Alice Through the Looking Glass
Куда ушло время?
Каждый фильм Тима Бёртона если и не становится новым откровением, то уж точно обладает львиной долей шарма и колоритными персонажами, которые никого не оставят равнодушными. На этом, а также на красивой графике, в 2010 году фильм Alice in Wonderland собрал свой миллиард долларов. Все основные претензии были к сценарию, написанному ярой феминисткой Линдой Вульвертон, в 90-ые отметившейся работой над "Король Лев" и "Мулан".
Alice Through the Looking Glass создавался явно с оглядкой на заветный миллиард, только боссы из Disney забыли главную составляющую успеха — Бёртона. Вместо него взяли Джеймса Бобина, срежиссировавшего до этого разве что две полнометражные части Маппетов. Говорить о качестве этого порождения современной масс-культуры мы не будем.
В 2010 году Бёртон создал свой собственный сказочный мир, заметно надругавшись над работой Льюиса Кэррола. Фильм получился, скажем так, не лучшим, но все персонажи смотрелись живо и интересно, а в происходящее действительно хотелось поверить. Сценарий фильма прихрамывал, но ему можно было это простить.
Проходит 6 лет, Алиса (Миа Васиковска) становится взрослой сформировавшей женщиной, капитаном корабля. Вернувшись домой, она узнаёт, что мама продала долю в компании неудачнику из первой части, а единственный шанс вернуть заложенный дом — отдать корабль, без которого главная героиня не представляет своей жизни. Убегая от проблем, она следует за бабочкой и попадает в Зазеркалье. Сходство с книжным оригиналом заканчивается примерно через 3 минуты после этого момента, дальше пойдёт жёсткая отсебятина, написанная под воздействием каких-то препаратов, никак иначе.
Если Тим Бёртон попытался преобразить произведение, создав своё видение волшебного мира, то Джеймс Бобин в паре с Линдой Вульвертон славно постарались, чтобы разбомбить последние остатки сказки и логики в этом мире абсурда, сделав сам фильм настоящим абсурдом. А что? "Мне можно, я сумасшедшая".
И поверить в безумие, поставленное главной героине самим Мориарти, не сложно — тут Миа Васиковска постаралась на славу, практически в каждом кадре в глазах Алисы виднеются серьёзные проблески сильной и независимой женщины. А её поступки только это закрепляют.
На этот раз главная задача — спасти родственников Безумного Шляпника, впавшего в уныние и меланхолию. От Джонни Деппа не осталось ничего: за слоем грима и компьютерной графики где-то ещё теплится что-то человеческое, но это очень сложно разглядеть.
В тот момент, когда, по идее авторов, показывается упадок обыкновенно весёлого и жизнерадостного героя, лицо Шляпника настолько преображается, что тут в пору вспомнить другое известное сочинение по сказке Кэрролла — Alice: Madness Returns Америкэна Макги. Видимо, в следующую секунду Депп должен был превратиться в злобное чудовище, которое бы Алиса безжалостно зарезала кухонным ножом, после чего отправилась бы рубить сказочных существ направо и налево. Но нет, а жаль, это было бы более логичным и уважительным продолжением, как по отношению к автору, так и ко зрителям.
Одно я знаю точно — если бы у меня были дети, на это бы я их точно не повёл. Начиная от вышеупомянутой сцены, способной разрушить детскую психику навсегда, и заканчивая отсутствием логики в каких-либо действиях главных героев. Фильм пытается научить юного зрителя бережливому отношению ко Времени. Да, это не опечатка, Время играет Саша Барон Коэн, пополнивший звёздный состав шапито.
Алиса, чтобы спасти родственников Шляпника, крадёт хроносферу, дабы переместиться в прошлое. На хроносфере поддерживается Время, из-за чего существует огромная опасность уничтожить его и весь привычный мир подземья вокруг. Абсолютно наплевательское и безответственное отношение главной героини к судьбе мира и всех вокруг не может стать хорошей ролевой моделью для детей.
Дальше авторы делают только две вещи: разрушают всю сказку, скрупулёзно объясняя и показывая все недомолвленные моменты оригинала, где этого не требуется, и побивают какой-нибудь мировой рекорд по сбору всех афоризмов, связанных со временем, в одном произведении.
Первым они разрушают всю суть жанра, убивая сладкую волшебную недосказанность, которая и является главной составляющей сказки. Помните, как все мы в детстве интересовались у родителей, почему животные разговаривают, откуда появилось то-то и так далее. Вульвертон с превеликим удовольствием выступает настоящей занудой, придумав всему чёткое и научное объяснение.
А вторым просто раздражают, так как подобный каламбур начинает надоедать примерно через 10 минут после появления героя, а ведь на нём держится весь фильм.
Графика и то по ощущениям стала хуже: во время просмотра не покидает чувство, что большая часть фильма была снята в зелёной коробке два на два метра с единственным окошком для камеры. Первая часть смотрелась куда живее и красивее, а прошло уже 6 лет.
Самым трогательным моментом фильма стали финальные титры: "Посвящается памяти Алана Рикмана". Алан Рикман озвучил Абсолема, ту самую бабочку, которая в первой части была гусеницей. И всё бы хорошо, если бы "Алиса в Зазеркалье" не стала бы последней работой актёра. Лучшей памятью и данью уважения было бы вычеркнуть имя Рикмана со всего, что связано с фильмом, чтобы он не остался навеки последним, к чему успел приложить руку мастер.
Кажется, что поливать этот фильм грязью можно вечно. Создатели жалко пытаются воссоздать формулу успеха первой части, ничего не придумывая своего, кроме бредового сюжета. Они даже немного попытались в драму, что, конечно же, не особо получилось.
У Энн Хэтэуэй на протяжении всего фильма на лице написано только одно: "Что я тут забыла?". И всё-таки надо сказать пару хороших слов.
Как уже было упомянуто, Миа Васиковска замечательно отыграла безумие Алисы: в него хочется поверить со всей силой. Не подкачала Хелена Бонем Картер, которая вызвала все нужные чувства к своей героине моментально, да и Саша Барон Коэн смотрелся бы в своей роли достойно, если бы не излишнее переигрывание, требовавшееся от него по сценарию. Остальные сказочные персонажи хоть и побледнели, стали вторичными, но ещё могут удивлять и вызывать восхищение: как-никак наследие Кэрролла и Бёртона.
Даже вторая половина картины хоть как-то пытается выкрутиться из той ямы, которую рыла себе первый час, и становится пригодной к просмотру, уменьшая количество раздражающих глаз моментов.
Тут должна быть рядовая фраза: на этот фильм стоит пойти, если вы себя относите к яростным фанатам произведения. Но всё наоборот: если вы хоть как-то любите классическое произведение, то про "Алису в Зазеркалье" Бобина стоит забыть раз и навсегда. В нём не осталось ни умилительного абсурда, ни капли силы и ума маленькой Алисы, которая была мудрой девочкой, в отличие от своей киношной протеже.
- Новый фильм Алекса Гарленда покажут в России почти на месяц раньше
- Билеты в кино в России подорожали до рекордного уровня
- Донни Йен сыграет в киноадаптации сериала "Кунг-фу" — режиссером рассматривают Дэвида Литча