"Что? Где? Когда?" или Основы Dota 2

Всем привет, как и обещал, я написал тот самый гайд и теперь отдаю его на ваше рассмотрение, возможно кто-то узнает что-то новое, кто-то ничего не поймет, кто-то не согласится с моим мнением. Все эти варианты я допускаю, но цель данного блога - поделится опытом, который я получил за 10 лет.

Начну пожалуй с самой проблемы: занимаясь мониторингом разных сайтов посвященных Dota 2, натыкаюсь на вопросы новичков "как? что? почему?", читая их я понимаю, люди совершенно не знают основ и им не хватает опыта. Те самые основы и опыт, которые я получил благодаря времени проведенному в Dota и Dota 2. Почему так произошло? Ведь сейчас уровень игроков Dota 2 гораздо выше, чем его предшественника и люди которые в неё играют, гораздо сильнее. Да, это так, если не поленитесь, то скачайте клиент ICCUP или Garena и просто зайдите в любую игру. Что происходит? Почему я чувствую себя Артуркой "Arteezy" Бабаевым, Александром "XBOCT" Дашкевичем, Клементов "Puppey" , Ивановым, может я действительно классно играю и это все "несправедливая" система РММа? К сожалению, нет. Ваш скилл не выше, просто уровень игры здешних игроков будет на уровне игроков 1к рмм, возможно даже ниже. Все потому, что у каждого игрока Dota 2 есть возможность следить за "метой" и трендами с просцены, а как ни крути это опыт, хотя и чужой. Согласитесь, запустить стрим игрока или турнир по Dota 2 довольно просто, а попробуйте провернуть тоже самое с Dota, скорее всего у вас ничего не выйдет. Вот так и раньше было, мы смотрели VODы, скачивали их и делились ими, ибо быстрый интернет во времена WC3 - было нечто и только для избранных. То есть раздобыть хоть какую-то информацию о том как и чем дышат "про" было довольно трудно(не невозможно, просто казалось что это того не стоит), поэтому ко многому мы пришли сами, что-то подсматривали у игроков которые занимали топовые позиции на тех платформах где мы играли, что-то было рассказано друзьями, которые уже играли в каких-то командах. Чтобы придти к тому, что я имею сейчас, я пробовал очень многое (среди друзей я был кем-то типо ЕтерналЕнви, ибо сборки мои носили название "наркоманские"): почти любого героя я мог собрать в керри, купить то, что никто раньше ему не собирал, за что вечно получал вопросы "Егор, ты наркоман?" или "Оооо, да это же сборочки Егора". Вот и я и подвел вас к первой основе.

Изобретение велосипеда

Не надо изобретать его, все что как вам кажется вы "придумали", уже было до вас, просто многие это забыли. Почему я вам говорю, не пробовать что-то новое, пытаться открыть что-то? Все просто: многие наверное читали из вас статью на Dota2.ru о том "Как стать профессионалом" и видели те советы, которые там дают. Ну так вот, плохого там мало, написано по делу, но хорошего еще меньше. Вам предлагают искать свой путь, а не ходить по протоптанной дорожке, которую игроки проходили до вас, но это бред. Почему? Да потому, что вариативности из артефактов и героев в доте великое множество, но есть основные, которые никогда нельзя нарушать! Их можно варьировать и подстраивать под себя(вы должны понять, что вам необходимо для комфортной игры) но не нарушать то, к чему пришли люди спустя столько лет. Просто примите тот факт, что существуют артефакты, которые при появлении на герое дают максимальный импакт от него, так же эта "сборка" должна варьироваться в зависимости от пика вашей команды или противника. Но это придет с опытом, а проще всего его можно получить играя с тем, кто сильнее вас или с друзьями которые играют на вашем уровне.

Пример: Вайпер - отличный герой, какую же он роль исполняет? Танк, поддержка(не саппорт!), семи керри. Сборка: из артефактов отдаем предпочтение меке, пт, аганим, бкб (это основа), если же вам чего-то не хватает (урон или скорость передвижения), вы можете докупить дагер, сашу яшу, драмы, мкб, криты, кирасу, т.е. дальше вас ждет огромная свобода выбора. Прокачка: до 7 уровня у вас должна быть замакшена пассивка, все остальное по 1 разу. Почему такой странный билд? С первой и второй ведь проще убивать! Да проще, но почему я отдаю предпочтение живучести, нежели убийствам, это уже вторая основа. Поэтому смотрите гайды, желательно многие, посмотрев и сравнив у вас должно появиться общее представление о герое и его сборке т.е. вы не должны тупо повторить ибо "это ж топовый гайд, то что ты советовал!!", ибо ваша цель - понять необходимость конкретного артефакта на определенном герое.

Лучший герой - живой герой

Да, это основа номер 2, которой научил меня один дядька под ником "AKBAR" в компьютерном клубе. Его совет был простой: если это силовик - 5 брасеров + пт\арканы, с агильщиками 5 врейсбендов + пт, с интовиками 5 нулов  + пт\арканы. У всех возникает вопрос, да я же не так давно такого фуриона видел. Да, это все еще применяется кое где, но не так часто как раньше. По факту, сейчас так никто не собирается, все пытаются получить свои артефакты как можно быстрее и правильно делают, но такая сборка дала мне понять одно: чем дольше я живу в замесе, тем больше от меня пользы. Лоу ХП герой в нынешней мете - просто подарок для большинства метовых героев типо Лешрака, Лины, Блудсикера, Зевса. Поэтому, всегда старайтесь выносить изначально артефакты на статы! Собираем манту на ПЛе, окей, но купите изначально пт(не бегайте как про с обычным ботинком, вы ж не про), потом ультимейт орб, а уж после яшу и рецепт. Эта основа проста, она помогает вам жить, а если вы живете значит у вас меньше шансов умереть в замесе, т.е. шанс на фид с вашей стороны уменьшился.

Жадность - плохо

Самая распространенная ошибка "новичков", вы во всем видите "изи фраги". Абсолютно во всем и на всех. Теперь я расскажу, что происходит у вас в голове и то о чем вы всегда забываете: хмм, я вижу герой один...(ты должен чекнуть карту!)...мы можем его убить(может он там не один?)...ладно, мы можем убить его за 2 стана(а что если кто-то мисанет станом\простакает или не попадет скиллом?) и далее вы пускаетесь во все тяжкие, забывая о собственной безопасности и всех НО. Во-первых вы должны "читать" противника! Если вы стоите на трипле и герои который против вас стоит черт пойми где, лишь бы его не убили, но вот он подходит, начинает пытаться добивать крипов и получать опыт. Первая мысль - "да он же дурак!!щас завалим" но вы должны подумать, почему он так резко изменил стиль игры?? Да скорее всего он там не один и вас тупо байтят, как я говорю "берут на живца". Бывают другие случаи, когда он просто наглеет и совершает ошибку, в таком случае вы должны его наказывать. Но никогда не забывайте как минимум, посмотреть на карту, если видите как минимум еще 2-3 игроков на своих позициях, то смело действуйте. Поэтому учимся не только жать кнопки, но и думать т.е. учимся "mind game'у"

Я обязательно смогу, но...

Конечно сможете, я в вас верю... Но запомните главный и основной принцип: начните мыслить критический, никакого оптимизма, особенно в Соло РММе. Первое правило: никогда не рассчитывайте, что замес\стадия лайнинга\фарм пойдет по вашему плану, вам всегда надо думать "а что если, я не смогу\моя команда не сможет\я сделаю что-то не так\мы сделаем что-то не так" и именно с этих мыслей рассчитывать свою дальнейшую игру. Нет, вы не должны бояться всего подряд и думать, что вы неудачник и у вас ничего не получится, просто попытайтесь не переоценить свои силы. Лучше недооценить свои силы и провести замес так, будто вы слабее и если у вас все получится - вот он результат. Мой принцип - надейся на лучшее, готовься к худшему.

Кто я?

Глупый вопрос, но совершенно резонный. За 10 лет я отыграл на всех роля, в большинстве своем я играл на керри (сейчас играю на саппорте, ибо это интереснее, труднее, необходимо в реалиях сурового паба). Я к этому долго шел и через многое прошел, у вас же нету столько времени чтобы самоидентифицировать себя и свою роль. Поэтому могу предложить подстраиваться под пик (если вы хотите побеждать в Соло РММ), но вы должны понимать, что даже герои в силу своих способностей делятся на классы.

