Bright
Проклятое царство
Год назад я писал про фильм “Манчестер у моря” и тогда он вызвал в моей голове множество противоречий. Я не знал, как начать текст. Сейчас ситуация повторяется с боевиком Дэвида Эйера Bright, производством которого занимался Netflix. Bright — фильм, который я полюбил и возненавидел одновременно. Это главный повод, чтобы вы посмотрели его сами.
В альтернативной вселенной мир такой же как наш: там любят и ненавидят, живут, умирают. Единственное исключение — бок о бок с людьми во всем этом находятся сказочные существа — орки, эльфы, феи. Полицейский по имени Дэрил Уорд (Уилл Смит) недавно пережил тяжелое ранение, но пытается вернуться к работе и нормальной жизни. Его напарник-орк Ник Джакоби (Джоэл Эдгертон) старается по-новой наладить контакт с товарищем, но впереди их ждет еще более суровое испытание, которое поставит под угрозу не только их, но и весь мир.
Здесь кроется главная проблема фильма — его сценарий. Сюжет у картины получился примитивным, основные твисты читаются задолго до их появления на экране, а финал картины можно предсказать практически на шестой минуте. Эйер и сценарист Макс Лэндис, получивший 3.5 миллиона долларов за написанный скрипт, не пытаются удивить зрителя, огорошить его или хоть как-то заставить искать скрытые подтексты. Они просто ведут его по прямой из точки А в точку Б, которую видно на протяжении всего пути.
При этом Bright работает удивительно. Он погружает в огромный мир, где сочетаются дробовики, расовая дискриминация и магия. Он выглядит интригующим, но из-за полунамеков не способен раскрыться до конца. Зрителя поверхностно знакомят с устройством мира, но не продвигают куда-то в его глубь. Орки находятся в самой невыгодной позиции, низшая каста, хуже них живется только зубастым страшным феям. Эльфы живут в элитном районе, есть еще кентавры и другие мифические существа. Социальной лестнице и взаимоотношениям режиссер уделил катастрофически мало внимания.
При роскошном сеттинге рассказ о мироустройстве будто обрывается на полуслове, так и не показав самые темные и светлые стороны. Все это, безусловно, сказочная аллегория на тему о расизме и ксенофобии, однако здесь она есть только для галочки. Эйер словно говорит нам: “Да, здесь есть такая проблема”, но тут же уводит камеру куда-то в сторону. У авторов была бы возможность рассказать предысторию, обозначить, например, почему запрещена магия — зрителю было бы понятно, зачем сопереживать героям. Увы, потенциал теряется среди банального набора фактов: в этом мире все работает просто потому, что так надо.
С другой стороны Bright — классический бадди-муви про напарников-полицейских и одновременно фильм о погоне. На первый план выходят отношения между главными героями. Они прошли от важного события в их прошлом и неприязни до настоящего чувства локтя партнера. Орк Джоэла Эдгертона получился более выразительным, нежели человек Уилла Смита, но в паре эти двое запускают синергию, в которой можно разглядеть межрасовый конфликт, проблески дружбы и внутренний конфликт каждого из героев. Их дуэт, пожалуй, лучшее, что есть в этом фильме.
Второстепенных персонажей не так много и на фоне ведущих актеров они не западают в память не так сильно, но героини Нуми Рапас и Люси Фрай стоят особняком. Первая сыграла колоритную злодейку, отдаленно напоминающую “Взрывную блондинку” Лорейн Бротон — так ловко она разбирается с любым, кто встанет на ее пути. При этом ее предыстория подает обрывками, намеками, а единственная мотивация выглядит крайне невразумительно на фоне ее небольшой команды злодеев. Да и сама мотивация толком не раскрыта: она есть, но ее масштаб и последствия не ясны.
Вторая — Тикка — эльфийка, из-за которой в фильме развернулся основной конфликт. Этот персонаж чертовски похож на героиню Миллы Йовович из “Пятого элемента” и это очень хорошо, капелька ностальгии идет Bright на пользу. С другой, прослеживается чуть ли не копирование образа загнанной и потерявшей надежду девушки, которой нужна помощь больших парней. Она важна для сюжета и, как это водится, для развития отношений главных героев. При этом на ее месте мог быть какой-нибудь мальчик или даже какой-нибудь щенок — это просто инструмент. Правда, красивый.
Про остальных героев сложно сказать что-то большее. Зачем нужны были федеральные магические копы, остается загадкой. Это такая видимая сила, которая обозначена режиссером, но не принимает участия в основных событиях. Зрители, вы просто знайте, что хорошие сильные парни тоже существуют.
Что точно не повредило бы фильму — пересмотреть подход к экшен-сценам. В них видны своеобразные авторские проблемы Дэвида Эйра, про которые писали в рецензиях на “Отряд самоубийц”. Большая часть событий происходит ночью, все перестрелки — в темноте и общей суматохе. Не совсем ясно, куда пошли заявленные 90 миллионов бюджета: из спецэффектов только стрельба да взрывы, а компьютерной графики не так уж много. Хромает постановка трюков, да и просто за этой частью ленты совсем неинтересно наблюдать. Я периодически ловил себя на мысли, что смотрю на вспышки и беготню в кромешной тьме, это было невыносимо. По правде говоря, если убрать оттуда весь экшен и оставить только саспенс, стало бы только лучше.
Сцена с героиней Нуми Рапас и спецназом — исключение.
Bright Дэвида Эйра напоминает проклятое царство. Здесь было где разгуляться и что показать, но в результате принятых решений и череды ошибок постановщика получился фильм, обернувшийся пустыней вместо цветущих лесов. Среди жгучих песков (это я про ужасный экшен, конечно) есть несколько чудесных оазисов, но итог неутешителен — огромный потенциал не раскрыт. Фильм вызывает противоречивые чувства. Минуту назад он захватывал тебя с головой, а сейчас поскорее хочется промотать сцену, где кроме криков и вспышек ничего нет. Добавьте к этому классную идею с невнятным открытым финалом и получите Bright — кино, которое лучше посмотреть самому, чтобы решить, стоило оно того или нет.
Я до сих пор не знаю.
- Обзор смартфона realme 13+ 5G — мощь по доступной цене
- Знакомство с телевизором Hisense U7NQ Mini-LED PRO
- Стив Бушеми сыграет во втором сезоне "Уэнсдэй"