Форма воды

Чистая правда и вымысел

“Я хочу рассказать вам об этой истории. С чего начать? Загадка. Может начать со времени? Или описать место? Нет, все дело в немой принцессе и говорить надо о ней”. С этих слов начинает историю закадровый голос в фильме Гильермо Дель Торо “Форма воды” — красивой и одновременно суровой сказке о любви. Мексиканский режиссёр в своей работе говорит о привычных вещах в причудливой манере, словно свысока и назидательно. Когда по экрану начинают идти финальные титры, ответы по-прежнему остаются между строк, где каждый поймёт их по-своему.

Немая девушка Элайза (Салли Хокинс) живет в круговерти из обыденных моментов. По утрам она ест на завтрак пару яиц, мастурбирует в ванной и едет на работу — мыть полы в закрытом научном центре. Перемены нарушают привычное спокойствие: новый начальник охраны Ричард (Майкл Шеннон), удивительный “объект” для изучения, с которым носятся как с писанной торбой. Разумеется, это не может закончиться хорошо.

Работа Гильермо Дель Торо — образец сочетания, казалось бы, несовместимых вещей. Режиссер, в данном случае, ловкий сказочник, говорящий нам о повседневном и насущном, о трудностях, которые хотя раз пережил каждый. Он же — вольнодумец, посмевший предположить любовь между женщиной и амфибией. Элайза одинока и не чувствует понимания и теплоты от окружающих. Недуг, поразивший ее с детства, отгородил девушку за стеной молчания и она не может найти никого, кто принимал бы ее такой, какая она есть. Любовь проявляется в необычной форме, и свое спасение немая принцесса находит в обществе подопытного “объекта” — амфибии, которого древние жители Мексики считали божеством. Сейчас жестокие военные хотят препарировать волшебное создание, а уборщица — освободить.

“Форма воды” собрала в себе идеи, которые кинематограф предлагал зрителю много лет назад: “Красавица и чудовище”, “Человек-амфибия”, “Тарзан”. В фильме есть понемногу от каждого, но копированием это назвать нельзя. Это, скорее, вдохновение. История становится чуточку понятнее, если рассматривать ее как объект магического реализма. Не последнюю роль в создании мира сыграли второстепенные персонажи, каждый из них полнокровный участник этой волшебной трагедии. Например, уборщица Зельда (Октавия Спенсер) без умолку твердит о проблемах в отношениях с мужем, а Элайза не может ответить, причем не то что бы физически, а только из вежливости. Встречали подобное? Наверняка. Кроме нее здесь неудачливый художник преклонных годов (Ричард Дженкинс), запутавшийся шпион-альтруист (Майкл Стулбарг) и надменный генерал (Ник Сирси), не знающий жалости. Эти двое вынуждают начальника охраны Ричарда идти на крайние меры. Впрочем, опираясь на характер последнего, трудно назвать их “крайними” — он настоящий подонок и насилие у него в крови. Из его уст не раз прозвучат уничижительные высказывания в адрес афроамериканцев, да и к главной героине он относится без уважения.

Где-то между этими житейскими проблемами в молчаливой страсти между Элайзой и морским созданием мелькают кадры эпохи шестидесятых годов — о ней кричат афиши кинотеатров, будто бы случайные репортажи о бунтах темнокожих и даже едкое замечание злодея о конфетах.

“Форма воды” принимает самые непривычные и слабо сочетаемые итерации: романтическая мелодрама, хоррор, политический триллер. Режиссер по-своему переиначил правила жанров, сложил их в красивый паззл. В одной из сцен зрителю прямым текстом говорят, о чем, собственно, фильм, но вопросов от этого меньше не становится. Мы почти ничего не узнаем о прошлом и будущем главных героев, они живут здесь и сейчас. Да это, наверное хорошо, ведь в таком калейдоскопе из поднятых тем все равно осталось чуть-чуть места для фантазии.

В двухчасовом высказывании Дель Торо не хватает лаконичности и, может быть, какой-то экспрессии, но это мощный аттракцион на стыке жанров. В происходящем совершенно не хочется искать изъянов — пусть немая принцесса танцует в свете тусклых фонарей, пускай холодная война наконец прекратится и восторжествует любовь и дружба.

Последние статьи

16 Комментариев

  • Комментарий скрыт. Показать

    Очень понравился фильм. Надеюсь, что Дель Торо на оскаре ждут награды.

    4
  • BruceRobertson
    Комментарий скрыт. Показать

    Как то слишком Ихтиандра напоминает

    1
  • kalacup
    Комментарий скрыт. Показать

    @BruceRobertson, Ихтиандра которому дали "любви"

    2
  • Bahron
    Комментарий скрыт. Показать

    Фильм ждал и с удовольствием в воскресенье сходил. Не пропускаю ни одного творения дель Торо. После просмотра долго думал об увиденном и пришёл к выводу что это фильм об уродах (словами почившего Балабанова). Главные действующие лица: инвалид, гомосексуалист, монстр-амфибия и садист. И нам просто напросто предлагают увидеть что даже монстр-амфибия может быть человечней чем некоторые люди. Эта идея у него аккурат идёт из фильма в фильм начиная с "Хребет дьявола".

