Chain World - Игра или Религия?
Джейсон Рорэр (Jason Rohrer) известен не только свои эксцентричным стилем жизни, но и своими гениально необычными играми. Он живет достаточно закрытой жизнью в пустынном городе Лас Крусес, штат Нью-Мексико. У него нет машины и он не верит в такую вещь как вакцины. В свои 33 года он работает из домашнего офиса, где он пишет код для игр сидя на замотанном клейкой лентой кресле. Он отвозит своего сына Меза (Mez) на гимнастику и класс актерского мастерства на своем велосипеде лаймового цвета, а на выходных он занимается рисованием со своим сыном Айзой (Ayza). (Mez получил свое имя благодаря номерному знаку автомобиля, имя Ayza получилось после смешивания нескольких букв из игры Scrabble)
Утром 24 Февраля Рорэр отвлекся от программирования и отправился на велосипеде в местный магазин Best Buy. Он заплатил $19.99 за 4-гигабайтный USB стик упакованный в черный корпус. На следующий день он зачистил логотипы с карточки придав ей текстуру отполированного метала, который напомнил ему что-то из фильма Mad Max. После, воспользовавшись акриловой краской сына, он нарисовал уникальный рисунок на обеих сторонах – цепочку точек напоминающих что-то из искусства Аборигенов, которое он когда-то видел.
В скором времени эта флэшка будет содержать в себе ранее невиданную игру. Она будет существовать на этой карточке и нигде более. Согласно правилам установленным Роэром, только один человек на земле может играть в игру в одно время. Игрок будет изменять мир игры своими действиями. После, когда персонаж игрока умрет, человек должен передать флэшку другому человеку, который продолжит игру в цифровом мире измененном своим предшественником – и так из года в год, на протяжении десятилетий, поколений, эпох. В представлении Рорэр, его игра будет во многом похожа на религию – святой ковчег, свод заповедей, чувство таинственности и смертности, и мистического ожидания. По крайней мере такой была оригинальная задумка, прежде чем все приняло причудливый оборот. Прежде чем Chain World, как и религия, мутировала из под контроля.
Рорэр представил Chain World в 2011 году на конкурсе Game Design Challenge проходящем 4 Марта на конференции Game Developers Conference в Сан-Франциско. В этом конкурсе три игровых дизайнера соревнуются для создания видеоигры добивающейся невероятно амбициозной цели, которую видеоигры не должны достигать, например, рассказать любовную историю или выиграть Нобелевскую Премию Мира. У дизайнеров есть приблизительно шесть недель чтобы придумать концепцию или прототип основанный на теме заданной организаторами, после этого у них есть 15 минут чтобы вкратце пересказать свою идею аудитории. Дизайнер, которому хлопали активнее всего , будет объявлен победителем. Конкурс позволяет лучшим умам в их сфере деятельности показать свои сильные стороны, кроме того он является меткой того насколько эволюционировали игры. Когда геймдизайнер Эрик Циммерман запустил первый конкурс семь лет назад, видеоигры разрабатывались командой художников и программистов в крупной компании вроде Electronic Arts или Activision; в таких играх были пушки и 3-D груди, а еще вы играли на PC или консоли. Сегодня существует множество фестивалей независимых разработчиков игры где такие люди как Рорэр – создатели, работающие соло или в маленьких группах и чьи игры могут быть концептуально инновационными, личными или просту причудливыми – могут обсудить как игры стали потрясающей формой искусства в 21 веке.
Конкурс – одно из мест, где люди с двух сторон индустрии встречаются каждый год чтобы сражаться как равные. Победитель конкурса в 2004 году был Уилл Райт(Will Wright) известный по играм SimCity/Sims; его игра рассказывающая историю любви превратила обычный шутер по Второй Мировой в “first-person kisser” (поцелуй от первого лица). Победителем в прошлом году стал Дженова Чен (Jenova Chen), дизайнер таких затягивающих зен-игр как flOw и Flower. Его проект назывался HeavenVill – что-то вроде биржи измеряющей социальную ценность мертвых людей.
