Свобода вопреки смерти
Обзор Final Fantasy XVI
Клайв превращается в огромное огненное чудовище и начинает дубасить титана кулаками с невероятной скоростью. Увы, тому на это наплевать, он отшвыривает героя, и начинается фрагмент, больше напоминающий Sonic, да еще и под музыку, которая отсылает к Prodigy. “Это точно Final Fantasy?”, спрашиваю я у себя. “Это точно Final Fantasy!”, отвечаю я себе спустя почти 55 часов и три попытки сдержать слезы за последний час игры.
Final Fantasy, да и сам жанр JRPG, на самом деле сложно назвать детским или светлым. Да, внешне это милые игры, в которых круглолицые герои с огромными глазами путешествуют и сражаются. А в конце обязательно убивают бога. Даже мемы про это уже давно созданы.
16 часть великой серии скинула с себя розовую обложку и перестала делать плохую мину: да, это мрачная игра со сложными героями, действие которой происходит в умирающем мире. В нем балом правят предательства, а люди готовы продавать любимых и членов семьи ради власти. В первых синематиках игры уже есть кровь, кавалерия на чокобо, бегущая на смерть, и много жестокости. Словно спин-офф Dragon Age.
Мир разделен на два огромных континента, поделенных между пятью государствами, каждое из которых владеет или жаждет получить огромные кристаллы. Цивилизация целиком зависит от магии, источники которой в осколках кристаллов или во врожденном даре. Людей с ним тут называют носители. Это низшая каста мира, буквально отбросы общества.
У каждого из государств есть айкон или даже несколько из них. Это доминанты-носители, обладающие способностью превращаться в гигантских исполинов. Вот к ним отношение уже иное, они могут править странами и занимают важные роли на местном политическом и военном поле.
Однако в мире игры вовсе не золотой век процветания. Нет, до ренессанса еще далеко, а сейчас земли захватил мор. Он медленно, но верно отнимает пахотные территории, убивает государства и грозит апокалипсисом.
Играть предстоит за Клайва, наследного принца одного из герцогств большого мира. У него правильный и справедливый отец-король, красавица-мать с амбициями править миром, братишка с даром превращения в огромного Феникса, изрыгающего пламя — типичная семейка из JRPG.
Увы, мать предает всю семью, король умирает, младший брат погибает от рук Клайва, который внезапно открывает в себе силы превращения в монстра. После этого он попадает в рабство в элитный отряд, и лишь через 13 лет после этих событий начинается Final Fantasy XVI.
Если коротко, то сюжетная линия игры масштабна и напоминает отличные фэнтезийные истории. Тут есть политика, любовные линии, гонения на носителей, вопросы свободы, любви, смерти и многое-многое другое. Клайв попадает в ряды повстанцев, а затем и сам возглавляет их, попутно неся “добро и справедливость” в своем понимании на земли континента.
Есть в японской игровой индустрии одно важное качество, которое можно встретить в таком изобилии только в играх из Страны восходящего солнца. Речь идет о философии, символизме и рефлексии.
В одной NieR:Automata Йоко Таро запихнул столько тем, что можно затеряться, пока будешь их разбирать. Здесь они более прямолинейные, но символизм зашкаливает. Думаете, что вы поняли концовку игры? Будьте внимательнее, все подсказки в мелочах.
И если в играх можно уже устать немного от избитых вопросов о судьбе, то тут японцы поднимают другую тему — свободу воли, и зачем она нужна. Всю игру герой задается этим вопросом, да и главный злодей сожалеет, что у людей она появилась. Сам поход Клайва — революция против всего, что происходит в мире. Он хочет освободить носителей, но сам страдает от своего предназначения, а затем принимает его. Есть ли у него свобода воли в таком случае или подчинение судьбе и ее принятие и есть акт настоящей воли?
Весь сюжет можно рассматривать с массы различных перспектив: с одной стороны, это история того, как Клайв теряет веру в себя, а затем снова принимает собственное я, воспитывает любовь к себе и строит новую семью. Сгорая, возрождается вновь.
С другой стороны — огромные и опасные айконы. Кайдзю не просто так появились в японской культуре в качестве ответа на страх ядерных бомбардировок, а в первых фильмах монстры или появлялись из-за испытаний или пробуждались после взрывов. Даже текстура кожи Годзиллы изначально напоминала радиоционные шрамы выживших после Хиросимы и Нагасаки. Не просто так Ифрит Клайва это почти Годзилла. Да и кратер после первой схватки Ифрита и Феникса говорит сам за себя.
