Рецензия на сатирический хоррор

По ту сторону расизма

Казалось бы, интернет и социальные сети подарили нам уникальную возможность узнавать культуры других стран и народов. Достаточно сделать пару кликов или уделить двадцать минут экрану своего смартфона, чтобы поверхностно разобраться в социально-политической обстановке как на Востоке, так и на Западе. Всеобъемлющая глобализация подхлестывает хотя бы раз в неделю почитать про то, "что там сейчас творится в Америке". И всё равно русский человек находит в разговорах о расизме повод либо для шутки, либо для выражения недовольства: "опять ты со своими черными".

Кто из нас не возмущался победой Moonlight на недавнем Оскаре? Мы кидались ярлыками, вроде "фильм про чернокожего гомосексуалиста" и "понравилось только глупым либералам", даже не пытаясь разглядеть там историю о чём-то большем. Нам всё ещё сложно понять межрасовые отношения, характерные для западных стран, особенно Америки. Там почти ежедневно обостряется ситуация холодной войны между белыми, которые до сих пор хотят освободить расовые меньшинства из рабства, отмененного больше 150 лет назад, и белыми, которые отказываются принимать факт того, что в каких-то аспектах жизни расизм в американском обществе сохранился.

Именно из такого культурного фона и рождается "Прочь" (Get Out) — режиссерский дебют Джордана Пила, половины комедийного дуэта Key & Peele. Фильм, сатирический подтекст которого русский человек едва ли сможет понять, но который точно оставит после себя положительное впечатление.

Молодой фотограф Крис вместе со своей девушкой Роуз отправляется на выходные в загородный дом её родителей с целью наконец-то с ними познакомиться. Как и любой другой парень в подобной ситуации, он слегка переживает, однако к этому добавляется волнение и другого рода: он чернокожий родом из бедного района Нью-Йорка, который намеревается сблизиться с четой белых состоятельных образованных американцев.

Настолько сильная социальная и культурная разница между ними не дает Крису расслабиться, ведь он и так уже привык, что к нему всегда относятся с недоверием и настороженностью. Однако Дин и Мисси, родители Роуз, оказываются вполне милой и дружелюбной семейной парой, которая не смотрит на парня своей дочери, как на прокаженного. Они даже чересчур дружелюбны. Отец то и дело говорит, что Обама был лучшим президентом на его памяти; а мать, занимающаяся гипнозом, предлагает помочь молодому человеку завязать с курением. Действительно настораживают Криса чернокожие садовник и горничная, которые без малейшей на то причины настроены враждебно по отношению к парню. Обстановка накаляется, когда на традиционный прием съезжаются друзья семьи — почти все поголовно пожилые белые люди, страдающие теми или иными недугами, а Крис невольно оказывается замешан в тайном традиционном ритуале, который не может закончиться хорошо для темнокожего.

Сценарист и режиссер Джордан Пил, безусловно, человек со свежим взглядом и уникальным подходом к материалу. Практически всю свою карьеру он посвятил ремеслу комика и окончательно расцвел в скетч-шоу Key & Peele. Вместе со своим другом Ки он с нуля создал один из самых проницательных комедийных сериалов на американском телевидении, а сюжеты скетчей часто акцентировали внимание на межрасовых отношениях. Нередко Пил позволял себе сатиру над собственным зрителем, но в "Прочь" он идёт ещё дальше. Обвинять в расизме националистов — дело давно уже неблагодарное. В Америке все и так знают, что если над твоим домом висит флаг Конфедерации, скорее всего не стоит заводить с тобой разговор о правах чернокожих.

Пил же атакует проблему с другого фланга. В его картине антагонисты — это не те белые, что ненавидят чернокожих за их расу. Страшными, опасными и бесчувственными машинами режиссёр показывает белых, которые любят чернокожих и даже им завидуют. Он развенчивает в пух и прах представление об идеальной культуре политической корректности, как бы провозглашая то, что положительно относится к кому-то только из-за его цвета кожи – это тоже расизм.