Организатор конкурса, Циммерман, решил, что темой этого года будет “Больше чем Иисус: игра как религия” (“Сперва я подумал, что это одна из самых неуместных тем для меня. Я – атеист.” – рассказал Рорэр). Однако это была очень подходящая тема так как гейминг сегодня зачастую включает себя особенности того, как она может влиять на поведение игроков в реальной жизни. Чрезвычайна популярные социальные игры вроде FarmVille и её многочисленные клоны просочились в нашу повседневную жизнь незаметно, но повсеместно. Общая идея заключается в том, что игровая механика должна проникать в жизнь – это известно под термином игрофикация. Для этого подхода есть как коммерческое использование (игроки активнее участвуют в жизни брэнда или сервисом) и политическое/филантропическое использование (убедить людей использовать меньше не возобновляемых ресурсов), в любом случае, игрофикация выступает в пользу чего либо – как и религиозные фигуры – попытки установить невидимую систему наград поверх мира. Многие игроки находят это слишком покровительствующим, словно игры превращаются в Коробку Скиннера манипулирующую людьми чтобы те покупали больше бургеров или жертвовали больше денег в фонды Darfur. И если у противников такого отношения к игрокам есть главный противник, то им вполне может быть Джейсо Рорэр. Чаще чем прочие дизайнеры, Рорэр озвучивает идею, что игры могут быть целью сами по себе, способ выражения невыразимого. Его самым известным проектом, Passage, симулирует всю человеческую жизнь всего за пять минут. Inside a Star-Filled Sky является шутером исследующим идею бесконечности. “Все эти идеи сочетаются друг с другом прагматически благодаря, казалось бы, только удаче, однако на самом деле это выражение того насколько он умный дизайнер“ – рассказывает Лей Александра, журналистка освещавшая конкурс в этом году для сайта Gamasutra.
Рорэр оказался единственным из участников, который адресовал тему напрямую. Прошлый победитель, Дженова Чен, пересказывающий свою идею тысяче игроков набитых в зал и пишущих твиты и ведущие лайвблог как сумасшедшие, представил расплывчатую идею, вплетая в монолог мысли о консьюмеризме и позитивной психологии прежде чем предложил некий пользовательский виджет для сайта TED. Его презентация была встречена тишиной, за которой последовали жиденькие аплодисменты из вежливости. Джон Ромеро оказался более успешным. Со-создатель Doom и Quake пересказал аудиторий идею игры-симуляции раннего Христианства вращающейся вокруг созданного Джоном аккаунта на Twitter. Ромеро заявил, что первые 12 последователей @messiah6502 будут “апостолами”, он искал первых последователей прямо среди аудитории, а также исполнял “чудеса”.
В ретроспективе, замечательной особенностью презентации Рорэра стало то, насколько понятной она была. На основе его игр могло бы создаться впечатление задумчивого и жесткого человека, однако на деле он оказался чуть ли не весельчаком. Ростом за два метра (~203 см), худощавый и с изможденным симпатичным лицом, Рорэр вышел на подиум в плохо сидящих джинсах и кофте с капюшоном, и на протяжении 13 минут он полностью овладел вниманием и воображением аудитории, не описывая какое-то непонятное видение игры, но просто шаг за шагом объясняя как он решил непростую проблему.
Так как можно создать игру представляющей собой идею религии, особенно если вы атеист? Рорэр начал с того, что определил какая духовная практика интересовала его больше всего, что-то что, могло объяснять физическую мистику повседневной жизни человека. Рорэр рассказал о своем дедушке, ярком человеке служившим в качестве мэра маленького городка в Огайо и который оставил за собой наследие быстро превратившееся в легенды – дом, который он построил и как он изменил путь прокладываемой межштатной трассы вокруг города. В семье Рорэра, эти физические места превратились в своего рода святыни. “Мы становимся богами для тех, кто идет за нами” – заметил Рорэр публике.
Девять заповедей Chain World
Гейм дизайнер Джейсон Рорэр столкнулся с непростой задачей – создать игру являющуюся одновременно религией. Как и с любой другой хорошей игрой, или хорошей религией, она вышла со сводом простых и понятных правил. Просто подключите флэшку содержащую в себе Chain World и следуйте описанным шагам.
- Запустите Chain World через файл run_ChainWorld.
- Начните одиночную игру и выберите “Chain World”
- Играйте до тех пор пока персонаж не умрет один раз.
3a. Возведение знаков с текстом запрещено – ваши работы должны говорить сами за себя.
3b. Суицид приемлем. - Сразу после смерти и респавна выйдете в меню.
- Позвольте миру сохраниться.
- Выйдите из игры и подождите пока игра автоматически перезапишет себя на USB.
- Передайте USB человеку высказавшему интерес.
- Никогда не обсуждайте что вы видели и делали в Chain World.
- Никогда не играйте снова.
