Черная пантера
Ваканда и больше ничего
Ваканда. Поклонники киновселенной Marvel столько раз слышали об этом государстве, но королевство Т`Чаллы всегда оставалось в стороне от главных событий. Между тем, за пышными кронами деревьев скрывается кладезь вибраниума — самого ценного и прочного металла на земле. Люди в Ваканде живут по старым обычаям, а богатства земель используют во благо родине. Это самая высокотехнологичная и развитая страна, где король с древних времен хранит секреты и суверенитет. В рамках фильма “Черная пантера” нам показали одну из самых странных и неоднозначных историй, о достоинствах и недостатках которой невозможно молчать.
Вопреки технологическому прогрессу Ваканда переживает не лучшие времена. Король Т`Чака трагически погиб во время теракта в здании ООН и теперь его сын, Т`Чалла (Чедвик Боузман) должен принять бразды правления. В этот переходный период обостряются старые конфликты, начало которых происходит из предыдущих поколений, и теперь новому монарху предстоит столкнуться с ними лицом к лицу.
“Черная пантера” — первый фильм Marvel, в котором нарратива намного больше, чем экшена, а словесная борьба также важна, как и махание кулаками. В наследство Т`Чалле достались не только тайные богатства и знания, скрытые от внешнего мира, но и все проблемы, связанные с разделением власти. Здесь в красках рисуют картину расколотого общества, где одно из ключевых племен много лет назад отделилось от народа. Часть тех, кто остался, в тайне не разделяют политики королевской семьи, но вынуждены мириться с положением вещей. Главный герой в окружении ближайших соратников и членов семьи вступает в схватку с хитрым наемником Кло (Энди Серкис), который владеет секретами Ваканды. Противостояние заходит слишком далеко, когда на горизонте появляется еще один антагонист — Эрик Киллмонгер (Майкл Б Джордан).
Фильм распадается на прекрасные и спорные элементы. Режиссер Райан Куглер подготовил несколько красочных и эффектных сцен с древним ритуалом коронации. В них чувствуется дух уникальности культуры, самобытности, которую чтут герои фильма. Здесь и танцы, и песнопения и загадочные, масштабные обряды при участии большого количества людей. Бок о бок с этим великолепием соседствует атмосфера научной фантастики: небоскребы, ультра-современные системы транспортировки, технологичное оружие и медицина. Природа и древность существуют наравне с духом времени и отголосками будущего. В центре событий — политический конфликт, эскалация которого вызвана стечением обстоятельств.
Интересная задумка полностью теряется в отсутствии того, за что мы больше всего любим фильмы Marvel. Общий хронометраж чуть меньше двух с половиной часов, но за это время кроме красиво очерченного мира “Черной пантере” почти нечего предложить зрителю. Харизматичные на первый взгляд злодеи не получили достаточной мотивации и просто мстят героям за старые обиды, нанесенные им совсем другими людьми. При этом на фоне традиционно слабых антагонистов Киллмонгер — один из лучших, но авторы используют самый дешевый прием из всех возможных. Это огорчает.
Т`Чалла всегда оставался чуть в стороне от основного состава Мстителей и впервые получил возможность раскрыться, как герой. Сюжет многое рассказывает о его прошлом о его убеждениях и характере. Выйди сольник чуть раньше, партия “Черной пантеры” воспринималась бы совсем иначе — его было бы легче понять и сопереживать ему.
Он постоянно окружен женщинами — семья и соратницы играют немалую роль в становлении Пантеры, но выступают скорее поддержкой, нежели реальным движущей силой в сюжете. Ко всем прочим приключениям африканского короля, авторы добавили любовную линию, но сделали это словно в последний момент и очень неловко, будто для галочки.
Что в фильме действительно хорошо, так это музыка. Авторы собрали замечательный пул композиций, который задает настроение. Помимо Кендрика Ламара фоном играет The Weeknd и несколько других популярных исполнителей.
Обещанный на этапе промо-кампании политический подтекст, к сожалению, оказался не более чем известной песней в духе “Мы не рабы и рабы — не мы”. Владеющая невероятными по силе технологиями Ваканда озабочена страхом быть завоеванной, что в современной картине смотрится, мягко говоря, притянутым за уши. Фраза “Лучше смерть, чем рабство” звучит из уст героев, при том, что их, в общем-то, никто и не шел порабощать. Персонажи толкают пафосные речи о равенстве, единстве и свободе. Это, безусловно, важный вопрос, о котором стоит говорить, однако он должен быть обусловлен сюжетными событиями — в противном случае это обыкновенная агитация и попытка сыграть на популярной теме. Я допускаю, что в США, где вопрос расизма стоит острее, эта тема более понятна зрителю. Однако в таком случае это еще одно упущение сценаристов, неспособность рассказать о сложных вещах простым языком зрителю из любого уголка мира.
У меня остались вопросы к тому, как герои фильма принимают решения о выборе стороны конфликта. Сначала авторы показывают их образованными и великодушными людьми с уважением к традициям, а затем, когда доходит до дела, о дипломатии как будто забывают. На первый план выходят инстинкты и странное метание из стороны в сторону. Даже с учетом гражданской войны, которая в некотором роде присутствует в Ваканде, резкая перемена настроения для некоторых персонажей, выглядит как попытка переобуться в прыжке, просто потому что так надо.
В “Черной пантере” очень мало экшена для кинокомикса. Есть лишь несколько неумело поставленных сцен с избитыми приемами и плохой динамикой. Первая стычка в фильме происходит минуте на десятой и выглядит так, словно Куглера укусил Дэвид Эйр на съемках Bright от Netflix. В IMAX от нее болят глаза. Непродолжительная стрельба сопровождается общей суматохой и вспышками в кромешной тьме — непонятно, где свои, где чужие и что вообще происходит. Прямо сейчас странно ругать ленту Marvel за слабую постановку и хореографию, но к сожалению это так. “Черная пантера” просто уступает предшественникам в этом аспекте. В других случаях впечатление испортили оператор и монтажер: неудачные ракурсы и рваный монтаж преследуют фильм постоянно.
“Черная пантера” почти никак не связана с основной историей киновселенной и практически не имеет отношения к тому, что ждет нас в “Войне бесконечности”. Это, наверное, даже к лучшему. Картина прекрасна в деталях и может удивить отдельными эпизодами. Она отличается от привычного почти во всем, начиная от подачи сюжета, заканчивая тем, как построены отношения между героями. Здесь есть красиво поданная культура и древние обычаи, тайные технологии и красиво обыгранный ход с раскрытием их человеку извне. Остальное, за что мы любим фильмы Marvel, кануло в небытие. У “Черной пантеры” есть Ваканда и больше ничего, в буквальном смысле. Это грустно.
- Первый трейлер "Громовержцев" Marvel собирает новую хаотичную команду
- Новый трейлер "Это все Агата" углубляет загадку персонажа Джо Локка
- Новый трейлер "Это все Агата" погружает в мистическую атмосферу