Матильда

Матильда

Во имя царя

kartosh

В фильме Алексея Учителя “Матильда” наследник российского престола почти сразу оказывается в патовой ситуации. Он влюблен в балерину Мариинского театра Матильду Кшесинскую, но должен жениться на принцессе Гессен-Дармштадской — той, что для него выбрала матушка, еще когда он был ребенком. Николай стоит у невидимой черты, которая сдерживает его порывы жениться на любимой, переступить ее он не в силах и выход один, разве что отречься от престола, но и это противоречит его желаниям.

Если воспринимать картину Учителя как документальное полотно, катастрофа стоит прямо у порога. По части исторической достоверности “Матильда” не выдерживает никакой критики. Так, героем ленты стал обезумевший от ревности кавалер Кшесинской, поручик Воронцов в исполнении Данилы Козловского. Апогеем этих фантазий стал не менее безумный и выдуманный немецкий ученый. Обоих персонажей сценаристы используют как инструмент для нагнетания обстановки, но, к сожалению, никаких эмоций, кроме недоумения, это не вызывает. Воронцов, например, в самом начале фильма совершает покушение на царевича, а тот его милует. Почему, спросите вы. Чтобы в дальнейшем дать его герою экранное время и в финале также нелепо совершить странный сюжетный твист, подгоняющий ход событий под удобную для авторов парадигму.

В мире существует множество свидетельств любви Николая II к его законной жене Александре Федоровне — сохранились письма и другие документы, подтверждающие теплые отношения между ними. Это, во многом, также рискует ранить сердце критически настроенного зрителя. В фильме любовь Матильды и Николая представлена как чувство, которым он жил и едва ли не бежал из под венца, покидал комнату всякий раз, когда была возможность ухватить момент наедине с юной танцовщицей. Своенравная и пробивная по характеру, она быстро сдалась под натиском Николая. Настолько быстро и легко, что в это трудно поверить — из случайного подарка от наследника и дерзости в ответ от Матильды их отношения почти мгновенно перешли в некую воздушную влюбленность. Это заставляет думать о них (о девушке в особенности), как о людях легкомысленных. Местами их отношения смотрятся абсурдно, а иногда и вовсе пошло.

В окружении красивых декораций, которые здесь мелькают практически фоном и, в некотором роде, игнорируются режиссером, танцует Матильда. Если смотреть на историю ее любви к царевичу Николаю как на самостоятельное художественное произведение, оторванное от исторической подоплеки, картина чуть более радужная. Авторы добавили остроты с помощью усиления конфронтации между героями — немецкая принцесса Алекс зла на молодую соперницу, корит будущего мужа за безрассудный роман. Матильда не в силах соперничать с титулованной особой, выбранной в жены ее возлюбленному, однако любовь на ее стороне. Отдельно выступила Мария Федоровна, мать Николая II. В исполнении Ингеборги Дапкунайте это одна из самых коротких, но сильнейших партий в фильме и, пожалуй, единственная четко обозначенная сторона конфликта. Наследник мечется между желанием занять престол и жениться на любимой женщине, Матильда — между любовью к Николаю и злорадным кокетством из ревности к нему. Последнее, порой, граничит с распутством, когда балерина назло любимому флиртует с великим князем Андреем Владимировичем. В то время, пока большинство героев становится заложниками собственного положения, Мария Федоровна красиво и доходчиво на примере своего мужа Александра III объясняет сыну суть брака по расчету.

“Матильда” — фильм нереализованных возможностей и лишних деталей. Оттуда с легкостью можно было выкинуть с десяток сцен и это никак бы не сказалось на ценности ленты. Местами встречаются и вовсе абсурдные моменты, когда соперничающие между собой танцовщицы выскакивают на сцену вдвоем танцевать одну партию, толкаются, крутят фуэте — выглядит как минимум странно. Историческая сторона полна ненужных выдумок, которые всплывают так, словно в реальной биографии царя были пробелы, которые никак не заполнить. Романтическая линия также осталась под вопросом. Местами она нарочито пошлая, временами же наоборот — откровенно скучна и предсказуема. Отбросив в сторону реальные события, произошедшие сто с лишним лет назад и задав себе вопрос, так ли сильна была любовь царя и балерины, вы не найдете ответа.

Учителю удалось отлично передать невозможность брака по любви для королевских особ — эта тема остро стояла веками и не раз воспевалась в кино и книгах — и экранный Николай II не стал исключением. “Ты имеешь право на все, кроме любви” — сказал царевичу Николаю один из его пожилых и опытных наставников после кончины императора Александра III. В остальном “Матильда” — вольная интерпретация и без того сложной судьбы одного из виднейших российских монархов. Сумма всех элементов картины оказалась меньше, чем ценность ее отдельных частей, а шум вокруг нее — пустые разговоры, ведь “Матильда” не стоит такого внимания.