Sniper Elite 4
Один выстрел, много трупов
Быть поклонником тактических шутеров нелегко — достойных проектов в этом направлении выходит чрезвычайно мало. Однако студия Rebellion Development со своей линейкой Sniper Elite — одна из немногих, кому удается более менее держаться на плаву. Признаюсь, я почти не следил за Sniper Elite 4, а потому не знал, каких сюрпризов ожидать. Сыграло это свою роль или нет, но перебежки от одного куста до другого под солнцем Италии 1943 года вызвали положительные впечатления.
Sniper Elite 4 удается скрывать графические недостатки и ограниченный бюджет разработчиков за аккуратным дизайном локаций и вниманием к деталям. Ухоженная растительность, отражение солнца в воде, горы на горизонте — все это располагает к себе и делает пребывание в игре приятнее. Это не стоит называть преимуществом — скорее, соответствием стандартным требованиям и ожиданиям.
Порог входа в игру низок и в обучении с игроком не церемонятся: вот винтовка, автомат, пистолет и бинокль, а дальше уже сам. Мне удалось прочувствовать элементы на удивление приятной механики игры менее чем за 10 минут и приступить к выполнению первого задания, эффективно используя предоставленные мне инструменты вроде свистка для приманивания.
В этот раз Rebellion сделала акцент на размере территорий, и если на освоение управления ушло не больше 10 минут, то одно лишь проставление меток на всевозможные цели заняло больше часа. Только после этого я смог со спокойной душой приступить к методичному избавлению Италии от офицеров немецкой армии, сочетая эффектные выстрелы на несколько сотен метров и сворачивание голов.
Такие игры доставляют массу удовольствия, если сделать все правильно. Мне посчастливилось найти идеальное место для того, чтобы уничтожить одну из целей — я залег на склоне горы, откуда прибрежный лагерь был как на ладони. Один выстрел в бочку с горючей смесью, сделанный под шум пролетающего над лагерем самолета, отправил офицера и охраняющих его пехотинцев на тот свет, при этом немцы из соседнего лагеря неподалеку даже ничего не услышали.
Местный искусственный интеллект не идеален, но игроку предоставляется возможность обойти его недостатки используя простые геймплейные решения, отвечающие концепции игры. От некоторых казусов это все же не избавляет: пробегая по узким улочкам местного городка я заметил, как один пехотинец в процессе патрулирования ходил мимо тела своего мертвого товарища. По собственной глупости я забыл спрятать его во время предыдущего посещения этой части локации, и если бы не ошибка ИИ, меня бы начали искать.
Обширная площадь локаций передает эффект пребывания в тылу врага, где приходится несколько минут сидеть в кустах, прежде чем появится шанс незаметно перейти на другую позицию. Число этих перебежек заметно сократится, если игнорировать стороннюю активность, но не советую так делать. Уделяя внимание уничтожению складов с боеприпасами и добыче разведданных можно облегчить свое дальнейшее продвижение и узнать интересные моменты о солдатах и сюжетных персонажах.
Дневник убитого мною снайпера с воспоминаниями о жене не несет особой ценности, но прекрасно дополняет антураж игры, где каждый противник — такой же человек на войне, как и главный герой Карл Фейрберн. Ему всего лишь не повезло оказаться на другой стороне конфликта. Из подобных записей к концу игры можно собрать целую коллекцию биографий простых солдат.
Подобную роль обрамления играет и основной сюжет, подача которого ограничивается краткими диалогами с союзниками перед началом каждого задания и некоторыми документами, разбросанными по лагерям. К счастью, игровой процесс полностью компенсирует сюжетную недосказанность, а иногда и вовсе исключает необходимость в разжевывании ненужных деталей.
Обидно в данном случае только то, что вплетенные в историю союзники главного героя из войск сопротивления никоим образом не вовлечены в игровой процесс, хотя время от времени все же дают о себе знать. Участие бойцов под предводительством женщины, называемой солдатами Ангелом Милосердия, ограничивается отсиживанием в тылу. По традиции подобных игр, они просто ждут, пока все сделают за них и лишь иногда предлагают выполнить для них пару поручений, вроде уничтожения танка, мешающего их передвижению.
