The Dark Tower

Темная Башня

Буря в стакане

kartosh

“Человек в Черном ушел в пустыню и Стрелок двинулся следом”. Эта фраза до боли знакома поклонникам творчества Стивена Кинга. Те, кто читал “Темную Башню”, работу всей его жизни, точно знают — за этими словами следует огромное, эпическое приключение, смесь разных жанров и множество переплетающихся историй. Цикл можно назвать настоящей бурей в пустыне, усмирить которую вряд ли кому-то под силу. Уместить в двухчасовой формат почти семь тысяч страниц — задача неподъемная. Вопреки всему Голливуд десять лет пытался это сделать, и вот до кинотеатров добрался фильм Николая Арселя — старательный симбиоз идей, символов и фабул знаменитых романов мастера Кинга.

Роланд Дискейн из Гилеада, последний из рода Эльда — Стрелок (Идрис Эльба). Он одержим желанием отомстить за отца, погибшего от рук могущественного колдуна, Человека в Черном (Мэттью Макконахи). Противостояние двух сил происходит в так называемом “Срединном мире”, где таинственная Темная башня удерживает этот и остальные миры от разрушения и вторжения ужасных демонов.

В нашем мире (здесь его называют Ключевым) мальчик по имени Джейк Чемберс регулярно видит во сне Башню, Стрелка и Человека в Черном и рисует их у себя в блокноте. Родители считают, что Джейк болен и ему нужна помощь специалиста, однако никто из них не подозревают, насколько реальным может оказаться это наваждение.

Джейка и Роланда ждет опасное путешествие, в котором встреча со злом в лице Человека в Черном неизбежна.

Идрис Эльба в образе усталого путника, потерявшего свою дорогу, вышел, пожалуй, одним из главных украшений фильма. В таком кино рассчитывать на серьезную драматическую составляющую не приходится, тем не менее актер здорово смотрится в кадре, а в экшен сценах выглядит впечатляющим. Он действительно стреляет сердцем.

По другую сторону баррикад — злой колдун Уолтер (он же Человек в Черном). Типичный злодей с простой как палка мотивацией — “я хочу совершать зло и погрузить вселенную в хаос”. “Типичный” здесь в самом плохом смысле, но к счастью актерский талант Мэттью Макконахи искупает банальность (в книгах-то на самом деле не так) персонажа и, скорее завораживает своими манерами, жестами и поведением. В видении Николая Арселя Уолтер стал этаким джентльменом от мира зла — вежливым, вкрадчивым и беспощадным.

На игре этих двоих строится вся более-менее привлекательная актерская игра в фильме. На фоне Эльбы и Макконахи труд молодого Тома Тейлора в роли Джейка теряется. Джейк в фильме выступает этаким путешественником, катализатором конфликта между Роландом и Человеком в Черном и функцией, которая раскрывается только ближе к концу.

Если положить в сценарий на 95 минут материал из восьми огромных томов, то получится лучше, чем вышло, просто не может. Фильм достаточно емкий, чтобы дать зрителю, незнакомому с книгой, представление о вселенной (пусть и поверхностное), а заядлые читатели найдут там отсылки ко всем романам цикла и прочим произведениям Кинга. Режиссер Николай Арсель бережно перенес из первоисточника присущий ему символизм: здесь и розы, и вездесущее число 19, и ощущение того, что мир Темной Башни намного больше, чем нам показывают на экране. “Есть и другие миры, кроме этого”, — писал Стивен. В фильме эта идея пробегает между строк, но так и остается нереализованной.

Джейк и Роланд лишились семьи и теперь могут надеяться только друг на друга. Они во многом похожи, однако их отношения зачастую теряются, ведь все внимание и усилия зрителя уходят на недостаточную проработку вселенной, малое количество подробностей для неподготовленных и прочие неприятности. Доля правды в этих словах, конечно, есть, и картине пошли бы на пользу еще 15 минут объясняющих устройство мира “Темной Башни” и жизнь его обитателей. Однако не стоит забывать, что из сценария намеренно исключили двух центральных персонажей книг — Эдди Дина и Сюзанну. Без них отношения Роланда и Джейка как отца и сына получили должное развитие и, как принято говорить, они “работают”. Поначалу они друг другу чужие, но, проходя через испытания в Срединном и Ключевом мирах, мужчина и мальчик проникаются взаимной симпатией, не раз выручают друг друга.

Настоящих фанатов книжной серии это наверняка расстроит, но не стоит забывать о сиквелах, на которые киностудия настроилась вполне серьезно. Вообще, многое здесь может огорчить искушенных читателей, но для того, чтобы более-менее приблизиться к оригиналу, “Темная Башня” должна была бы стать крупнобюджетным телесериалом в духе “Мира Дикого Запада”, а это уже совсем другая история.

Экшена в фильме катастрофически мало, что не удивляет. Проект снят за смешные по меркам фантастических блокбастеров деньги — всего 66 миллионов долларов. Малое количество компенсировать качеством не удалось: в тех немногих боевых сценах, что есть в фильме, нет изюминки, изобретательных находок и необычных ракурсов, все банально до ужаса. Здесь снова на помощь приходит первоисточник и харизма актеров, при этом декорации вокруг (особенно в финальной битве) напоминают гараж в захолустье, взятый в аренду за три копейки. Последняя схватка добра со злом вышла скучной. Режиссер, конечно, использовал несколько фирменных приемов Стрелка из книг, но увы, этого оказалось недостаточно.

В финале остается чувство незаконченности и явный намек на сиквел. Это, пожалуй то, что нужно, но с большим бюджетом, более проработанным сценарием и экшеном.

Экранизация “Темной Башни” сумела вобрать в себя основные черты, присущие книгам: многожанровость, дух приключения и масштаб, который, однако, остался где-то за кадром. Это симбиоз каждого из восьми романов цикла, где смешались и вестерн-тематика первой книги, дух приключений четвертой, мрачность седьмой. Каждая сцена это символизм и отсылка к оригиналу, местами хорошая, иногда не очень. Фильм Николая Арселя — крепкий середняк, которому не хватило бюджета и фантазии, но при наличии настолько объемного первоисточника, команда сработала хорошо.

Картина получилась цельной и достаточно короткой, чтобы не успеть наскучить. Авторам фильма, конечно, не удалось перенести на экран “бурю в пустыне”, которой я называл книжный цикл, но вот буря в стакане получилась вполне.