HARDCORE HENRY
Новое игровое кино
Дебютный фильм Ильи Найшуллера и первый Action POV фильм в истории – Hardcore Henry — лучшая экранизация игры на сегодняшний день, не имея даже игры в основе, и открытие новой главы в истории кино.
Главный герой, киборг Генри, которого исполняет сам зритель примерно 17 различных актёров-операторов, просыпается в некой лаборатории, где первое, что он видит, — обаятельную Эстель, напоминающую Дженнифер Лоуренс, в исполнении Хейли Беннетт. Она говорит главному герою, что он её муж и оживила его она на деньги нехорошего человека Акана, которого играет Данила Козловский, известный по ролям в фильмах "Легенда №17", "Духless" и "Мы из будущего", а также огромного списка российских фильмов, которые вы наверняка смотрели в новогодние праздники по первому каналу.
Далее будем вести наш рассказ от первого лица — почему нет? Акан хочет создать армию суперсолдат, оживляя таких же безнадёжных трупов, как мы. Когда мы сбегаем, прихватив очаровательную жёнушку и упав неподалёку от "Москва-Сити", нас разделяют плохие наёмники. Дальнейшая миссия — спасти красавицу жену и наподдать главному злодею, альбиносу с телекинетическими способностями. В этом нам будет помогать обаятельный незнакомец Джимми в исполнении Шарлто Копли, известного по трём фильмам Бломкампа и Maleficent (Малефисента).
Hardcore Henry — уникальный для российского и мирового кино проект. Прославившись двумя клипами на песни "Bad Motherfucker" и "The Stampede" для своей рок-группы Biting Elbows, Илья Найшуллер получил полный карт-бланш. Клипы были сняты целиком в POV ("Point of view" — вид от первого лица) с большим количеством экшен-сцен с паркуром, трюками и драками, за счёт чего быстро получили вирусную популярность в России и на Западе. Такого не делал до этого никто.
Продюсером выступил Тимур Бекмамбетов, снявший Wanted (Особо опасен): он позвонил Илье и предложил снять полнометражный Action POV фильм. Илья подумал какое-то время и согласился, получив неплохое финансирование и выход на профессионалов мирового уровня. Но, самое главное, что сделал Бекмамбетов — дал Илье Найшуллеру полную свободу, что позволило оторваться от реальности и создать нечто новое.
Недостающие деньги на пост-продакшн команда собирала с помощью краундфандинга, чтобы прощупать почву и быть менее зависимыми от внешних вливаний. Общий бюджет — 200 млн рублей. После показа в Торонто за русский фильм боролись Paramount, Universal, Lionsgate и Dimension Films, но права на дистрибьюцию в США и мире получила голливудская студия STX Entertainment за $10 млн.
Монтажом и компьютерной графикой занимались ведущие голливудские специалисты, которые работали над серьёзными картинами, вроде The Passion of the Christ (Страсти Христовы), Equilibrium (Эквилибриум), Pearl Harbor (Перл-Харбор) и Transformers (Трансформеры).
Тут маленькая оговорка, Hardcore Henry — не первый фильм в истории, снятый от первого лица. Сам Найшуллер в каком-то из интервью говорил про фильм 1947 года Lady in the Lake (Леди в озере), который тоже был снят режиссёром-дебютантом. Ещё он вдохновлялся фильмом Гаспара Ноэ 2009 года — Enter the Void (Вход в пустоту). Подробнее об истории POV-кино мы напишем отдельный материал, история длинная и интересная.
Что же тогда может дать фильм Ильи Найшуллера, если он и первопроходцем-то не является? Большинство фильмов до этого не могли дать зрителю ни полного погружения, ни достойного объяснения, зачем зрителю терпеть такое "Ноу-хау".
А Илью Найшуллера люди запомнят как человека, открывшего настоящее предназначение "субъективной камеры" — развлекать, погружать в аттракцион, добавлять "игровую механику" в кино. Что-то напоминает? Правильно! Компьютерные игры.
Hardcore Henry — это такая одна большая компьютерная игра с самой реалистичной графикой на свете, подчиняющаяся законам игры, а не кино. Как отмечает Дарья Чаруша, написавшая саундтрек к фильму и сыгравшая эпизодическую роль хозяйки борделя, им пришлось переизобретать подход к созданию саундтрека: классические правила не работали, нужно было создавать смесь между кино и играми.