Сторонняя активность в Sniper Elite 4 служит одним из элементов фундамента, на котором построены здешние локации: на карте есть основная цель, вторичные задачи и определенное событие, заглушающее выстрелы, если они сделаны в правильный момент. Во второй миссии игра поставила передо мной интересную задачу — на ней роль “глушилки” выполняла бронированная лодка, но она же была одной из главных проблем, поскольку из-за нее передвижение по берегу могло закончиться поднятой тревогой.
Пару раз воспользовавшись предоставленным преимуществом я все же избавился от назойливой лодки, напоминающей первые часы игры в оригинальный Crysis. После каждого такого “ювелирного” попадания приходилось менять позицию — растерянные немцы не знали моего точного местоположения, но примерно понимали, откуда был сделан выстрел, и отправляли туда несколько человек на разведку. Если вовремя скрыться с места, то можно незаметно пробраться дальше, пока отряд противника покинул свой пост.
Планирование маршрута здесь играет весомую роль, поскольку продираясь через гарнизоны немцев вслепую можно наткнуться на одного из солдат лицом к лицу, и действовать придется чрезвычайно быстро. Мгновенно выхваченный пистолет и выстрел в голову в таких случаях спасает положение, и это одна из тех деталей, которая радует в Sniper Elite 4 больше всего — если меня заметил один противник, то это не значит, что заметили все. Даже при обнаружении у меня есть шанс быстро избавиться от неожиданного свидетеля и спрятать его тело.
Подобное “прокатывает” даже в относительной близости к товарищам загулявшего патрульного, чему способствуют множественные укрытия и вертикальность локаций, где противники пока еще не научились поднимать голову, но в то же время отлично контролируют ситуацию под собой, занимая позицию на мосту или вышке. Среди них особо опасны снайперы, избавление от которых во избежании проблем при пересечении местности стоит в приоритете. Многоуровневость территорий, в свою очередь, не ограничивается землей и вышками — порой моя цель оказывалась выше или ниже на расстоянии, сопоставимом с высотой двадцатиэтажного здания.
Стиль прохождения от одного игрока к другому в Sniper Elite 4 будет варьироваться, поскольку теперь даже для добиваний в ближнем бою активируется фирменная для серии рентгеновская камера убийства. Использовать ближний бой здесь столь же приятно, как и стрелять — в моем прохождении это соотношение балансирует на золотой середине, и я не намерен отдавать предпочтение чему-то одному.
На закуску — персонализация, реализованная через неплохой выбор нескольких моделей винтовок и перки. Снаряжение снайпера приобретается за внутриигровые деньги, а вот способности, вроде повышения времени сосредоточения, зарабатываются опытом, начисление которого по завершению каждого задания внешне напоминает всем известный Battlefield. И даже здесь есть золотые скины!
Мне пока не представилось случая сыграть в мультиплеер и кооператив, но осмелюсь предположить, что во втором режиме Sniper Elite 4 может исполнить роль самобытного и бюджетного Ghost Recon: Wildlands, при этом успешнее справляющегося со своей задачей. Созданная Rebellion механика гораздо лучше адаптирована под кропотливый процесс подготовки к опасному заданию и его выполнению, расположение противников и их реакция на происходящее здесь имеет больше смысла, а отсутствие открытого мира, которым так гордится Ubisoft, идет лишь в плюс.
Rebellion явно не стремилась совершить революцию среди тактических шутеров, а наоборот — полировала до блеска отработанную концепцию, закрепляя свое положение в жанре. Команде не удалось полностью избавиться от проблем, вроде временами растерянного искусственного интеллекта, но Sniper Elite 4 куда удачнее своего конкурента в лице Sniper: Ghost Warrior 3 соответствует изначальной задумке.
В отличие от своих предшественников, Sniper Elite 4 не просто меняет декорации вокруг, а расширяет спектр возможностей для игрока и во многих аспектах выводит серию на новый уровень. Rebellion, как и другим представителям в жанре, по-прежнему есть над чем работать, но она обладает преимуществом, которое заключается в выверенном и безошибочно узнаваемом фирменном стиле. С другой стороны, это все та же игра про отстрел конечностей противника на радость фанатам серии.
- Создатели Risk of Rain 2 прокомментировали первое DLC от Gearbox — приятно видеть новый контент, но у команды пока нет опыта
- Анонсирована Sniper Elite: Resistance — релиз в 2025 году
- Armored Core 6: Fires of Rubicon преодолел отметку в 3 миллиона проданных копий