с пониманием — она не вступает в конфликт, остается хладнокровной и почти безэмоциональной. На таких эмоциональных качелях держится история, показывая, каким разным может быть один и тот же человек. Альма то окружена вниманием и заботой исключительного и нежного мужчины, то зажата в тисках его жестокости и безразличия. Катарсис наступает и переворачивает жизнь двоих с ног на голову.

Режиссер Пол Томас Андерсон мастерски уходит от любых проявлений вульгарности, оставляя место лишь тонкой красоте человеческих отношений. Мы не увидим, как герои занимаются любовью, но лежащие одетыми в обнимку на диване Альма и Рейнольдс будут близки как никто. В этом своеобразная игра со зрителем, но поверить в нее помогает не только педантичность режиссера, но и Дэниэл Дэй-Льюис. Вероятно, это его последняя работа в кино и если он действительно выполнит свое обещание оставить профессию, то лучше бы нам запомнить его таким — сосредоточенным, сдержанным и великолепным джентльменом. Через мгновение — эгоистичным подонком, почти злодеем, но все еще дьявольски привлекательным. Временами кажется, что в образе Рейнольдса он мог стать палачом, заслужившим прощения просто потому, что нравился людям. Мне очень хочется обойтись без избитой фразы про “Оскар”, у него их и так три, но как только Вудкок начнет заказывать в кафе чашку чая, вы все поймете сами.

Пол Томас Андерсон аккуратен в выборе слов и движений. Самодостаточный Рейнольдс не теряет свое лицо, скорее беспокойный гений в нем обретает покой в объятиях простой женщины. Происходит то, что часто называют пошлым словом “химия”, а на деле — слияние душ, взаимные уступки и укрепление союза. Игра на подавление перетекает в некую общую симфонию, где герои наконец обретают покой. Многим это будет понятно, разве не того же самого мы ищем в партнере?

“Призрачная нить” это кино об эмоциях без таковых — немного отстраненный взгляд на отношения сложного художника и женщины, которая сумела найти к нему подход. Картина рассказывает об искусстве и любви к нему, о страсти между двумя людьми, что разгорается постепенно. Фильм достоин внимания не только за счет исключительной актерской партии Льюиса, но своеобразного холодного изложения горячей темы. Пол Томас Андерсон хоть и не британец, но сделал чисто английское кино с британцем в главной роли — лаконичное и сдержанное. В конце концов герои этой истории проживают эту жизнь так, как им хочется, а внезапные перемены словно насмешка судьбы вторгаются на частную территорию.

Так ведь и бывает на самом деле, разве нет?

Больше статей на Shazoo
Тэги: