Манчестер у моря

Несказанное слово

Я долго подбирал правильные слова. Открыл пустой лист и десять минут смотрел на него, перебрал в голове с десяток возможных вариантов. Некоторые из них показались мне претенциозными, другие — недостаточно сильными для первой строчки. Одни метафоры казались уместными, другие не очень, но правильных так и не нашел. Потом я задумался и понял, что так и должно быть: молчание, ненаписанная строка, несказанное слово — вот что идеально описывает “Манчестер у моря”. Фильм Кеннета Лонергана это история о невыраженных чувствах и словах, которые герои не могут сказать друг другу.

Бостонский сантехник Ли Чендлер (Кейси Аффлек) ведет жалкий и бесцельный образ жизни. Дни напролет он пропадает на работе, берется за любую халтуру, не сидит без дела. Вечерами мужчина идет в бар, напивается и бьет кого-нибудь по лицу. Ли угрюм, часто и без причины груб с людьми, хорошей компании предпочтет полусонную ночь у телевизора. Из рутины его вытаскивает телефонный звонок и сообщение о скоропостижной кончине брата от сердечного приступа. Ли предстоит вернуться в родной провинциальный городок Манчестер у моря (реально существующий крохотный город в штате Массачусетс) и разобраться с накопившимися проблемами — организацией похорон брата и внезапным опекунством над подростком-племянником Патриком (Лукас Хеджес). Мужчину ждет встреча с призраками прошлого, от которых он когда-то сбежал.

Серия коротких флэшбеков раскрывает предысторию главного героя, разом бросая на зрителя обезображенный скелет из шкафа и сразу становится понятна вся бесконечная грусть, внезапные вспышки агрессии и отстраненность от внешнего мира. Все это защитный механизм, а не дурной характер. За душой у Ли большая трагедия, случившаяся по его вине. Она сделала его несчастным, а вместе с ним погубила его близких.

Прошлое всегда остается с ним, но и в настоящем ему не легче. Похороны то и дело срываются, найти общий язык с племянником никак не удается. Между двумя главными героями складываются непростые отношения. Каждый из них проживает трагедию по-своему, но в одном они схожи — оба не готовы говорить о случившемся вслух, не только друг с другом, но даже сами с собой. Обоюдное молчание произрастает в некое соперничество: Патрик и Ли никак не могут договориться — о похоронах, опекунстве и будущем месте жительства. Юноша упрямится и не хочет переезжать в Бостон. В Манчестере у него своя гаражная рок-группа, он играет в хоккей и неловко, но довольно успешно крутит роман сразу с двумя девчонками. Ли не хочет оставаться здесь, слишком многое напоминает о прошлом, весь город для него словно памятник пережитому кошмару.

Лоннерган написал сильный сценарий и в некоторых моментах парой острых слов и метких диалогов очень тонко передает суть и внутреннее состояние героев. В фильме есть сцена, где Патрик и Ли едут на машине до больницы, чтобы юноша мог проститься с отцом. Патрик спрашивает у дяди: “Ты его уже видел? Как он выглядел?” на что Ли равнодушно отвечает: “Да, видел, выглядел как мертвый”.

Апатичный настрой фильма местами разбавлен юмором, но даже этот смех здесь скорее как отчаянное спасение от подкатывающего к горлу комка. Повествовательный тон настраивает на соответствующий лад и сама история намеренно чуть отстраняет зрителя от происходящего. Душевная боль и повод для сопереживания здесь есть, он действительно весомый, но вот надежды на спасение нет никакой. Ускользающие проблески тепла в отношениях между родственниками напоминают, что растревоженные души никогда не смогут обрести покой.

В этом “Манчестер у моря” схож с романом британского писателя Иэна Макьюэна “Дитя во времени” с одной лишь поправкой — Макьюэн позволил своим героям говорить о пережитой боли почти сразу, что в конце привело их на правильный путь.