Самое главное, что роднит нас с героем, — герой немой и выражает какие-то вещи через простые жесты, но это не значит, что ему нечего сказать — он всё говорит через действия. Как когда-то для этого же эффекта Valve отняла голос у Гордона Фримана, так и сейчас это работает на все 100%.
Фильм полностью снят на английском языке, лишь изредка проскакивает русская речь и музыка, так как действие проходит в Москве и её области. Погружение в "игру" даёт дубляж картины, напоминающий больше озвучку компьютерной игры, чем фильма. Большую часть картины мы слышим голос Джимми, и, как вы думаете, кто его озвучивает? Голос "Мёртвого бассейна" - Пётр Гланц! Все основные шутки в фильме произносятся его голосом, кстати, именно он работал над переводом для дубляжа вместе с режиссёром, добавляя много адаптаций, которые понравятся зрителю.
Именно он ведёт нас на протяжении всего фильма, напоминая Капитана Прайса из серии игр Call of Duty не только своей ролью бессменного напарника, но и одним из своих обличий. И Шарлто Копли вытягивает на себе большую часть шарма фильма, как когда-то вытянул District 9 (Район №9). Он предстаёт перед нами неубивыемым напарником, который обучает "игровым механикам” и разбавляет молчание героя действительно неплохими шутками, над которыми хлопает и смеётся весь зал.
И отсылки к компьютерным играм можно перечислять бесконечно. Фильм открыто ссылается на Bioshock, Deus Ex: Human Revolution, Battlefield, Counter Strike, Duke Nukem, DOOM, GTA, Left 4 Dead и бесконечное множество игр, к которым нам постоянно дают прямые и косвенные ниточки. Не говоря уже о фильмах, которых цитируется так же прилично: Total Recall (Вспомнить всё), RoboCop (Робокоп), Universal Soldier (Универсальный солдат) и другие картины массовый культуры.
"Когда вышла "Матрица", я не пошел в кино и смотрел экранку, за что ненавидел и себя, и тех, кто не сказал мне, что смотреть этот фильм нужно обязательно в кинотеатре. Если вам понравится “Хардкор”, не забудьте посоветовать друзьям посмотреть его именно в кино, иначе они будут страдать так же, как я".
Hardcore Henry — дань уважения современной поп-культуре. Илья Найшуллер снимал то, что нравится ему и его друзьям, поэтому фильм будет близок большинству людей: он не снимался с оглядкой на слова маркетологов. "Фильм с душой" — как бы громко это ни звучало.
Фильм идёт в непрерывном темпе, делая лишь небольшие передышки: локация сменяется за локацией. Тут даже присутствуют аптечки, которые выпадают герою ровно в тот момент, когда он начинает сдавать, чем вам не типичная игровая механика?
Картина целиком и полностью снималась на GoPro Hero 3 Black Edition, лишь маленькие подсъёмки пары сцен делались на камеры RED и Canon 5D Mark II. Для того, чтобы создать эффект POV, была разработана специальная Adventure Mask, которая прочно закрепляла камеру и другое оборудование на голове оператора-актёра-каскадёра, попутно стабилизируя изображение.
И тут кроется главная проблема — глаза во время просмотра устают. Судя по западным критикам, которые смотрели фильм ещё на фестивале в Торонто в прошлом году, это не проблема оборудования "Гоголь Центра", в котором мы смотрели фильм. Камере GoPro и фильму не хватает количества кадров в секунду для плавности, что даёт нагрузку на глаза и мозг.
Во время съёмок роль Генри примерило около семнадцати человек, включая Илью Найшуллера, чьё лицо появляется в единственной сцене в конце, когда нам показывают Генри. Основные action-сцены исполнял Сергей Валяев, работавший вместе с Ильёй над клипами и разработавший Adventure Mask, но во время съёмок повредил шею, после чего к нему добавился Андрей Дементьев. Для многих трюков нанимались профессиональные каскадёры, например, в сценах с вертолётом, во время горения главного героя и запрыгивания на лошадь.