    Кроме этой мысли считаю все остальные посредственными. Тема любви? Она опошлена тем как баба по секундомеру дрочит в ванне. Она опошлена примером несчастной чернокожей семьи где нет детей и муж тряпка. Опошлена не понятно зачем взявшимся пожилым гомиком который хочет "узнать поближе" кассира семейной забегаловки. Опошлена сценой коитуса в которой муж затыкает жене рот чтоб та ему больше напомнила другую женщину.

    Не понимаю зачем нужно было поднимать тему холодной войны м/у США и СССР. Мысленно вырезая сцены со шпионом и советской разведкой понимаю что фильм ничего не теряет. Не понимаю зачем нужно было ставить в один ряд дискриминацию по расовому признаку и гомосексуализм. Не понятно зачем присутствуют откровенные сцены сексуального характера и жестокости. В фильме постоянно говорится А, но не говорится Б.

    У меня впечатление что я посмотрел "изящную" пропаганду. Мне в ней промеж строк проталкивают что всегда есть гадкий СССР, для которого смысл существования борьба с... кем-нибудь. Проталкивают что где-то есть несчастный старый гомосексуалист, которого из-за ориентации не принимают на работу и грубо выгоняют из семейных заведений. Проталкивают что нетерпимость к гомосексуализму сродне расизму, а значит очень-очень плохо. Проталкивают что в семье со временем без лжи не проживёшь (слова чернокожей "семьянинки"). На примере семьи садиста вообще показывают пустоту семейной жизни, что в семье только ешь, а потом... жене рот затыкаешь.

    Красоты и любви в "отношениях" глухонемой и игуаны переростка я не увидел. Обыкновенная похоть.

    Я не доволен фильмом. Гельермо раньше такой мерзости не снимал. Это безнравственная картина в которой ни один сюжет не доведён до конца. Женская драмачка где "Амели" жмётся с ихтиандром.

    8
  • Firiam
    Комментарий скрыт. Показать

    Планирую сходить на этих выходных. Очень уж люблю творчество Дель Торо.

    0
  • Rein0451
    Комментарий скрыт. Показать

    @Bahron,
    С таким запасом ханжества и занудства можно в кино в принципе не ходить

    пришёл к выводу что это фильм об уродах

    скорее об одиноких людях.

    У меня впечатление что я посмотрел "изящную" пропаганду

    пропаганду чего?

    Мне в ней промеж строк проталкивают что всегда есть гадкий СССР, для которого смысл существования борьба с... кем-нибудь.

    Ну не знаю. Клюква в фильме довольно неплохая получилась. Почти на уровне братьев Коэн.

    1
  • Bahron
    Комментарий скрыт. Показать

    @Rein0451, ну обоснуйте свою позицию, напишите. Мы с Вами видели одни и те же сцены, но Вашего отношения к ним я не вижу.

    0
  • Rein0451
    Комментарий скрыт. Показать

    @Bahron,
    Начну с того что понравилось:
    Операторская работа, художественный дизайн, эффекты, все на высоте.
    Сюжет за авторством самого Дель Торо неплохой, но сам ход повествования меня немного смутил. Фильм рассказывает свою историю слишком просто. Но в этом нет ничего плохого. При всем при этом в фильме куча подтекста и ссылок к мифам. Фильмы, которые идут в кинотеатре, под квартирой героев итд.
    Вот вы пишите, "все опошлено". Как будто люди не мастурбируют, гомосексуалистов не существует, люди не страдают от одиночества и им не свойствен садизм.
    Это сказка для взрослых. Возрастной рейтинг стоит не просто так. Фильм, надо сказать, неплохо передает тему одиночества Элайзы, художника, ученого, главы безопасности.
    Не понравилось: темп повествования, персонаж амфибии. У тигра Паркера из жизни Пи и то больше характера было.

    1
  • Bahron
    Комментарий скрыт. Показать

    @Rein0451, спасибо.

    Не поймите не правильно, я просто обращу внимание. Я начал с того что для меня важно в фильме - с идеи. Вы начали с внешней картинки.

    Согласен с Вами, на мой взгляд тоже операторская работа, оформление лучше чем у ряда современного кино в жанре сказок. Капельки воды, насыщенные шёлковые цвета, большие окна квартир главных героев, водные блики - это всё те маленькие искорки которые возбуждают нашу впечатлительность. Но это исключительно чувствительная сторона кинематографа которая по сути должна лишь подчеркнуть или помочь разглядеть, главную мысль, задумку творца. Само по себе это только фантики, нам как мужчинам не стоит на них задерживать внимание.