Кеннет Лонерган нащупывает болевые точки Чендлеров по заветам Льва Толстого о том, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Здесь и мать Патрика — алкоголичка, которая сбежала, оставив малолетнего ребенка с больным отцом. По другую сторону — Рэнди, бывшая жена Ли. В итоге обе в какой-то степени сумели сделать следующий шаг, что лишний раз подчеркивает плачевное состояние Патрика и Ли, которые остаются непоколебимы. Ключевой момент, пожалуй, заключен в попытке Рэнди попросить прощения у Ли за старые обиды, обращаясь к совместно пережитому горю, на что он надрывно отвечает, что больше уже ничего не осталось. В этом весь Ли — опустошенный, отчужденный и совершенно не от мира сего. Он ежедневно делает свою работу, которая не приносит ему удовольствие, но оно ему и не надо. Он не живет, он существует в этом мире.

Западные критики превозносили актерский талант Кейси Аффлека зачем-то сравнивая со старшим братом. На деле они актеры разного калибра, а “Манчестер” в очередной раз раскрыл Кейси как актера драматической роли. В нескольких сценах всего за пару минут он выдает сильнейший перфоманс с целым спектром эмоций, от панического страха и печали до ненависти к себе. Если в этом году академики отдадут победу ему, это будет достойный выбор.

На фоне Аффлека смог не затеряться Лукас Хеджес. У молодого актера большое будущее. Обратите внимание на его игру в сцене на кухне с холодильником. Она ключевая не только для героя, но и для всей истории в целом — там настоящий катарсис.

В целом история вышла морально тяжелой, поданная без пафоса и прикрас, она рассказана простым языком. В большей степени это фестивальная картина, но не такая важная с точки зрения ценности для мирового кино. Ее ценность лежит в другой системе координат, важной не искусству, но обществу.

“Манчестер у моря” это социальное высказывание о том, насколько важна помощь для человека пережившего сильную психологическую травму. Конечно, никакая терапия не вернет утраченное, не снимет камень с души, но поможет не тащить его под сердцем в одиночку, научиться говорить о нем, разделить его с близкими. В определенный момент, когда сил уже не осталось, нужно уметь сказать: “Я так не могу. Я не справлюсь”.

Последние статьи

19 Комментариев

  • ILYA
    Комментарий скрыт. Показать

    Мощнейшая роль у Аффлека. Показать настолько отрешенного от жизни человека — это ли не Оскар.
    Какой нафиг улыбашка Гослинг

    0
  • kevin_rayt
    Комментарий скрыт. Показать

    Фильм мрачный, морально тяжелый. Безусловно, хорош. Но из того разряда картин, пересматривать которые, определенно, не захочется.

    4
  • ILYA
    Комментарий скрыт. Показать

    @kevin_rayt, такие фильмы обычно отлично врезаются в память, и ты их через нескоько лет все равно пересматриваешь

    0
  • kevin_rayt
    Комментарий скрыт. Показать

    @ILYA, да вот как раз-таки - нет. Т.е. не совсем. Врезаются в память подобные фильмы - это да, безусловно. Но пересматривать такие картины - не хочется, как правило. Слишком уж тяжелые.

    0
  • loveaction
    Комментарий скрыт. Показать

    не успел вовремя застрелится, хорошее кино

    -1
  • baobab
    Комментарий скрыт. Показать

    А я не понимаю зачем вообще такое смотреть! Что вам своих проблем не хватает, что бы еще и чужим сопереживать? Я привык в фильмах и играх ставить себя на место героев и после просмотра такого тяжелого фильма врятли испытаю что то хорошее или придут хорошие мысли! Хотите испытать вселенскую грусть и тоску? Просто включите телек!

    -4
  • t-dirt
    Комментарий скрыт. Показать

    братишка бена афлека в последние годы только прогрессирует. то и гляди, подвинет старшего. фильм не смотрел, но думаю такое количество восторженных отзывов не могут быть про что то тухлое. всегда нравились семейные драмы.