Он хотел, чтобы игра поощряла в игроках размышления о монументах тех богов, это значит, что ему потребуется среда, где вы сможете построить вещи на которые могут наткнуться будущие игроки и обдумать их значение. После этого на экране появился слайд с Minecraft, являющаяся приключенческой игрой с неисчерпаемым разнообразием виртуального Lego. Minecraft позволяет вам путешествовать по равнинам, горам и пустыням, выкладывать из кубиков убежища от ночных монстров или что-то другое – все что угодно. YouTube полон роликами в которых игроки демонстрируют захватывающие творения: города, известные по реальному миру достопримечательности, космические корабли вроде Enterprise из Star Trek, или воплощенные в кубическом мире другие миры – Game of Thrones, Lord of the Rings, World of Warcraft и прочее. Chain World, как объяснил Рорэр, представляет собой модификацию, кастомную версию Minecraft включающую в себя ряд правил управляющих тем как проходит игра. И особенно крутой частью этой идеи является то, что игра располагается на одной флэшке. Только на одной.
Сказав это он запустил руку в карман джинсов и вытащил флэшку. “Это единственная копия в мире!” – скзал он. “А вот канонические правила Chain World.” За этим последовало описание ключевых заповедей. Не возведи ты знаки – ваши творения должны говорить сами за себя. Играй пока не умрешь один раз – никаких повторений или продолжений (Зомби и пауки появляются время от времени на пустом месте чтобы те поспешили со своими творениями и исследованиями). Не упоминай игру и все что ты видел в ней. После этого передай флэшку кому-либо, кто проявил интерес. Рорэр рассказал, что он был первым игроком, первым, кто оставил свой след в Chain World. ”Меня постигла одна из самых душераздирающих и горьких смертей, которую я когда-либо испытывал в игре. Мой сын, который сидел рядом, был в слезах, он хотел вырвать флэшку из компьютера и растоптать её. ‘Но мы же ничего не сделали для них! Мы не оставили ничего, что бы могли найти другие!’” – Рорэр вздохнул. “Итак, кто-то в аудитории должен будет стать игроком номер… два” – сказал он держа флэшку перед собой. Аудитория взорвалась криками, в переднем ряду Рорэр увидел несколько знакомых человек тянущих руки и сказал с улыбкой “Я не могу дать это другу.”
Дальше, играя роль Бога, он взглянул перед собой и увидел калеку. Низкорослого, в очках без оправы. Одной рукой он сжимал металлический ходунок, а второй тянулся к Chain World.
Я не могу поверить, что все это происходит, подумал Рорэр. Он положил флэшку в руку мужчины. Что он сказал дальше, некоторые услышали как “Исцелись”, хотя на деле это было что-то испуганного блеяния“Хан-йееей!” Рорэр вернулся к подиуму, а мужчина с ходунком пробормотал “Спасибо” и поклонился перед толпой.
Рорэр с легкостью выиграл победу аплодисментами, а история о Chain World быстро просочилась за двери зала. Автор на сайте IGN написал “В Пятницу, 4 Марта, я был свидетелем чего-то невероятного”. Журналист сайта Rock, Paper Shotgun опубликовал “Я чувствую отчаянную грусть о том, что скорее всего никогда не увижу Chain World, однако рад тому, что он где-то там, развивается в тайне.”
Джиа Джа, парень, которому Рорэр передал Chain World, на самом деле оказался не калекой. Скорее, как он себя называет “недотепа”. Он использовал ходунок потому что ночью перед конкурсом он получил травму танцуя на вечеринке устроенной Electronic Arts.
Согласно Джа, в момент, когда он встал и потянулся за флэшкой, все о чем он думал это “Крутая игра. Хотел бы сыграть.” 27-летний парень вращался в игровой индустрии уже несколько лет, разрабатывая фитнесс-софт для пожилых людей, а также программировал алгоритмы для онлайновой мультиплеерной игры A Tale in the Desert. В 2008 году, после землетрясения в Китайской провинции Сишуань, где родился Джа, переместило его внимание на благотворительность, запустив стартап Couchchange.org помогающую некоммерческим организациям собрать финансирование через “забытые активы” вроде мили у авиакомпаний или старые подарочные карточки.