Саппорты : няньки(в основном это хиллеры) из-за своих спеллов и слабого ганг потенциала, они должны буквально нянчить своего керри: стакать, хилить, делиться тангусом\кларити, в случае чево подставиться вместо него и умереть. Роумеры(любой перс со станом, замедлением, контролем). Запомните, если вы не нужны вашему керри но у вас нету способностей к гангу (вы омни), идите стакайте лес, делайте отводы, носите тп на сейв (у вас есть все возможности к этому), т.е. попытайтесь выжать максимум с того, что вы делаете не на лайне. Семми-саппорт - герой который имеет возможность выхода в лейт, по началу вы просто сапортите и выполняте свои обязанности, но как только ваш керри получает какой-то фарм, он уходит в лес и уступает вам линию и вы спокойно можете переквалифицироваться в керри (обычно на таких героях собирают мидас).  В ваши обязанности всегда входит: попытка зонить врага(держать как можно дальше от крипов, забирая возможность получать опыт), иногда харасить(бить с руки или скиллами), всяческий мешать соперникам(блочить спавны крипов, контролить руны, гангать), делать стаки (если есть аое спеллы, то вы как минимум можете попробовать зафармить этих крипов, если вдруг про них все забыли), носить ТП (всегда и без исключений), умирать за свою команду(если видите что ваш основной герой может умереть, лучше постарайтесь спасти его подставившись самому)

Керри: семми-керри (герои которые при наличии небольшого фарма, начинают вносить импакт в игру) их игра это ранняя стадия и средняя стадия игры, в поздней стадии они просто начнут проигрывать другим героям у которых есть потенциал в лейте. Лейт (хард керри) эти ребята крайне слабы на начальной стадии и им просто необходим фри фарм на минут 20-25, как только у них начинают появляться артефакты, они сразу начинают вносить свой вклад в игру. В ваши обязанности входит: фармить правильные артефакты, не пропускать крипов (денай и ластхит), не пушить лайн, не дохнуть, если видите что ваш оппонент делает ошибки - убивайте.

 

Мидер: гангеры - герои которые идут в мид чтобы быстро получить свой уровень и начать помогать по всей карте, не сильно зависят от артефактов по игре, но очень зависимы от действий своей команды и стиля игры, в этой мете они не сильно актуальны. Сейчас в мид ходят герои с лейт потенциалом - те герои которые фармят крипов, а потом с появлением первых ранних артефактов (блудстоуны, ветра, аганимы, меки) начинают прессинг противника, а в лейте раздают не хуже обычных керри. СФ, Леший, Шторм, Квопа, Лина - все они предпочитают что-то выфармить а уж потом идти на ганги. В ваши обязанности входит: попытка переиграть вашего оппонента (добить и заластхитить больше крипов), по возможности гангать другие лайны, выносить нужные артефакты.

Хардлайнеры - те же гангеры и инициаторы, только у этих ребят в лучшем случае будет только уровень, золото вам может только снится. Герои при наличии уровня просто начинают бегать по всей карте и всяческий помогать. В ваши обязанности входит: не давать вражескому керри фармить, по возможности напрягать его и саппортов, не фидить. Если хардлайнер не нафидил свою линию - значит, что он победил её. 

Это основные роли на которые делятся герои, но так же ввиду своих особенностей героев можно поделить на подклассы (есть герои с врожденными способностями, но каждый герой может изменить подкласс с помощью артефактов):

Инициаторы - любой герой у которого есть возможность резко начать драку или ворваться уже в начавшуюся драку и накрыть всех массовым станом. Во многом эти герои - геймченджеры т.е. правильный врыв полностью меняет драку, в следствии чего и исход игры. 

Пушеры - герой у которые есть (врожденная!) предрасположенность к пушу, т.е. если отпустить этого героя, то на 20 минуте вы можете найти горящие бараки. В лобовом столкновении чаще всего не так сильны(по началу), но при правильном использовании превращаются в грозное оружие (привет Alliance), при правильной стратегии они не контрятся.

Лесники - герой который идет в лес и фармит ибо он может это делать, в зависимости от героя он начинает ранние ганги и пуш (энча, чен, энигма), либо пытается фывармить те артефакты, которые должны в дальнейшем помочь реализовать себя (дагера, меки) либо это керри которые ушли в лес(не советую), в таком случае они выходят гораздо позже чем обычные лесники, но и артефакты у их сильнее.

Нюкеры - герои которые постоянно в тебя чем-то кидаются и вносят много урона, чаще всего, нюкерами являются герои интовики с низким кд спеллов. Но так же они встречаются и среди силовиков и агильщиков.

Танк - герои которые имеют возможность впитывать кучу урона и выходить из драки живым, собрав определенные артефакты, вы скорее всего станете инициатором или героем поддержки.

Герои поддержки - герои которые собираются в максимальный профит для команды: владимир, форс, мека, шива, кираса. По факту вы присутствуете в драке, но убивать просто райткликом у вас не получается(только при удачном стечении обстоятельств), но одно ваше присутствие в драке, дает сильный буст вашей команде (главное не помереть).