Такое сильное заявление среднестатистический зритель привык находить в фестивальных драмах, но сценарист и с жанром картины обошёлся нетривиально. На бумаге "Прочь" позиционирует себя как фильм ужасов, этакий детективный хоррор про единственного нормального человека, одну локацию на весь хронометраж и адептов страшного культа. На деле же вписать этот фильм в жанровые рамки не представляется возможным. Это и безумно смешная сатирическая комедия, и отменный триллер, а в последние 20 минут "Прочь" превращается в преднамеренно дурновкусный боевик на грани фола, где в качестве оружия могут выступить и оленьи рога. При этом ни один из жанров не представлен полностью в своём традиционном виде. Например, когда "Прочь" облачается комедией, классические гэги и шутки присутствуют, но не превалируют над юмором, выходящим из абсурда ситуации. Тебе смешно и безумно неловко одновременно.

Когда же фильм становится хоррором, Пил вселяет в зрителей чувство тревоги методами, которые встретишь нечасто. За исключением пары скримеров в первой трети картины он держит аудиторию в постоянном напряжении. Зрителю буквально не скрыться от чувства страха за персонажа, и шутки, которые то и дело разбавляют нагнетание атмосферы, позволяют не только посмеяться, но и перевести дух. Эта постоянная игра жанрами делает историю, которая развивается в пределах одной локации, невероятно динамичной. Во время просмотра ни на секунду не станет скучно. А зрительским настроением постановщик управляет так мастерски, что с трудом веришь в то, что это режиссерский дебют.

Конечно, "Прочь" не идеальный фильм. Режиссера можно поругать и за очень блеклую манеру съемки, и за то, что некоторые чеховские ружья так и не выстреливают. Но после того как закончатся титры, делать этого решительно не хочется. Остается жалеть, что из-за культурных различий русский зритель может не понять всю остроту и глубину высказывания, но всё равно хочется аплодировать Джордану Пилу стоя. Своим дебютом он представил один из самых оригинальных фильмов последних лет, который точно никого не оставит равнодушным.

Текст: Александр Климченко

41 Комментарий

  • Он же в black mirror играл, да?
    Парниша, который педали крутил и набивал кредиты.

    Moonlight шикарный фильм, расизм и т.д — для полоумных. Мы в 21 веке, не в 16-18.

    5
  • @SHAZOOSIK, речь идет о среднестатистическом человеке, который не в курсе нюансов. Что вы агрессируете на пустом месте

    6
  • @Lucatiel, да

    @SHAZOOSIK, вспоминая комментарии про Moonlight, все по делу написано

    3
  • @SHAZOOSIK, признавать, что разные странны имеют разные общественные проблемы из-за различий в их развитии - это не русофобство, а здравомыслие. И ежу понятно, что какие-то момент российский зритель может понять не до конца, так как просто с таким не сталкивался или сталкивался, но не в таком объеме.

    3
  • хорошая рецензия, зацепило. нужно посмотреть.

    4
  • Когда автор пишет "русский человек" он имеет ввиду россиянина или же конкретно национальность?
    @Lucatiel, есть мнение, что расизм это защитный механизм. Можно приглушить воспитанием, но оно внутри сидит.

    1
  • @Krasavchik, защитный от чего?

    1
  • @Lucatiel, от чужаков.

    1
  • @Egrassa, прекратите оффтопить.

    речь идет о среднестатистическом русском человеке, чего не понятно. Не надо искать дискриминацию, просто чтобы найти ее

    Дальше пойдут саспенды за злостное нарушение

    2
  • @DozerOne, почитайте линейку комментариев, а потом текст рецензии. Вы похоже не уловили, о чем речь и почему я поскрывал комментарии за оффтоп.

    Большинство наций имеют ограниченное представление о культурных или некоторых специфических особенностях половины мира. Не надо придумывать.

    1
  • @SHAZOOSIK, русский живёт и воспитан в стране где одна из не рас, но хотя бы национальностей на протяжении веков была угнетена, предавалась всевозможной дискриминации? Быть может не ты, но твой дед видел автобусы с местами "только для белых"? Демонстрации якутов за избирательное право, право на высшее образование? Нет? ну так не удивляйся, посыл режиссёра ты не поймёшь, так как будешь смотреть на них через призму культуры и общества которые тебя воспитали.
    И да, не факт что автор понял. Он сделал какие-то свои выводы о взглядах Пила на проблему, о акцентах которые он расставил и способов подачи. Если читать вдумчиво, оценки мысли и посыла в фильме нет(и правильно ибо это повод для срача). Рецензент описал своё мнение от подачи, композиции, подхода автора к жанрам и нестандартным ходам, упомянул недостатки фильма. Всё это вне культурного контекста, итог рецензии "Своим дебютом он представил один из самых оригинальных фильмов последних лет, который точно никого не оставит равнодушным." , то есть фильм хорош сам по себе, вне культурного контекста.