Двадцатью минутами после проведения конкурса, Джа встретил Джейн МакГонигал спускающуюся по эскалатору в конференц-центре. МакГониал находится в первых рядах сторонников игрофикации; она написала книгу-бестселлер Reality is Broken о том как игры способны влиять на мир. У Джа появилась идея для Chain World. Он спросил. Не хотела бы МакГонигал поиграть в Chain World когда-нибудь в будущем ради некой лучшей цели. Она с охотой согласилась. Теперь, находясь в “режиме сбора финансов”, Джа рассказал, что аналогичное обещание он получил от Уилл Райта. В концепции Джа для Chain World он представил, что какой-нибудь обычный человек выставит флэшку на “аукцион” в котором он выберет следующего игрока, который после этого передаст игру како-либо знаменитости, та в свою очередь, выберет следующего обычного человека, которого он посчитает подходящим. Таким образом, обычные люди будут чередоваться с известными людьми, играя в одном мире, “прямо как благотворительные гольф соревнования” говорит Джа.
Но кто есть Джа чтобы так менять задумку Рорэра? Но, разве это не является всей идеей игры? Как игрок, “вы бог Chain World” – говорит Джа, “Вы сами можете устанавливать указы.”
После конкурса Джа сразу же отправился на Конференцию Разработчиков Игры на Гавайи. Следующие три месяца он проведет путешествуя по Большому Острову, оставаясь на ночь на кушетках или с хиппи-сообществом которому он помогал собирать финансы. Для защиты Chain World от влажности, Джа носил флэшку в сумке скорой медицинской помощи, которая содержала гель для онемения, модуль для считывания кредитной карточки для iPhone и тампоны (медицинские).
Неделей после конкурса Джа выставил флэшку на аукцион на сайте eBay. “Благотворительный аукцион на роль третьего игрока Chain World”, написал он, добавляя, что победитель должен согласиться отправить игру МакГонигал после того, как его персонаж погибнет. Он запустил небольшой сайт chainworld.org, где были перечислены слоты для будущих игроков; Уилл Райт был находился на шестом месте. Все доходы от аукциона перечислялись в фонд Gamers Give Back, который дарит консоли и игры больным детям. На следующий день максимальная ставка составила всего $25. Джа решил, что аукцион не удался.
Дариус Каземи, гейм дизайнер из Бостона, также посещал Конференцию Разработчиков Игр, однако пропустил конкурс. Впрочем, он видел как люди “со сверкающими глазами выходили из зала обсуждая насколько крутую игру придумал Джейсон” и после того, как он увидел страничку аукциона и списком будущих игроков на chainworld.org, он “затрясся от злости”. Тот факт, что такой интригующий предмет искусства моментально превратился в товар и был спрятан за замком открываемым только деньгами – это был слишком. “Это было что-то вроде эстетического убийства” – рассказал Дариус.
Каземи решил сделать собственную ставку за флэшку, но не просто чтобы поиграть в Chain World, но чтобы он мог “выпустить её на свободу”. Он также написал яростный комментарий на chainworld.org, который опубликовал у себя в блоге, фактически активируя сигнал тревоги в круге игр-искусства. Один из комментаторов высказался, что было бы неплохо, если недавнее цунами “убило бы Джи Джа и флэшку бы получил человек способный следовать правилам.” (МакГонигал отстаивала позицию через Twitter говоря: “Вы всерьез против того, чтобы собрать деньги для больных детей? Господи боже мой.” Райт заявил для Wired, что он не помнит как его просили поиграть в Chain World.) Даже сам создатель игры присоединился высказавшись через Twitter: “Я в вашем храме переворачиваю ваши столы” – добавляя, “Тот, кто выиграет Chain World не должен отсылать флэшку МакГонигал.”
Таким образом, пока росло напряжение, росли и ставки на аукционе. Дариус Каземи попросил всех своих знакомых помочь собрав $875, однако этого оказалось недостаточно. Победителем аукциона оказалась анонимная личность зовущая себя Positional Super Ko указывающее на правило в популярной азиатской игре Го. За право сыграть в Chain World один раз, Positional Super Ko заплатил $3,300.
Тем временем шумиха вокруг Chain World росла, появлялись сотни твитов, стало возможным определить что простое создание Рорэра говорит об играх, религии и человеческом поведении:
-
Ничего. “Это произведение искусства. Рорэр и Джа были в сговоре, играя заранее определенные роли”. Рорэр в email переписке убеждал что это не так: “Мистер Джа является силой Природы, феноменом, и я не говорю об этом как о чем-то положительном.”
-
Религия тупа. “Моей любимой вещью из этой ситуации является то, что это отражает глубокую смертельную болезнь, которой является религия – летальная смесь мегаломаниакальный солипсизм, параноидальная шизофрения, платонический идеализм, банальные схемы-пирамиды, аутентичный низовой коллективизм, и старое доброе презрение” – говорит Фрэнк Ланц, креативный директор Zynga New York.