От вас требуется понять, что принадлежность героя к какому-то классу, роли, подклассу, не отбирает у него возможности исполнения других ролей. Дота довольно гибкая игра, поэтому и из Шторма можно сделать пушера (а при более извращенной логике и саппорта), все зависит от того, что вам надо для победы. При наличии должного опыта и высокого уроня макро, вы сможете трезво оценивать свои возможности и применять их на поле боя.

Исходя из прочитанного, подумайте, на чем вам больше нравится играть. Что вы хотите от игры, на что вы готовы пойти ради этого? Поэтому подберите себе класс и роль под стиль игры который вам импонирует. Лично я играю на агрессивных героях, которые при наличии небольшого фарма сразу вступают в игру и начинают убивать других героев: это семми-керри, семми-саппорты, гангеры.

 Играйте от ошибок

Тут все довольно просто: побеждает именно та команда, которая совершает меньше ошибок. Довольно легко да? Я бы так не сказал, ибо играть от чужих ошибок - довольно сложно, особенно если противник ничем не уступает тебе, тогда вам придется вынуждать его совершать ошибки (еще сложнее). Принципы такой игры просты: "каждая ошибка противника - смерть" и "если не убьешь ты, то убьют тебя". Что из этого вы должны вынести для себя? Первый принцип должен навести на мысль "я должен понять, как играет мой противник, как часто он ошибается и исходя из этих данных сделать заключение об его скилле" но никогда не стоит забывать о возможности камбека и особенностях пика врага (который может быть банально сильнее в лейте, но проигрывать в ранней стадии и мид гейме), второй же "Если я не убиваю и не пытаюсь снести трон, то скорее всего его снесут мне". Второй принцип вы наверное не раз чувствовали на себе, да? Вы убиваете по началу, вам кажется, что игра будет завершена в вашу пользу, но в какой-то момент вы убедившись в своем превосходстве отпускаете противника и в итоге отпускаете игру. Такое бывало у всех.