    У дель Торо, на мой взгляд, с повествованием всегда было всё в порядке и тут то и главная проблема, о чём он действительно хотел нам сказать? Поняв его замысел мы сможем и объяснить и сюжетные ходы. Если центральная мысль - это человеческое одиночество, то тогда зачем там монстр? Он этим хочет сказать что лучше любить чудовище чем до конца жизни наяривать в ванне? Зачем там гомосексуалист, ведь в нашем времени у них нет проблем со знакомствами и даже "усыновлением" детей. Садист "женат" на работе, он себя ей отдаёт и сложно сказать чтобы ему не хватало других людей, с которыми он жесток. Шпион женат на науке, он патриот. Он защищает чудовище, чтобы узнать его, чтобы сохранить как живую душу. Он просит называть себя "товарищ, Дмитрий". Ни фотографий, ни кольца, ни томных взглядов - он не одинок. Далила... посмею предположить что автор одним её именем объяснил всю её трагедию. Как библейская Далила обрезала волосы Самсону, так и она посадила мужа своего на диван, она любила только его тело и ухаживания, а когда всё прошло, оказалось что к большему она не способна. Её пример сложно назвать поучительным ибо ей почти не уделяется внимания, она не центр повествования.

    Если центральная мысль - это человеческое одиночество, то тогда выводы весьма гадкие, на мой взгляд:
    - традиционная семья - это сплошное разочарование, а значит и не выход из одиночества;
    - нужно любить себя таким, какой ты есть (даже если ты извращенец) и пусть другие любят, ведь может ты "хороший человек";
    - если тебе понравилось чудовище, то замуж за него выходить не обязательно, можно просто переспать с ним.

    Следующее. На мой взгляд "кино для взрослых" - это не кино которое вредно смотреть детям-подросткам, а сложное для понимания кино. То что можно было показать деликатно, просто, показали с "огоньком" ^_^ (водой она шлёпает в ванне, садист так совокупляется будто ща пробьёт лбом экран). Не говоря уже о том, к каким чувствам взывает во мне обнажённая грудь, и обнажённый женский таз - что этим хочет мне показать автор, к чему он меня подводит? Что это говорит об одиночестве, зачем это показывать? Это пошло. Это не о чём.

    Если мы вспомним "Багровый пик", то лишнее там только призраки. Хоть мне и не по душе сцена соития в фильме, но я не могу написать что она не уместна. И по тому что происходит в "Форма воды", соитие напрашивалось само собой, но почему то с игуаной она только прячется за шторку и обнимается. Фильмец отдаёт дурным вкусом, наверное не Гильермо снимал =)

    1
  • ILYA
    Комментарий скрыт. Показать

    @Bahron, Спасибо за мнение. Интересная мысль

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    Пока не смотрел, так что ничего не могу сказать, но то что людей толкает на размышления — это здорово

    0
  • Rein0451
    Комментарий скрыт. Показать

    @Bahron,

    это исключительно чувствительная сторона кинематографа которая по сути должна лишь подчеркнуть или помочь разглядеть, главную мысль, задумку творца. Само по себе это только фантики

    не соглашусь, но ок

    Если центральная мысль - это человеческое одиночество, то тогда зачем там монстр?

    монстр - одинокая душа

    Зачем там гомосексуалист, ведь в нашем времени у них нет проблем

    Сам персонаж художника существует в контексте фильма(причем здесь наше время?). Но это не единственная причина его одиночества.
    Садист - типичный нарциссист-психопат, но очень хорошо прописанный.
    Ученый-шпион не столько патриот(нарушает приказы начальства), сколько предан своей профессии. Он ценит предмет своего исследования и не может отдать его мясникам на вскрытие.
    Если бы он не был одинок, то вряд ли бы сказал свое настоящее имя. Есть параллель с амфибией. От него также решают избавиться при первой возможности

    Если центральная мысль - это человеческое одиночество, то тогда выводы весьма гадкие, на мой взгляд:

    Кино снимается не для того чтобы рассказать и уж точно не для того чтобы учить как жить, а чтобы показать.
    Показано все как раз неплохо. Это взрослая сказка - эскапизм.

    Не говоря уже о том, к каким чувствам взывает во мне обнажённая грудь, и обнажённый женский таз - что этим хочет мне показать автор, к чему он меня подводит?

    Просто женская грудь и просто женский таз. Что здесь такого?

    1
  • Vik
    Комментарий скрыт. Показать

    Гилермо, как и всегда, накрутил накрутил, а на выходе - пшик. Но очень красиво, как и всегда. :)

    0
  • VirgoFox
    Комментарий скрыт. Показать

    @Bahron, ты какой то черствый сухарь раз любви не увидел. По твоему они с первых секунд знакомства только трахаться друг с другом и хотели.

    0
  • t-dirt
    Комментарий скрыт. Показать

    мастурбирует в ванной

    типа реализм что ли? неужели нельзя было без этого?

    он настоящий подонок и насилие у него в крови. Из его уст не раз прозвучат уничижительные высказывания в адрес афроамериканцев

    ложка дёгтя в бочке мёда рецензии. можно было обойтись и без баянистой и трендовой темы расизма, качество рецензии не пострадало бы.

    0
  • ToruZero
    Комментарий скрыт. Показать

    Гильермо жгет как обычно. Получше красавицы и чудовища

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.