-
Религия это не только её священный текст. “Это было не что-то что я бы хотел видеть” – говорит Рорэр. “С другой стороны, это интересно как Джа взял мое создание и умудрился разозлить меня им.” Если бы религия вращалась вокруг ритуалов и традиций, не святого текста, тогда Джа был подарком для Chain World, обогащая его куда больше чем об этом мог надеяться его создатель.
-
Рорэр и прочие арт-геймеры слишком серьезно относятся к этому. Джа сделал услугу для игрового сообщества показывая претенциозность этого закрытого сообщества.
-
Рорэр – гений. Правила закодированные в Chain World были настолько гениальны, что “даже то, что кажется извращением идеи создателя только служит для укрепления метафоры” –говорит Лей Александра из Gamasutra. Другими словами: Рорэр создал игру о том, что религия – это истории рассказываемые о прошлом. Теперь, люди не просто создавали непредсказуемые истории об игре, они начали создавать новые мифы вокруг игры. “Она практически приняла собственную форму” – говорит игровой теоретик Йэн Богост. “Это одновременно ужасно и красиво.”
-
Рорэр – Бог. Некоторые из любимых произведений искусства Рорэра – Бледное Пламя Владимира Набокова, фильм Memento Кристофера Нолана – оба содержат невероятных рассказчиков. Сложно избежать этого ощущения, хотя и абсурдного, что благодаря Chain World, создал своего собственного невероятного рассказчика, что Джиа Джа был и в каком то смысле является творением самой игры.
Поздней весной, когда банковский счет Рорэра был близок к нулю и его семья жила за счет небольших продаж его игр о смерти и осознании бесконечности, он обдумал идею создания онлайновой версии Chain World за которую он мог бы брать небольшие деньги у заинтересованных игроков. “В моих глазах виделись только долларовые знаки – что бывает с любым основателем новой религии”.
Тем временем история Chain World подходит к очередному крутому повороту. На Twitter, анонимный победитель аукциона флэшки начал публиковать закодированные сообщения относящиеся к игре Го, указывающие на предотвращение “скучных тупиковых ситуаций”. В чате с Wired, Positional Super Ko раскрыл, что за этим ником скрывается женщина живущая в одном из крупнейших городов США и её целью является “восстановление чувства мистичности вокруг игры”. Она не рассказала то, планирует ли отсылать флэшку Джейн МакГонигал после завершения своего “раунда”.
Super Ko, судя по всему, является сторонникам оригинального видения Рорэра для игры и отрицает видение Джа – и, неожиданно, сам Джа говорит, что хочет восстановить чувство мистики вокруг Chain World. “Обладание этой игрой – буквально бремя, что справедливо для большинства священных артефактов” – рассказал он в Апреле 2011 года будучи на Гавайях. “Хочу избавиться от неё.”
Он пообещал отправить $1,000 в фонд Gamers Give Back и остаток передать в фонд поддержки пострадавшим после цунами на Гавайях. В Мае, Джа написал email: “Победитель аукциона получил оригинальную флэшку.” Кроме того он приложил три видео. В первом он рассказывает кто он, что находится на Гавайях и у него на шее прикреплена флэшка с Chain World, во втором ролике видно как он передает флэшку молчаливому мужчине с посохом в руке; Джа обратился к нему как к “Страж Храма”. В третьем видео Джа находится на площадке для наблюдения ща вулканом Килауэа, позади виден дым исходяий из кратера. Джа говорит, что флэшка принесла ему много бед показывая флэшку с орнаментом на камере. С улыбкой Джа говорит, что наверное может уничтожить игру в лаве после чего досчитал до трех и кинул что-то в небо.
Рорэр видел ролики и считает, что Джа только сделал вид будто бросил флэшку. “Мне кажется, что все это инсценировка чтобы не дать людям найти истинное местонахождение флэшки.” Позже Рорэр заявит, что он решил не делать онлайновую игру Chain World – его время ограниченно и в будущем будут другие миры для создания. “Просмотр этих роликов напомнил мне почему я не живу в коммуне. Но Гавайи выглядят как неплохое место для жизни.”
Jason Fagone. Wired.
- StarCraft Remastered и StarCraft 2 выйдут в PC Game Pass 5 ноября
- Фанаты воссоздали демоверсию Hollow Knight: Silksong в Minecraft
- В Minecraft случился собственный "Чернобыль", когда один игрок подкинул рыбу в ядерный реактор