Как отметил Сергей в разговоре с Shazoo, для многих трюков требовалась лицензия каскадёра, поэтому им с Андреем не позволяли делать часть трюков, хотя Сергей высказал желание к этому. Также он отметил работу Андрея Деменьтева над финальной сценой: "Там нужно было терпеть, там нужно было терпеть на протяжении долгого времени, и он это вытерпел".
Сюжет не хватает звёзд с неба, не объясняя некоторые моменты и больше напоминая сюжет добротной средней AAA-игры, но это и не нужно — весь фильм держится на чёрном юморе, самоиронии, быстром темпе и бесчисленных отсылках к массовой культуре. Фильм даже успели обвинить за объективацию женщин, показ продажных полицейских (а кто не показывает?) и излишнюю жестокость, на которую указали американцы. Но тут всё в лучших традициях DOOM и Duke Nukem.
За эти сутки мы убьём невероятное количество врагов самыми различными способами и приспособлениями, набирая "фраги": человеческая жизнь тут ценится не больше, чем в любой игре. И во время большинства убийств не будет покидать ощущение нереальности происходящего, так что фильм нельзя заведомо обвинить в излишней пропаганде насилия. Каждое убийство не приходится на "личный счёт": вы же не считаете “фраги”, когда выводите пар на целой армии неповинных противников в какой-нибудь FPS вечерком?
Помимо убийств нас ждут погони, прыжки с вертолётов, танк, перестрелки, горы кокса, оружия, пиротехники, безумия и босс-вертолёт, да что тут говорить: даже на лошади дадут прокатиться. Не зря фильм получил название “Хардкор”.
Акан — главный злодей-альбинос с телекинетическими способностями в исполнении Данилы Козловского предстаёт перед нами классическим игровым злодеем с заслуженной долей харизмы, вырисовываясь перед нашим героем на протяжении всего фильма, играя с ним, как с игрушкой. Внешне чем-то напоминает красивую версию персонажа Вуди Харрельсона в "Голодных играх".
"Нам никто не отказывает".
В эпизодических ролях играет бесчисленное количество российских знаменитостей, предстающих в маленьких амплуа, так, например, мы таскаем Шнура плоскогубцами за нос. А из танка вытаскиваем куратора и художественного руководителя "Гоголь центра" Кирилла Серебренникова. Авторы просто прошлись по огромному количеству знаменитостей и предложили им то, на что было сложно согласиться, но ведь согласились.
Нашими звёздами дело не ограничилось. Если их роль заключалась в красивой смерти, то Тим Рот играет отца главного героя, который появляется ровно в двух сценах и произносит главную мотивационную речь за весь фильм.
Финальная сцена фильма чем-то напоминает сцену на крыше из Left 4 Dead. Нас ждёт море экшена, крови, врагов и неожиданный поворот в конце, который обязательно порадует зрителей.
Hardcore Henry однозначно заслуживает внимание — это достойный основоположник жанра Action POV фильмов, представляющий из себя лучший фильм-аттракцион за многие годы, выводящий понятие "экранизация игр" на новый уровень, ведь это, по сути, и есть игра. Игра с неплохим юмором, созданная по всем законам гейм-дизайна, принесёт вам огромное количество эмоций.
Мы не говорим, что фильм однозначно хороший. Нет, ни в коем случае! Если отбросить новаторство, то фильм больше похож на треш-кино среднего уровня. Но уровень треша не доходит до крайности, в этом плане он чем-то напоминает Дэдпула. Всё спасает юмор и объяснение некоторых спорных моментов через игры. Вспомните, понравился ли вам "Мёртвый бассейн" и решите, стоит ли просмотра дебют Ильи Найшуллера.
Скоро нас ждёт море фильмов от первого лица, запомните эти слова. И они ещё успеют надоесть, а пока Hardcore Henry смотрится как свежий глоток воздуха, как нечто новое.
- Режиссер "Фуриосы" Джордж Миллер говорит, что игра Mad Max не оправдала ожиданий — но он бы хотел новую игру от Хидео Кодзимы
- Популярность сериала Fallout принесла Bethesda около 100 миллионов долларов
- Геймдиректор Fallout: New Vegas не возражает против планов сериала Fallout на второй сезон