    @DozerOne, не соглашусь. Расизм вообще, да несложная тема. Частные случаи расизма - тема сложная. Потому что это предпосылки, это развитие проблемы на протяжении многих десятков лет, те или иные формы борьбы, деятели участвовавшие в этой борьбе. для русского проблема расизма в адрес чернокожего населения сложна, надо читать материалы, надо много думать и всё равно, полного понимания не будет, ты не часть этой проблемы, это не твоё культурное пространство(в смысле мало того что у тебя негров нет, так ещё и твои культура, воспитание и образование далеки от среднего белого американца). Верно и обратное, американец российскую проблему с хачами не поймёт. Хотя бы потому что в США не было сепаратистских войн с неграми и этнических чисток титульной нации.

    4
  • @Argal, Да и частные случаи это вовсе не сложно, не знаю в чём тут нужно разбираться и что не понятного. Всё указанное вами я знал и понимал уже лет в 16, являясь самым среднестатистическим жителем РФ. А аналогия с южанами практически идеальна для понимания проблемы "белый/негр". За исключением некоторых моментов вроде рабства. Все сложности люди сами выдумывают. Ну или же людям просто неинтересна эта тема. Потратить максимум день на прочтение пары статей и просмотра видео на тему и всё.

    @Cohen, недовольство вызвало высказывание автора в сторону русского зрителя. Это разве не является обсуждением статьи? Ничего противозаконного в скрытых комментариях я не вижу.

    1
  • @DozerOne, не судите по себе, люди разные и понимают они по разному. Тем более, если не имеют соприкосновений с тематикой

    @DozerOne, это буквально оффтоп, основанный на вырывании слов из контекста и придумывание какой-то дискриминации на пустом месте.

    1
  • @Cohen, Но опять же по моей аналогии, соприкосновения есть, у каждого. Даже у людей что из дома не выходят, по ТВ можно об этом узнать. В наше время невозможно не столкнуться с этим.

    Почему вырывание слов из контекста? Я бы назвал это цитатой, а не вырыванием из контекста. Ибо та фраза в тексте и вне текста ощущается одинаково и несёт именно такой смысл с которым несогласны люди.

    1
  • @DozerOne, автор написал о том, что у нас народ может не понять. Я не говорю, что вообще не поймет, но нюансы и все характерные черты — точно нет.
    И ТВ тут не при чем, просто у нас такого не-бы-ло.

    В Саус Парке была серия как раз на эту тему.

    Например, у нас люди говорят негр спокойно, потому что у нас не было рабства.
    Некоторые же почему то решили придраться к этой фразе, как к дискриминации. "Надо найти повод на что-то обидеться"

    1
  • @Cohen, та где угодно народ может не понять. Почему не написать "Люди не знакомые с данной темой могут не до конца понять всю остроту...." зачем выделять кого либо. Сайт читают люди из разных стран, поэтому не стоит приводить в пример "ну мы же для русских пишем". Человек русскоговорящий не всегда русский.

    В итоге получается, что какой нибудь паренёк из Белоруссии читающий сайт, он спокойно поймёт все тонкости, а вот русский нет. Вот как видится эта фраза.

    2
  • @DozerOne, Автор не входит в нашу редакцию как постоянный, скорее всего он просто не знает, что нас читают даже из Конго. Автор ходил на премьеру в России. Так что вполне понятно, почему он написал именно так.

    Устраивать из за этого свалку — откровенно выглядит как попытка найти повод обидеться
    То же можно сказать о жителе Беларуси, Украины, Казахстана, Грузии и прочих стран СНГ.