    2
  • loveaction
    Комментарий скрыт. Показать

    @baobab, у греков была теория о катарсисе (сопереживание высшей гармонии в трагедии) они любили смотреть трагедии в театре, с героем всё плохо а ты его жалеешь, сопереживаешь, чем больше испытываешь хороших, глубоких чувств тем больше твоя душа очищается от скверны... смех чувство поверхностное, посмеялся и забыл, ничего не пережил, ни о чём не задумался, лучше не стал... как в сериале мир дикого запада, андроиды должны пройти через страдания и ошибки чтобы осознать себя

    3
  • baobab
    Комментарий скрыт. Показать

    @loveaction, Да, греки вообще философы еще те были! Пусть говорят надо всем смотреть, греки одобряют! Там постоянно то беременна, то больна, то все умерли! Вот насопереживаетесь, катарсис испытаете!

    0
  • loveaction
    Комментарий скрыт. Показать

    @baobab, в теории катарсиса очень важна эстетическая составляющая, сложно сопереживать г*вну))

    1
  • baobab
    Комментарий скрыт. Показать

    @loveaction, АА, чёрт с вами, посмотрю ваш катарсис! Вот из принципа!

    0
  • kartosh
    Комментарий скрыт. Показать

    @baobab, Фильм действительно стоит просмотра. Хотя бы одного.

    @loveaction, Спасибо за интересный экскурс про древних греков.

    0
  • baobab
    Комментарий скрыт. Показать

    @kartosh, Да всё, посмотрю уже, решил! Пройду крещёнье огнём!))

    0
  • kartosh
    Комментарий скрыт. Показать

    @baobab, Пишите потом сюда, обсудим.

    0
  • baobab
    Комментарий скрыт. Показать

    @kartosh, Да я вам даже в личку напишу!

    0
  • loveaction
    Комментарий скрыт. Показать

    @baobab, @kartosh, важно не просто посмотреть а понять что увидел, я вот например не согласен что " обе (жена и мать Патрика) в какой-то степени сумели сделать следующий шаг". мне наоборот кажется что это фильм о том как нельзя сделать следующий шаг, о том что в отличии от масскультового штампа из современной психологии что "нужно жить дальше блаблабла" иногда нельзя, жена без слёз и истерики не может спокойно разговаривать, мать была алкоголичкой а стала баптисткой, по сути сменила одну зависимость на другую, шиза осталась той же, да и сам Ли хоть и планирует комнату для племянника но опекунства не принимает, вот даже Патрик с его бурной подростковой жизнью и тот переживает паническую атаку у холодильника... не все раны заживают со временем, иные кровоточат сильнее

    а вобще не часто в кино показывают рабочий класс Америки, такие классические рэднеки- сантехники, выпивохи из бара, жители одноэтажного пригорода... и внезапно на фоне этого играет Гендель, хз наверное чтобы подчеркнуть что вот она высокая трагедия в жизни

    0
  • baobab
    Комментарий скрыт. Показать

    @loveaction, Есть сериал - "бесстыдники") Вот там вся краса американских рэднеков - правда это пошлая чёрная комедия с кучей постельных сцен, а не глубокомысленная драма!

    0
  • loveaction
    Комментарий скрыт. Показать

    @baobab, дада отличный пример! а то всё больше белые воротнички- юристы, адвокаты, если полицейские то детективы- интеллигенция а не патрульные... вот недавно смотрел сериал, сына эмигранта адвокат вытягивал из тюрьмы, его отец водитель такси, в складчину на троих купил лицензию на такси в Нью-Йорке и когда ему сказали что мол дело это об убийстве и минимум 65к баксов гонорар адвоката, а водить он не мог потомучто полиция конфисковала такси как место преступления и его компаньоны предлагали ему подать на сына заявление об угоне, всё равно он за убийство чё ему и угон не взять? казалось бы ваще дно общества эмигрант-таксист! не может купить другую машину чтобы таксовать дальше, а потом оказывается там тока лицензия на такси стоит 250 тысяч! нифига себе дно? я понимаю в рассрочку и т.п. и всё же!

    0
  • baobab
    Комментарий скрыт. Показать

    @loveaction, думал, что на дне, но снизу постучали) ничего удивительного, у них там одна страховка медицинская сколько стоит!

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.