Наверное по основам это все, теперь пару конкретных советов

  • Гнобите керри\мидеров. Вы ведь ни раз горели из-за игры в которой вас постоянно убивали? Конечно да. Легко ли вам игралось, когда вы находились под постоянным гнетом другой команды? Еще как нет. Вы думаете другие люди от вас чем-то отличаются? Определенно нет. Если хотите легкой победы, выбейте человека из равновесия, желательно того, кто играет на кор роли. Если вы следите за про сценой, то вы могли заметить, почему проигрывают Нави и ЕГ, надо задавить их мидера. В большинстве случаев, после пары смертей, что Dendi, что Sumail просто перестают играть и в 80% случаев они так и не возвращаются в игру. Так и в обычных пабах, сделайте вашему сопернику счет 0-4 до минуты 10 и считайте, что вы уже победили.
  • Знайте тайминги. Это придет с опытом, вы просто интуитивно будете знать примерные тайминги ультимейтов, выхода чужого курьера с базы (можно легко подрезать играю на определенных героях, кстати тайминги зависят от того как хорош чужой мидер и его начального закупа) это примерно 1.30-2.00, но многие сейчас несут себе фласку сразу после того как подберут руну, так что есть возможность сделать это на самом начале, респаун рошана и пропажа аегиса. Для тех кому это еще ново, зажимайте Alt и жмите на часы что находятся сверху и в чате отобразиться время в которое вы это нажали.
  • Не простакивайте станы. Это самое первое чему вы должны научится: не кидайте два стана одновременно ибо урона будет много, но время за которое можно нанести столько же урона с руки, будет меньше. Поэтому никогда не кидайте станы в 5 секундную стрелу мираны, как только вы подошли. У вас хватит времени, чтобы посмотреть на противника, сколько ему осталось еще стоять и под конец уже давайте свой. Тоже самое касается комбинации "рефрешер + ульт": никогда не жмите под ряд 2 ревейджа, 2 глобала, 2 риверс полярити. Вы многое теряете если четко не выдерживаете тайминги.
  • Не бегайте где вам хочется. Передвижения очень важны в игре, поэтому никогда не бегайте там, где у вас есть риск подставится, поэтому всегда выбирайте не тот путь, что короче, а тот что безопаснее ибо кто знает, кого можно встретить на короткой тропинке.
  • Не теряйте голову. Никогда не фармите чужой\свой лес когда ваш противник только что отбился от вас при этом убив парочку ваших тиммейтов. Самые мозговитые игроки, знают об этой особенности и поэтому будут рады нажать смоук и забежать к вам\себе в лес. Обычно этот смоук окупается в 80% случаев. Лучше отсидитесь на базе или фармите под вардами\возле пушки\отдефайте другие линии.
  • Стакайте крипов. Очень полезно если хотите разогнать кого-то из ваших героев по фарму или при наличии аое спеллов вы можете это сами зафармить. Не ленитесь, ибо делая стаки вы инвестируете в свое будущее!
  • Лучше не рискуй. В соло РММе никогда, не берите офигенную связку масс ультимейтов, никогда. Ибо чаще всего это заканчивается жуткими фейлами из-за отсутствия коммуникации. Да и людям которые в первый раз видят друг друга, довольно трудно реализоваться с таким-то пиком. Вроде как на бумаге все отлично: магнус врывается и дает ульт в 3, тут сф прыгает и хочет ультануть в толпу, но магнус вывозит их от туда т.к. пытается нанести максимальный урон и забрать противника подальше от своих. Тут может быть много нюансов, но все сводится к банальному отсутствию координации.
  • Не ставьте крест на игроках. Небольшой совет для тех, кто думает, что если один раз парень сыграл как рак, то и дальше он так будет играть. Мой опыт, подсказывает, что у всех бывают неудачные дни и игры, поэтому мутить после одной игры и дождить - глупо, т.к. одна игра не показатель.
  • Не сосредотачивайтесь на чем-то одном. Чем больше вы задач выполняете, тем лучше: пока вы добиваете крипов, у вас есть время прочекать карту, посмотреть на уровни ваших соперников, проверить наличие артефактов\рун, вардов на карте. Всегда полезно получить какую-то информацию, в  дальнейшем она вам пригодится.
  • Трезво оценивайте ситуацию. Когда вас пушат в 5 человек, вы естественно идете на дэф, но если скажем ваш ВК или Морта не идут, а продолжают пушить т1, не кричите им чтобы они шли дэфать. Эти оба героя бесполезны на дэфе, они максимум могут принять участие в файте, но не дэфе. Дэфом должны заниматься герои у которые есть аое спеллы, желательно с большим каст рейджом, чтобы максимально далеко кинуть спелл на крипов и отойти. Шейкер, винтер виверна, винд рейджер, лешрак - отлично подойдет для дэфа, главное быстро убить крипов и отойти. Но герои с соло таргет спеллами, просто не способны это делать, поэтому не отвлекайте их попросту.
  • Каждому действию противника, должно быть ваше противодействие. Дота в своем идеале, должна исполняться зеркально: вам сносят бот, сносите топ. Убили вашего керри, постарайтесь убить чужого и т.д., но если же вы или ваш противник, не делаете этого, а только прогибаетесь под противником, то скорее всего вы проиграете.
  • Пикайте станы. Дружно забудьте пики Goblak'a и пикайте станы т.к. чем больше станов, тем больше контроля, а контроль в доте решает многое и лишним никогда не бывает.
  • Не играйте в много. После пары поражений под ряд идите играйте не в рмм или вообще не в доту (вариант сходить на улицу тоже приемлем). Проще всего поднимать играя по 2-3 игры в день. Лузстрики появляются как раз из-за невозможности остановится, а это не очень хорошо и заканчивается словами "блин, ну как я мог столько проиграть?!?!".
  • Научитесь добивать и денаить крипов, не бить а именно добивать. Добивая крипов вы держите линию, когда керри держит линию: он не отходит далеко от вышки (шанс на ганг персонажа уменьшается), саппортам проще зонить вражеского героя, чем больше крипов вы добьете, тем быстрее появятся ваши артефакты и увеличится уровень персонажа. Денай чужих крипов помогает держать линию на месте, вражеский герои будет получать меньше опыта, чем он мог.

Подойдя к концу, хочу отметить, что это далеко не все, хотелось бы еще многое рассказать: о других ролях, вардинге, саппортинге и прочем, но пока закончу на этом.

Как апать РММ или для самых маленьких

Если ваша цель, исключительно апнуть рмм, то предлагаю вам этих героев: сикер, лешрак, земляной дух, феникс, мипо. Научившись играть на них, вам не составит труда вытащить игру даже в одно лицо. Многие бустят на этих героях от 4к до 5к с минимальным количеством проигрышей. Поэтому не рвитесь в РММ, попытайтесь играть в обычном ММе и там оттачивать свои навыки и когда поймете, что освоили героя и готовы к покорению РММа, то действуйте. Удачных игр и до скорого!