    1
  • @DozerOne, кавказцев ограничивали в получении высшего образования? да нет, вообще-то была куча видных инженеров Орджоникидзе, Микоян например, грузин Джугашвили вообще страной порулил в своё время. Из этого первое существенное отличие у нас есть разные хачи. Условно хорошие, грузины например, осетины. И условно плохие, в первую очередь чеченцы и дагестанцы. И уж извини, но ещё не факт что типичный русский отличит грузина например от абхазца, это само по себе придаёт колорит этой проблеме.
    У нас нет снисходительного отношения, так как кавказцы никогда не были ниже, не были ограничены и отличны от титульной нации, нет комплекса вины, но есть страх, это очень большая разница. Со стороны же кавказцев нет виктимного поведения, нет борьбы за свои права, нет самого понимания расизма, так как фактически-то они равны титульной нации. В США нет страха перед войной с неграми, а в России вторая чеченская и тысячи жизней призывников воспоминания ещё очень свежие. У негров нет яркого лидера который был бы и примером для подражания для своих и источником раздражения для белых, в России есть Рамзан Ахматович. и это ещё очевидные нюансы, которые можно выделить, а есть просто то что на подкорке и часть естественного поведения и реакций.

    1
  • @Cohen, Ну раз он не является постоянным редактором, тогда разговаривать и нужно с ним. Соглашусь, конкретно наш диалог ни к чему не приведёт.

    @Argal, речь шла о понимании расизма. Я уже говорил что различия есть. Но аналогию провести совсем не трудно.

    И я не думаю что типичный американец отличит жителя ЮАР от жителя Южной Америки, кроме как по акценту внешне такие признаки не всегда выделяются.

    0
  • There's a civil war going on with black people, and there's two sides, there's black people and there's niggas. The niggas have got to go. I wish they'd let me join the KKK. Chris Rock

    https://youtu.be/OI95dZ50rsw

    0
  • непонятен мне этот вопрос национализма связанный с черными, в конце концов индейцы больше пострадали чем черные в сша и никто их так не мусолит как черных, куча народов которые пережили не только рабство но и геноцид и нет таких постоянных упреков, нытья и прочего шума связанного с черными, я люблю черных и их культуру и люблю африку, но вот этих нытиков и борцов с ветряными мельницами не понимаю и не хочу уже понимать, это уже какие то фантомные боли и еще часто оправдания своей некомпетенции в разных сферах жизни не связанных с музыкой и тем что у них получается и к чему расположенности или таланта нет

    в общем достали, особенно достали тем что многие вещи переделываются под них вразрез истории и объективным фактам и реальности, черным уже нужно думать не о дискриминации, а о собственном комплексе неполноценности, ведь то что исторически они были рабами вина не столько белых, сколько их собственная, кто не хочет быть рабом будет биться, те же индейцы например еще как сражались, без технологий и прочего

    2
  • @Normal, Согласен. Но где индейцы и где чёрные? Чёрный спустя 150 лет стал президентом. А индейцев по пальцам пересчитать... Так что кто ещё умнее оказалься это вопрос.

    1
  • @SERG__ZV, мы говорим о том что черные слишком уж сильно носятся со своим прошлым, у многих прошлое более трагично, тем более что если черный стал президентом можно уже и перестать везде говорить о дискриминации и прочем

    0
  • @Normal, Ну вот с этим я и согласен))

    0
  • Трейлер очень понравился, прям интрига интриг... Наверное перехочется фильм смотреть, если прочитаю рецензию?

    0
  • мне нравятся темнокожие девушки только...у них офигенные глаза и скулы

    1
  • Всегда умиляли борцуны с расизмом, мне даже кажется что это какой-то вид когнитивного искажения, когда индивид теряет возможность воспринимать окружающую его действительность здраво. Есть же история, многолетняя статистика, биологические исследования? Неее, сложна, ето всё социальный конструкт! Правда почему-то подобные ребята не спешат менять свое место жительства и проверять свою теорию в реальной жизни. Странна.

    1
  • На той неделе был на Форсаже, вначале традиционно показывали трейлеры и одним из них был трейлер "Прочь". Даже трейлер заинтриговал. Спасибо за рецензию теперь точно схожу на фильм.

    1
  • Кто из нас не возмущался победой Moonlight на недавнем Оскаре?

    Я.

    1
  • Да вы сами общались с неграми? Большинство негров злые и моральные уроды. Что в Америке забавы ради полицейские в негров стреляют? Нет конечно.

    0
  • @inad, вот не надо тут

    3
  • расист по отношению к русским

    Лол. Лингвистический мутант какой-то

    0
  • Текст рецензии до противного мерзкий, сам фильм судя по всему неплох, надо будет глянуть, мунлайт дичь, которая на уровне рууссо-сериало про доярок из хуторов.

    0
  • @inad, со сколькими чёрными братьями общались вы, чтобы так говорить?

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.