Сейчас будет спойлер!
Но один из главных героев, которого никак нельзя назвать отрицательным, в форме айкона буквально стирает город с лица земли, а затем всю оставшуюся игру ищет искупление и много рефлексирует на эту тему. При этом его разум затуманил главный злодей. Ну чем не Оппенгеймер вымышленного фэнтезийного королевства? Может, и мор — это радиация, а главный герой пытается избавиться от оружия массового поражения?
Спойлер закончился!
Но сюжет и ролики — только часть игры, насколько бы красивыми не были сами сцены. Графика даже просто во время перемещения по миру местами напоминает CGI-фильм с живыми актерами. Увы, есть и избитые японские приемы. Ну любят в этой стране пихать в игры темницы с одной текстурой каменной стены и болота. Ничего не поделать.
Что касается боевой системы, то тут у Square Enix получилось каким-то чудесным образом совместить дух классических JRPG и скорость и красоту слэшеров. Действие происходит в реальном времени, а управляем мы только Клайвом. Даже его верный суперпес Торгал ограничен в плане контроля: у него всего три команды.
Сам Клайв — супергерой с огненным мечом. Он носится по полю боя, использует множество различных атак, а чем дольше играем, тем больше способностей он получает. К концу это настоящая машина по убийству врагов в огромных количествах, а некоторые сцены могут даже немного напоминать Dynasty Warrios — так много врагов в одном месте.
Кому-то может не понравится, что тут есть по-настоящему толстые враги, но это дань уважения классическим JRPG, в которых циклы ходов вашей команды могли повторяться десятки раз. Тут также нужно правильно оглушать врагов, копить способности, а затем обрушивать их на голову соперников. С некоторыми боссами нужно три, а иногда четыре подобных подхода, но теперь все это в реальном времени и с одним героем.
Ну и вишенка на торте всех боевых сцен и сражений — схватки айконов. Когда Клайв превращается в титанического Ифрита, а затем сражается с другими айконами, то в некоторых сценах можно найти челюсть около пола. Очень красиво, зрелищно и грамотно поставлено в лучших традициях аниме.
Однако, не обошлось и без минусов. Одна из самых слабых сторон игры — побочные истории. Их много, но часто это очень простые квесты в духе подай-принеси. Но даже такие могут запомниться. Например, тут есть два задания, в которых открывается отношение обычных людей к носителям магии. В одном мы думаем, что ищем песика, а оказывается, что так тут девочка относится к служанке, а в другом волкодав мальчика убивает носителей ему в потеху. Становится мерзко. Мрачный мир и сегрегация населения, ничего не поделать.
Другая часть игры, которую никак нельзя назвать сильной — непроработанные персонажи-девушки. Возлюбленная главного героя Джилл просто существует, у нее есть силы, но она слишком мягкая. Будто у нее всегда одно настроение. Ее пытаются раскрыть в одной из глав, но выходит это очень однобоко. Мать Клайва также злая, просто потому что злая. Откуда у нее нелюбовь к носителям? Бенедикта просто красивая и стерва, но не более того. Среди всех них выделяется только Мид, но и у нее есть черты характера, которые никак не были раскрыты.
Это сильно контрастирует с Айрис или Тифой из Final Fantasy VII, каждая из которых обладает массой экранного времени, продуманной предысторией и диалогами.
Также игра — настоящий аттракцион в стиле американских горок, в которых есть как медленные подъемы, так и места с набором скорости. В одни моменты видно, что в сцены было вложено огромное количество денег и любви, а потом можно три часа бегать по не самому интересному открытому миру, убивая мобов.
Тем не менее Final Fantasy XVI обладает одним из самых важных качеств видеоигр, которые будто остались в прошлом. Она искренняя, заставляет сопереживать героям, радоваться за них и трепетать в самые зрелищные моменты. Она дарит эмоции, после нее хочется размышлять о том, что происходило в игре и задаваться вечными вопросами семьи, дружбы, жизни, свободы, любви и судьбы.
Настоящая сказка с идеальным волшебным музыкальным сопровождением в духе серии, пусть и не без скучных страниц.
Копия Final Fantasy XVI была предоставлена компанией "Ачивка".
- Хиронобу Сакагути не планирует возвращаться к Final Fantasy, Blue Dragon или Lost Odyssey
- Visions of Mana от Square Enix выйдет в конце августа
- Octopath Traveler 2 вышла на Xbox и в Game Pass — тираж серии достиг 4 млн копий