Три билборда на границе Эббинга, Миссури

Фильм Мартина МакДоны

Сегодня впервые за долгое время у рецензии на фильм не будет префикса в названии. Дело не в сокращении количества букв. Я не смог найти емкой фразы или метафоры, которая хотя бы отдаленно передавала суть ленты Мартина МакДоны “Три билборда на границе Эббинга, Миссури”. В этой картине переплелись множество тем, и все они настолько между собой гармонично сложены, что я чувствую себя не вправе вмешиваться, пусть история вымышленного городка и его жителей говорит сама за себя.

Милдред Хейс (Фрэнсис МакДорманд) живет в маленьком городе Эббинг, что на границе штата Миссури. Семь месяцев назад ее дочь изнасиловали и убили неизвестные. Полиция бессильна, да и не собирается особенно шевелиться в поисках преступника, но материнское сердце не найдет покоя. Женщина выкупила три рекламных билборда на заброшенном шоссе за городом, где разместила обращение к местному шерифу Уильяму Уиллоуби (Вуди Харрельсон). Неоднозначный поступок вполне в рамках закона вызвал гнев блюстителей закона и всколыхнул общественность — в американской глубинке, где все друг друга знают, такое не проходит бесследно.

Глубиной и всеобъемлющим охватом сценарий фильма мог бы состязаться с лучшими представителями современных романов. Для этого здесь есть важная черта, присущая как любой хорошей истории, так и реалиям жизни — Мартин Макдона не делит мир на черное и белое. Герои проживают свою жизнь так, как могут. Среди них нет святых или отъявленных злодеев и каждый несет на душе груз. Пережитые события накладывают свой отпечаток и никто не останется прежним после всего, что с ними случилось. У персонажей простые, но яркие образы. Скорбящая и обозленная мать, шеф полиции в замешательстве и с кучей личных проблем, застрявший в стадии отрицания отец. Люди в Эббинге остаются людьми, с тараканами в голове, комплексами и со своей бедой.

В фильме “Три билборда на границе Эббинга, Миссури” бесполезно пытаться предугадать развитие событий. Макдона дает разносторонний взгляд на проблему, сосредотачиваясь на важной для любого художественного произведения эволюции. Перемены в головах и сердцах героев начинаются с достижения точки кипения, некоего катарсиса, когда по-другому уже просто нельзя. Яркий пример — офицер полиции Диксон в исполнении Сэма Рокуэлла. Расист и циничный подонок, пережив вмешательство судьбы и стечение обстоятельств, по-немногу проявляет человечность и оказывается вовсе не таким, каким показался в начале.

В некоторой степени все герои, начиная от Милдред и Уиллоуби до самых маленьких второстепенных участников, переживают этот самый катарсис. Сценарист нежно любит и ненавидит их, не жалеет, но бережет. Это еще и блестящее разговорное кино, в котором слова превращаются в оружие, что может смертельно ранить и спасти. Будет повод поплакать и посмеяться, разозлиться и сменить гнев на милость.

Британский прозаик Иэн Макьюэн в своем романе “Искупление” дал исчерпывающую формулировку, которая опишет работу Макдоны лучше, чем любая фраза в заголовке, который вы прочитали.

Вопрос, порожденный этими пятьюдесятью девятью годами, таков: в чем состоит искупление для романиста, если он обладает неограниченной властью над исходом событий, если он – в некотором роде бог. Нет никого, никакой высшей сущности, к которой он мог бы апеллировать, которая могла бы ниспослать ему утешение или прощение. Вне его не существует ничто. В пределах своего воображения он сам устанавливает границы и правила. Для романиста, как для Бога, нет искупления, даже если он атеист. Задача всегда была невыполнимой, но именно к ней неизменно стремится писатель. Весь смысл заключен в попытке.

Мартин МакДона оказался романистом с неограниченной властью и камерой в руках. У него, как и у героев фильма, нет прощения или утешения, они живут как получится. Весь смысл заключался в попытке и она сделана. Фильм “Три билборда на границе Эббинга, Миссури” нужен нам всем, как напоминание, что искусство — выдумка, но только наполовину.

Последние статьи

11 Комментариев

  • belousotroll
    Комментарий скрыт. Показать

    Вообще, можно объяснить, почему в фильме нет традиционной n-актовой структуры: все дело в концепции кино.

