Three Billboards Outside Ebbing, Missouri

Три билборда на границе Эббинга, Миссури

Фильм Мартина МакДоны

kartosh

Сегодня впервые за долгое время у рецензии на фильм не будет префикса в названии. Дело не в сокращении количества букв. Я не смог найти емкой фразы или метафоры, которая хотя бы отдаленно передавала суть ленты Мартина МакДоны “Три билборда на границе Эббинга, Миссури”. В этой картине переплелись множество тем, и все они настолько между собой гармонично сложены, что я чувствую себя не вправе вмешиваться, пусть история вымышленного городка и его жителей говорит сама за себя.

Милдред Хейс (Фрэнсис МакДорманд) живет в маленьком городе Эббинг, что на границе штата Миссури. Семь месяцев назад ее дочь изнасиловали и убили неизвестные. Полиция бессильна, да и не собирается особенно шевелиться в поисках преступника, но материнское сердце не найдет покоя. Женщина выкупила три рекламных билборда на заброшенном шоссе за городом, где разместила обращение к местному шерифу Уильяму Уиллоуби (Вуди Харрельсон). Неоднозначный поступок вполне в рамках закона вызвал гнев блюстителей закона и всколыхнул общественность — в американской глубинке, где все друг друга знают, такое не проходит бесследно.

Глубиной и всеобъемлющим охватом сценарий фильма мог бы состязаться с лучшими представителями современных романов. Для этого здесь есть важная черта, присущая как любой хорошей истории, так и реалиям жизни — Мартин Макдона не делит мир на черное и белое. Герои проживают свою жизнь так, как могут. Среди них нет святых или отъявленных злодеев и каждый несет на душе груз. Пережитые события накладывают свой отпечаток и никто не останется прежним после всего, что с ними случилось. У персонажей простые, но яркие образы. Скорбящая и обозленная мать, шеф полиции в замешательстве и с кучей личных проблем, застрявший в стадии отрицания отец. Люди в Эббинге остаются людьми, с тараканами в голове, комплексами и со своей бедой.

В фильме “Три билборда на границе Эббинга, Миссури” бесполезно пытаться предугадать развитие событий. Макдона дает разносторонний взгляд на проблему, сосредотачиваясь на важной для любого художественного произведения эволюции. Перемены в головах и сердцах героев начинаются с достижения точки кипения, некоего катарсиса, когда по-другому уже просто нельзя. Яркий пример — офицер полиции Диксон в исполнении Сэма Рокуэлла. Расист и циничный подонок, пережив вмешательство судьбы и стечение обстоятельств, по-немногу проявляет человечность и оказывается вовсе не таким, каким показался в начале.

В некоторой степени все герои, начиная от Милдред и Уиллоуби до самых маленьких второстепенных участников, переживают этот самый катарсис. Сценарист нежно любит и ненавидит их, не жалеет, но бережет. Это еще и блестящее разговорное кино, в котором слова превращаются в оружие, что может смертельно ранить и спасти. Будет повод поплакать и посмеяться, разозлиться и сменить гнев на милость.

Британский прозаик Иэн Макьюэн в своем романе “Искупление” дал исчерпывающую формулировку, которая опишет работу Макдоны лучше, чем любая фраза в заголовке, который вы прочитали.

Вопрос, порожденный этими пятьюдесятью девятью годами, таков: в чем состоит искупление для романиста, если он обладает неограниченной властью над исходом событий, если он – в некотором роде бог. Нет никого, никакой высшей сущности, к которой он мог бы апеллировать, которая могла бы ниспослать ему утешение или прощение. Вне его не существует ничто. В пределах своего воображения он сам устанавливает границы и правила. Для романиста, как для Бога, нет искупления, даже если он атеист. Задача всегда была невыполнимой, но именно к ней неизменно стремится писатель. Весь смысл заключен в попытке.

Мартин МакДона оказался романистом с неограниченной властью и камерой в руках. У него, как и у героев фильма, нет прощения или утешения, они живут как получится. Весь смысл заключался в попытке и она сделана. Фильм “Три билборда на границе Эббинга, Миссури” нужен нам всем, как напоминание, что искусство — выдумка, но только наполовину.