    .. здесь нет максимального накала страстей, финального противостояния. Прежде всего сюжет Мартина Макдоны повествует о человеческих отношениях, которые, как это бывает в реальности, могут складываться или распадаться. — Cinematograph

    И это, как мне кажется, отличное решение. Придаёт глубину повествованию. Я редко смотрю кино, поэтому такой приём встречаю крайне редко.

    0
  • Rarabeaka
    Комментарий скрыт. Показать

    один из немногих киноделов, чьи фильмы мне понравились абсолютно все, и Три билборда не стали исключением. самым любимым все же был "In Bruges". там повыше планка абсурда

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Актерская игра конечно на высоте, и множество мелких деталей. Заставляют пересматривать фильм вновь и вновь.

    А как тут текст под спойлер прятать?

    0
  • DumbRoar
    Комментарий скрыт. Показать

    По-моему в интервью на КиноПоиск режиссер на вопрос о том, что в фильме нет антогониста, ответил что шатал он эти ГОСТы и прочее. Поэтому, все вопросы к академичности какой-то отходят на второй план, людям рассказывают историю, не прибегая к устоявшимся традициям кинематографа и соответственно не превозмогая их ради инновационности. С другой точки зрения это фильм авторский поэтому следует как-то более снисходительно отнестись к видению автора и просто искать другую глубину. Что-ли

    @Rarabeaka, залечь на дно довольно местечковый сам по себе. Хотя актовка там на 5

    0
  • kartosh
    Комментарий скрыт. Показать

    @DumbRoar, Нарушение правил в данном случае работает картине на руку. В нем все, как в жизни. Не бывает же так, что у нас всегда есть какой-то отъявленный злодей. Есть люди, которыми движет личный интерес, будь то корысть, или другие потребности.

    0
  • DumbRoar
    Комментарий скрыт. Показать

    @kartosh, сам по себе вопрос об актовке и антогонисте - бред кмк .Здесь вопрос в навязывании стереотипов авторскому проекту в частности, и индивидуальном позиционировании или интерпретации зрителя, который тоже в каком-то смысле автор. Сегодня посмотрел новый фильм Вуди Аллена и вот там все традиции учтены и даже несколько перевоплощены - авторский, но тоже знаковый. Не надо навязывать, так только сложнее, нужна рефлексия

    0
  • loveaction
    Комментарий скрыт. Показать

    в пику всеобщим гимнам и дифирамбам огласим противоположное мнение которое высказал Быков- отсутствие блистательных метафор, глубокого психологизма и новых истин... ну и тут сложно не согласится, с другой стороны пускай уж хоть такое повторение истин, тем более снятое неплохим мастером, чем уныло молчание в ожидании новых открытий и прозрений

    по поводу романов недавно читал интересную статью на Горьком о том что литература с одной стороны отстаивает свою автономность как вымысла, с другой — постоянно вынуждена доказывать свою правдивость. Вроде литература защищена от обвинения во лжи тем, что автор не намеревается никого вводить в заблуждение: так, сообщение о Робинзоне Крузо отнюдь не призвано побудить кого-то отправиться герою на помощь. Однако в одном отношении литература все же вводит нас в заблуждение — она способна вызывать у нас эмоции. Вымышленные герои и ситуации не просто вызывают реакции нежности, грусти, страха и отвращения — это их основная задача, к осуществлению которой литература так или иначе стремится. То, что вымышленные события способны вызывать те же чувства, что и настоящие, было замечено еще Аристотелем. Литература обманом вымогает у нас чувства, которые эволюция выработала совсем не для этого — и данный простой факт служит источником одновременно наслаждения и раздражения. Эмоции не по делу ресурсозатратны, к тому же быть простачком, позволяющим себя обмануть, непрестижно. Это-то и создает эффект guilty pleasure: в большинстве культур с развитой литературной традицией развита также и традиция контроля над эмоциями. Для проявления эмоций нужен уважительный повод. Но даже в самом эмоционально открытом обществе выдумка уважительным поводом не является. Потому литература вынуждена притворяться, что она не совсем выдумка.

    1
  • bezmel
    Комментарий скрыт. Показать

    Буду хвалить его, не жалея сил. Полный спектр эмоций переживаешь пока смотришь. Обязательно на языке оригинала смотрите с субтитрами. В Москве это Пионер.

    0
  • DumbRoar
    Комментарий скрыт. Показать

    @loveaction, ссылочку бы на горький...

    я послеживаю, но это как-то упустил ммм

    0
  • freawertyhn
    Комментарий скрыт. Показать

    эх, помню ее в роли беременной шерифы (шерифши? Шерифа?) в Фарго

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.